Гиперактивность у детей до года признаки: симптомы и признаки, как проявляется патология у детей до года? – Признаки гиперактивности у ребенка до года, ее проявления в 4 месяца.

Содержание

симптомы и признаки, как проявляется патология у детей до года?

Каждый ребенок активен и любознателен – это является нормой, ведь малыш активно познает окружающий мир, и все, что происходит вокруг него, вызывает неподдельный интерес. Если активность ребенка чрезмерна, это может считаться патологией.

Поэтому родителям следует внимательно отмечать любые изменения в состоянии грудничка, ведь они могут свидетельствовать об отклонениях, таких как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Какие симптомы и признаки указывают на наличие гиперактивности у грудничков и детей до года? Расскажем подробнее.

Характеристика патологии

Гиперактивность – отклонение в работе нервной системы, при котором все процессы в головном мозге, отвечающие за возбуждение, происходят более интенсивно, чем у деток той или иной возрастной группы.

Клетки головного мозга постоянно вырабатывают нервные импульсы, которые отвечают за все жизненно-важные процессы в организме.

У гиперактивных деток это происходит более интенсивно: они неусидчивы, невнимательны, непослушны.

И это не является особенностью характера или темперамента, которые у грудничка еще не сформированы.

Проявления патологии встречаются у 5-7% новорожденных в возрасте до 1 года, причем мальчики сталкиваются с проблемой гораздо чаще.

Гиперактивный ребенок отличается хорошим физическим развитием, быстрее осваивает двигательные навыки (умение переворачиваться, сидеть, ползать).

Этиология заболевания

Синдром у грудничков может развиваться вследствие многочисленных причин.

Неблагоприятные факторы принято делить на 3 группы: внутриутробные, то есть развивающиеся в процессе вынашивания, родовые (возникающие при родах), иные факторы риска.

К внутриутробным причинам относят гипоксию плода, неправильное питание будущей матери, наличие у нее вредных привычек, подверженность стрессам и депрессиям.

Родовые факторы включают:

  • Осложнения в процессе родов (использование вспомогательных средств для успешного родоразрешения).
  • Затяжные или стремительные роды.
  • Травмы, полученные при прохождении по родовым путям.
  • Появление на свет раньше положенного срока.

Риск развития патологии повышают отягощенная наследственность, сильная интоксикация организма беременной или плода.

Основные признаки

Выявить патологию у грудничков сложно, ведь характер ребенка, его темперамент и модель поведения еще не определены в полной мере. Он еще не может выражать эмоции, характеризовать свое состояние.

Что может свидетельствовать о наличии отклонений:

  • Нарушение сна, когда ребенок может по нескольку раз просыпаться, реагируя даже на самый незначительный шум. Часто такие детки путают режим дня, то есть днем спят практически все время, а ночью бодрствуют.
  • Повышенная двигательная активность. Конечности постоянно двигаются, незначительная активность наблюдается и в периоды сна.
  • Сильный и продолжительный плач. Малыш кричит даже тогда, когда не ощущает голода, боли или дискомфорта.
  • Чрезмерная напряженность мышц, гипертонус.
  • Обильные срыгивания, переходящие в рвоту, которые наблюдаются как сразу после кормлений, так и через некоторое время.
  • Повышенная возбудимость. Из равновесия ребенка могут вывести любые раздражители, например, яркий свет, звуки.
  • Малыша очень сложно пеленать: он активно сопротивляется.
  • Он обращает внимание на игрушки, однако, такое внимание имеет краткосрочный характер.
  • Он негативно реагирует на присутствие посторонних, малознакомых людей.

Эти симптомы могут проявляться и у здоровых деток, однако, это происходит периодически, например, если их что-то беспокоит (колики, голод, мокрые пеленки).

У гиперактивных деток подобные проявления имеют постоянный характер.

Нужно ли лечить ребенка

Бывает так, что наличие симптомов, о которых говорилось выше, не является патологией. Ребенку не требуется специфическое лечение.

Не следует беспокоиться, если:

  • Малыш активно двигается в течение дня, но, устав, предпочитает более спокойную деятельность (гиперактивные дети практически не устают).
  • Он нормально спит днем и почти не просыпается ночью (в зависимости от возраста).
  • Во время истерики малыша легко успокоить, отвлечь чем-то интересным для него.
  • Малыш не проявляет чрезмерной агрессии, в конце первого года жизни начинает адекватно реагировать на запреты.

Во всех других ситуациях потребуется врачебная помощь.

У вас гиперактивный ребенок? Как помочь такому малышу? У нас есть много советов и рекомендаций на эту тему. Читайте такие статьи:

Рекомендации по лечению

Терапия гиперактивности может быть лекарственной, либо немедикаментозной.

Для грудничков лекарственные препараты применяются редко, чаще — немедикаментозные способы лечения.

Устраняют неприятные проявления патологии:

  • Массажные техники. Движения должны быть легкими, расслабляющими. Делать массаж необходимо за 20-30 мин. до отхода ко сну.
  • Расслабляющие ванночки с добавлением отваров трав (ромашка, липовый цвет).
  • Контакт с родителями. Малыш должен чувствовать присутствие родных — это помогает ему успокоиться и крепко уснуть.
  • По мере взросления родители должны устанавливать правила и ограничения для малыша, но эти запреты должны быть ему понятны.
  • Важно удалить из детской комнаты все потенциально опасные предметы (если ребенок уже начал ползать или даже ходить).
  • Ближе к 1 году следует давать ежедневные простые задания, которые будут ему понятны.
  • Необходимо как можно чаще хвалить малыша. Несмотря на малый возраст, малыш все понимает, и похвала для него своеобразным стимулом.
  • Не следует ограничивать подвижность ребенка (например, сажая его в манеж).
  • Важно обеспечить малышу полноценное питание. На первых порах — это молоко матери, начиная с 3-4 мес. можно вводить прикорм. Это будут фруктовые и овощные соки, овощные, затем фруктовые пюре, каши, а, начиная с 6-7 мес. — мясные и рыбные пюре. Рекомендации по введению прикорма индивидуальны, необходима консультация врача-педиатра.

Чрезмерная активность, подвижность — не всегда признаки патологии. Возможно, это первые проявления бурного темперамента ребенка.

Еще несколько интересных фактов о гиперактивности у детей узнайте из этого видео:

Если симптомы проблемы возникают регулярно, не обращать внимание на эти тревожные сигналы нельзя.

С течением времени проблема будет только усугубляться. Важно своевременно обратиться за медицинской помощью.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

Признаки гиперактивности у ребенка до года, ее проявления в 4 месяца.

Признаки гиперактивности у ребенка до года, ее проявления в 4 месяца. Дети с гиперактивностью ведут себя особенно

Симптомы СДВГ проявляются большинства у детей в сознательном возрасте в 5-8 лет или ближе к подростковому периоду. Пик синдрома гиперактивности у детей приходится на 12-13 лет. Однако встречаются случаи, когда гиперактивного ребенка видно по симптомам до года.

Таблетки, которая избавляла бы от гиперактивности, не придумали, так как проблема развивается из-за особенностей строения мозга. Но с помощью вовремя принятых мер и правильной терапии, проявления СДВГ сводятся к минимуму.

Это позволяет подарить человеку нормальную жизнь, у него появляется возможность полно интегрироваться в общество. Чем раньше начато лечение – тем выраженнее положительные результаты принесет. Поэтому, когда у новорожденного малыша проявляются признаки гиперактивности, начинать лечение нужно сразу.

Содержание статьи:

Признаки

Распознать симптомы гиперактивности в младенчестве до 1 года достаточно сложно. Однако уже с 1 месяца обращает на себя внимание неадекватная активность:

  • С рождения у малыша нарушен режим сна. Грудничок спит меньше, чем положено, часто путая день и ночь.
  • Бесцельные движения ручками и ножками выдают гиперактивность у ребенка в 2-4 месяца. Постоянные дрыганья, попытки потрогать вещи в пределах досягаемости, и тут же их бросить, неконтролируемые дергающиеся движения.
Чрезмерный плач - признак СДВГ у младенца до года
  • Повышенный мышечный тонус в первые месяцы жизни должен насторожить врачей.
  • Сильная отрыжка, переходящая в рвоту при кормлении, особенно при переходе с грудного молока на смеси.
  • Постоянные крики и плач без явной причины при гиперактивности, начнутся у ребенка в 1,2 месяца и продолжатся даже у годовалого.
  • Сопротивляется пеленанию, любым попыткам ограничения подвижности, часто с ревом и даже агрессией.
  • Малыш отвлекается на любые яркие вещи, игрушки, но не способен зафиксировать внимание на них и минуту, тянется, чтобы взять в ручки и тут же бросает, потеряв интерес.
  • Проявляет немотивированную агрессию, ломает игрушки, пытается бить людей, если чем-то недоволен.
  • Отрицательно реагирует на малознакомых или незнакомых людей, кричит в их присутствии, отказывается контактировать.
  • Легко впадает в истерику и крип при малейшем раздражении. Спровоцировать плач может громкий хлопок, включенный в темном помещении цвет, громкий голос человека, звуки, издаваемые домашними животными.
Гиперактивный ребенок много двигается и много плачет
  • Раннее физическое развитие. Малыши с СДВГ раньше сверстников учатся переворачиваться, шустро ползают, раньше встают на ножки.

Точно сказать, как будут проявляться симптомы гиперактивности до года у конкретного ребенка невозможно, так как маленькие дети все разные, выявить болезнь сложно.

Сразу несколько описанных выше признаков, замеченных за одним малышом, должны вызвать обеспокоенность у родителей. Окончательно понять, что у ребенка гиперактивность, так же сложно, как и распознать любую другую болезнь мозга.

Причины

СДВГ – результат сбоев в развитии и работе мозга. У основного числа пациентов, предрасположенность к такому расстройству закладывается еще в период беременности. Однако проблема может развиться и позже, в первые месяцы жизни, под влиянием внешних факторов.

Причины развития гиперактивности у детей в год:

  • Высокий тонус мускулатуры матки с угрозой преждевременного прерывания беременности.
  • Генетическая предрасположенность (кто-то из ближайших родственников в детстве страдал подобным синдромом).
  • Эпизоды внутриутробной гипоксии.
  • Неправильный образ жизни матери при вынашивании. Курение, алкогольные напитки, неправильная, вредная еда, приводят к врождённым патологиям.
  • Частые стрессы, испытываемые женщиной при беременности.
  • Роды до 38 недель.
  • Слишком затянувшиеся или наоборот, – стремительные, роды.
  • Использование препаратов для стимулирования родовой деятельности матки.
  • Патология нервной системы у мамы.
  • Перенесенные в первые недели жизни инфекционные заболевания.
  • Неправильное применение медицинских инструментов при родовспоможении.
  • Серьезное нарушение рациона кормящей мамы.
  • Отравление химикатами и солями металлов.

Причин, по которым может развиться гиперактивность и проявиться ее симптомы и признаки у ребенка до 1 года, много. И каждая угрожает ему в период беременности женщины или в первые недели жизни. Поэтому ради здоровья малыша, постарайтесь избежать в это время опасных ситуаций.

Любая опасность при беременности - риск СДВГ у ребенка

И все равно, в каком возрасте будут отмечаться первые признаки гиперактивности, предугадать невозможно.

Как отличить СДВГ от характера ребенка?

Далеко не всегда излишняя активность и подозрительные проявления характера говорят о заболевании. Они вполне могут оказаться проявлением характера. В таком случае, только внимательное наблюдение подскажет, требуется ли лечение.

Здоровый малыш:

  • Активно и много играет, ползает, но потом устает. Периоды активности сменяются спокойным затишьем.
  • Длительность сна соответствует норме по возрасту. Засыпает грудничок быстро и без криков.
  • Не проявляет агрессию по отношению к близким людям и другим детям его возраста.
  • Легко отвлекается при истерике на внешний раздражитель, например, яркую игрушку.

При подобном поведении, часть терапевтических мероприятий, направленных на успокоение нервной системы тоже пойдет на пользу, но необходимости в них нет.

Диагностика и лечение

Установить диагноз при обращении к педиатру невозможно. Особенно это касается проявления симптомов и признаков синдрома гиперактивности у детей, младенцев до года.

Врачу нужно наладить контакт с гиперактивным ребенком

Ребенок еще не проявляет симптоматику в полной мере. Поэтому необходимо тщательное обследование несколькими специалистами для постановки диагноза и начала лечения.

Обязателен осмотр как минимум, тремя специалистами:

  • педиатром, самый первый шаг;
  • детским неврологом для выявления и исключения других проблем;
  • психологом, чтоб отличить гиперактивность от черт характера.

При этом, простым осмотром изучение состояния не заканчивается. В обязательном порядке, при подозрении на симптомы синдрома гиперактивности (СДВГ) у младенцев до 1,5 лет проводятся:

  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихическое исследование;
  • беседа с родителями о симптомах гиперактивности, проявлявшихся у ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 месяцев, чтобы отследить динамику развития;
  • заполнение специальных опросников.

В столь юном возрасте, когда малыш не может даже говорить, точно определить болезнь сложно.

Чтоб исключить наличие других заболеваний, кроме как гиперактивности, у детей 9 месяцев – 1,5 лет,  проводятся:

  • ЭЭГ;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови;
  • осмотр специалистами разной направленности: эпилептологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом.
Оценка писихической зрелости ребенка с СДВГ

После окончательного выявления проблемы, назначается комплексное лечение, исходя из индивидуальных особенностей ребенка и возраста, ведь симптомы и признаки гиперактивности в 4 месяца и в 1,8 года у детей очень различаются и устранять их необходимо разными способами.

Методы коррекции и профилактики рисков СДВГ

Крайне редко, при проявлении признаков и симптомов гиперактивности у 3 месячного ребенка, прибегают к медикаментозной терапии, для детей обычно используются более мягкие методы лечения:

  • Регулярный мягкий успокаивающий массаж перед сном.
  • Добавление в ванночку с водой отваров трав с успокаивающим эффектом.
  • Проявлять больше ласки, тактильного контакта от обоих родителей. Чаще брать на руки, играть, разговаривать.
  • Разговаривать только спокойным голосом, без резких изменений интонации.
  • Избегать ограничения подвижности. Особенно когда ребенок уже начинает ползать.
  • Стараться оберегать грудничка от стрессов, громких звуков, резкой смены освещения.
Защитите ребенка с гиперактивностью дома
  • Пространство, в котором находится малыш, сделайте максимально безопасным. Уберите опасные предметы, заклейте острые углы, установите заглушки на розетки.
  • Кормите малыша правильно. На 3-4 месяц к материнскому молоку должны добавиться необходимые прикормы.  Давайте качественные, натуральные продукты. Подольше не давайте сладкую или сахаросодержащую еду.

При появлении симптомов гиперактивности в столь юном возрасте, правильной комплексной терапией, какая применяется для младенцев, со временем удастся сгладить основные патологические проявления.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

× На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее.

Гиперактивность у грудничков – симптомы и как проявляется.

Гиперактивность у грудничков – симптомы и как проявляется.

26 Июн

Опубликовано в СДВГ, автор Гимранов Р. Ф. Плач без причины признак гиперактивности ребенка

Дети начинают проявлять активность практически сразу после рождения. Им необходимо познавать мир, учиться общаться с окружающими, вокруг них все ново, необычно, способно вызвать бурную реакцию. Однако некоторые из грудничков гиперактивны. Причиной становится синдром дефицита внимания. Не со стороны родителей, внимания не хватает самому малышу.

Наиболее активно признаки и симптомы синдрома гиперактивности проявляются у детворы 5–6 лет, однако и у грудничков проблема возникает, поэтому маме с папой надо знать, что делать при столкновении с ней, как определить, что у малыша проблемы.

Содержание статьи:

Признаки гиперактивности у новорожденных малышей

Точно поставить диагноз и определить гиперактивность у новорожденных детей сложно, так как большинство признаков характерны для полностью здоровых малышей

Привлечь внимание родителей и врачей должен факт, что подобные признаки характерны для ребенка и возникают систематически.

В чем проявляется гиперактивность у новорожденного младенца:

  • Ручки, ножки у ребенка постоянно пребывают в движении, при этом цель тех или иных действий не всегда понятна.
  • Нарушение цикла сна. Новорожденный спит гораздо меньше чем положено по возрасту, путает время суток: бодрствует ночью и отсыпается днем.
  • Повышенный тонус мышц.
  • Регулярная сильная рвота при кормлении.
Младенец плачет и дергает ручками
  • В месяц, гиперактивный грудничок будет постоянно кричать и плакать, при этом причины для этого не будет.
  • Активные попытки сопротивления при пеленании, попытки выбраться из любых ограничивающих движения вещей и ситуаций.
  • Бурная реакция на любые раздражители. Симптомом СДВГ у грудничков становится постоянный плач при малейшем звуке в комнате или при включении света.
  • Малыш отвлекается на игрушки и яркие, необычные вещи в окружении, но быстро теряет к ним интерес, переключаясь на что–то другое.
  • Отрицательная реакция на появление малознакомых или новых людей в окружении.

Создать комфортные условия для ребенка, проявляющего симптомы и признаки гиперактивности, невозможно. Поэтому если месячный малыш слишком бурно реагирует на раздражители, постоянно и беспричинно плачет, стоит обратиться к медикам. Врачи по отдельным признакам установят гиперактивность мышц у грудничка и подскажут, как ее скорректировать даже в столь юном возрасте.

Причины развития

Проявление симптомов гиперактивности у новорожденного младенца явление в наше время нередкое. Причиной этому становится целый ряд факторов:

Беременные пьют алкоголь
  • Генетика. Синдром часто передается по наследству. Шанс на это не высок.
  • Образ жизни матери во время беременности. Младенцы с СДВГ чаще рождаются у женщин, которые пили, курили и испытывали стресс на протяжении вынашивания, неполноценное питание.
  • Кислородное голодание плода и проявления фетоплацентарной недостаточности.
  • Инфекционные болезни, развившиеся в первые недели жизни, способны повлиять на развитие малыша в дальнейшем, в том числе и вызвать проявление признаков гиперактивности.
  • Роды через кесарево сечение. Хотя при таком способе появления на свет ребенок не обязательно проявит признаки синдрома СДВГ. Последующее развитие болезни зависит от дополнительных факторов, влиявших на процедуру.
  • Осложнения при родах различного типа. Как правило – результат действий медперсонала или анатомических особенностей роженицы. Затяжные, стремительные или преждевременные роды, стимулирование деятельности матки, наложение щипцов для вытягивания ребенка – каждая из этих причин негативно влияет на новорожденных.
  • Постоянно напряженная обстановка в семье, стрессы.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Каждый из перечисленных факторов может послужить толчком к развитию синдрома СДВГ у новорожденного, однако это не обязательно.

Иногда малыши справляются со всеми сложностями и остаются здоровыми.

Стоит ли лечить?

Диагностика гиперактивности у новорожденных детей строится на определении совокупности симптомов и признаков. Однако многие из них характерны и для полностью здоровых малышей.

Не стоит переживать, если:

  • Малыш часто просыпается, но нормы по количеству сна для своего возраста соблюдает.
  • При истерике и плаче легко успокаивается и отвлекается на игрушки и интересные звуки.
  • Ребенок активно двигается весь день, но проявляет признаки усталости. Периоды активности сменяются периодами покоя. Гиперактивный малыш не успокаивается никогда.
Младенец не хочет играться игрушками
  • В возрасте нескольких месяцев дети не проявляют излишней намеренной агрессии.

В таких случаях ваши дети обладают активным, подвижным характером, но они не выходят за границы нормы.

Как лечить?

Чаще всего обоснованный диагноз ставится ближе к 5–6 годам. Однако, если врач определил, что у малыша есть признаки гипертонуса мышц, следует разобраться с тем, как его лечить.

Для настолько юных пациентов, лекарственные препараты используются редко. Основной упор идет на процедуры, главной задачей которых является ослабление симптоматики:

  • Легкий специальный массаж в одно и то же время незадолго до наступления времени сна.
  • Регулярные ванночки с добавлением отваров расслабляющих трав.
  • Избегать ограничения подвижности.
Грудничку нужно внимание мамы и папы
  • Максимально усилить контакт с родителями. Общение с мамой и папой должны дарить ребенку чувство спокойствия.
  • Говорить при малыше ровным, спокойным голосом, часто хвалить.
  • Из комнаты удаляются все опасные предметы, а на острые края и углы мебели наклеивается защита. Особенно актуальным это станет, когда ребенок немного подрастет и начнет ползать.
  • Полноценное питание очень важно. Идеально, если в первые 3–4 месяца будет 100% грудное вскармливание. А затем в рацион постепенно будет добавляться разнообразный прикорм соответственно возрасту.

Начатое вовремя и проводимое регулярно и последовательно лечение позволит скорректировать поведение ребенка в будущем и уменьшить проявление СДВГ в взрослом возрасте, избавив от необходимости медикаментозного лечения.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

× На этом сайте используются файлы cookie. Продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование. Подробнее.

Гиперактивность у грудничков: симптомы, признаки и лечение

Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров. Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия. Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.

Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.

гиперактивность у грудничков

гиперактивность у грудничков

Почему важно своевременно диагностировать

Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.

Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.

Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.

Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте. Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением. Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.

Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.

При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.

Факторы

Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.

Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.

Все факторы можно разделить на три группы:

  • Проблемы во время беременности.
  • Неблагоприятное течение родов.
  • Иные факторы.

Как помочь детям с гиперактивностью

Как помочь детям с гиперактивностью

Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:

  • Кислородное голодание плода.
  • Стрессовое состояние будущей мамы.
  • Курение.
  • Плохое питание.

Факторы, связанные с родами:

  • Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
  • Стремительные роды.
  • Затяжные роды с длительным безводным периодом.
  • Преждевременные роды.

Среди прочих факторов выделяют:

  • Наследственную предрасположенность.
  • Стрессовую обстановку в семье.
  • Отравление тяжелыми металлами.

Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.

Постоянное движение

Постоянное движение

Диагностика

Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.

Что должно насторожить:

  • Частые беспокойства, громкий плач. Ребенок начинает плакать резко, сразу с криком. Беспокойство носит приступообразный характер. Плач может как внезапно начинаться, так и резко заканчиваться.
  • Нарушение сна. Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, после чего его тяжело успокоить. Могут сбиваться биоритмы, путаться понятия дня и ночи. Сон ребенка чувствительный и беспокойный.
  • Проблемы с засыпанием. Ребенок становится активнее по мере утомления. Несмотря на усталость, ему трудно успокоиться и заснуть.
  • Раннее физическое развитие. Это связано с повышенным тонусом мышц. Малыш рано начинает переворачиваться на животик, садиться, вставать.
  • Постоянное движение. Ребенок уже с рождения начинает постоянно махать и дергать ручками и ножками.
  • Неуклюжие движения и плохое развитие мелкой моторики. Это станет более заметно, когда грудничок подрастет.
  • Возможны обильные срыгивания и рвоты, как следствие повышенного тонуса мышц.
  • Острая реакция на раздражители. Ребенок может пугаться или плакать от громкого звука, яркого света. Не любит неудобную одежду, сопротивляется пеленанию. Не терпит стесненных движений.
  • Боязнь незнакомых. Ребенок плохо ладит с гостями, не идет к кому-либо на ручки. Боится большого скопления людей или приближения к нему чужих людей.

Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.

Терапия

Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.

гиперактивность у грудничков лечение

гиперактивность у грудничков лечение

Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.

Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.

В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:

  • Массаж.
  • Расслабляющие ванны.
  • Остеопатические техники.
  • Коррекция поведения родителей.

Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.

Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.

Лечение гиперактивности у детей

Лечение гиперактивности у детей

Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться. При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.

СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.

симптомы и признаки – у новорожденных грудничков, в 2, 3, 4, 5, 7 и 8 лет

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

гиперактивность в 1 год. можно полечить ? — запись пользователя мама вика (id900767) в сообществе Здоровье новорожденных в категории Разное

девочки подскажите может кто то сталкивался с нашей проблемой . сыну 13 мес он очень гиперактивный . мы даже кушаем на ходу ! я бы не обратила наэто внимание если бы не наш поход в поликлинику и к логопеду . это была жуть !
дома мы этого не замечаем так как все уже привыкли , все вещи буквально подвешены к потолку так как малыш постоянно везде залезает . в поликлинике все детки стояли возле мамочек а мой обшарил все и везде : под стульями в ящичках и т. д. при осмотре тормошил на докторе халат весь извивался и выкручивалсяот того что ему надо опять кудато бежать . дома он тожепостоянно бегает . не могу его ничем увлеч. пытаюсь придумывать какието игры , показываю книги он не задерживается ни на чем . едим мы на бегу , пару ложек съедим далее пробежка потом опять поедим . ходили к логопеду чтобы она показала занятия на развитие речи . он как вошел в квартиру к ней начал открывать ящики залезать на стол и т.д. она его тоже не смогла ничем увлеч . мягко порекомендовала обратиться к неврологам. у невролога мы наблюдались до года с ппцнс. обратились в 3.5 мес была небольшая гидроцефалия . к 4мес все ушло оставался только тонус но мы прошли 3 курса массажа все стабилизировалось. невролог сняла сучета с выпиской "угроза сдвг ". сказала что до 3 лет диагноз не поставят пока справляйтесь сами а там будем корректировать медикаментами. но мне кажется что на фоне такого поведения мы заработаем к 3 годам задержку речевого и психического развития . я сама сним справляюсь , уже летаю за ним как на крыльях контролирую . но он сам страдает от этого . иногдауже падает от усталости а все равно остановиться не может . больно и обидно смотреть и понимать что у него развивается сдвг и ничего не делать а ждать 3 лет . может у кого то это было ? это возможно как то откоректировать уже сейчас ? может ктото знает неврологов неплохих в г.иваново ?

Гиперактивность у детей: симптомы, причины, коррекция

Содержание:

Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

Немного истории

Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

Причины развития СДВГ

Неблагоприятные факторы течения беременности:
  • Гипоксия плода
  • Угроза прерывания беременности
  • Стрессы во время беременности
  • Неправильное питание во время беременности
  • Курение
Неблагоприятные факторы в родах:
  • Затяжные роды
  • Стремительные роды
  • Стимуляция родовой деятельности
  • Недоношенность (роды до 38 недель беременности)
Иные факторы:
  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка

Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

Классификация СДВГ

В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

Диагностические критерии СДВГ

Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

Критерии, относящиеся к проявлениям гиперактивности:
  • Беспокойные движения руками и ногами.
  • Сидя на стуле, постоянно крутится, вертится.
  • В ситуациях, когда нужно оставаться на одном месте — встает, уходит.
  • Наличие бесцельных движений – прыгает, бегает, кружится тогда, когда это не уместно и не нужно.
  • Невозможность тихо посидеть и чем-то спокойно позаниматься.
  • Постоянно находится в движении.
  • Чересчур болтлив.
  • Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди или это дается ему с большим трудом.
  • Постоянно вмешивается в чужую игру, разговор.
  • Во время сна постоянно переворачивается, сбрасывает одеяло, комкает простыню.
Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания:
  • Невозможность удерживать внимание на мелких деталях, допускает ошибки в школе из-за небрежности и невнимательности.
  • Не может сконцентрировать внимание во время игры или при выполнении задания.
  • При разговоре с ребенком создается впечатление, что он вас не слушает.
  • Не может до конца выполнить задание, уроки, домашние дела, при этом такое поведение не связано с протестами ребенка.
  • Ребенку сложно организовать самостоятельную деятельность.
  • Сознательно избегает любых заданий, работы, где требуется фиксировать внимание.
  • Ребенок часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается на внешние раздражители.
  • Отличается забывчивостью в различных повседневных ситуациях.
  • Имеется склонность к деструктивному поведению, часто ломает что-либо, при этом отрицает свою причастность.

При подозрении у ребенка СДВГ родителям необходимо обратиться к врачу неврологу для консультации и обследования. Часто под маской СДВГ может прятаться другое серьезное заболевание. Дифференцировку диагноза проводит только врач.

Лечение СДВГ

Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

Правильная двигательная активность

Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

Занятия с психологом

Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

Семейная психотерапия

Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

Релаксация

Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

Поведенческая коррекция

Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

Медикаментозная терапия

В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

Рекомендации для родителей

  • Используйте положительную модель воспитания – чаще хватите ребенка, когда он этого заслуживаете. Будьте более внимательны, поощряйте даже незначительные успехи, чаще используйте слово «да», чем «нет» и «нельзя».
  • Придумайте ему ежедневные поручения по дому, не выполняйте их за него (застелить постель, помыть посуду после ужина или вынести мусор).
  • Заведите блокнот, где вместе с ребенком будете описывать каждый вечер его успехи за день.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку, ставьте перед ним задачи, которые соответствуют его способностям, за выполнение этих задач хвалите.
  • Определите для него четкие рамки – что можно и что нельзя делать. Ребенок с СДВГ должен учиться справляться с обычными для его возраста трудностями. Не следует формировать ему «тепличные» условия.
  • Просите ребенка о чем-либо, не приказывайте ему.
  • Если ваш ребенок вызывающе себя ведет, это значит, что он хочет привлечь ваше внимание, но не знает как иначе это сделать. Проводите с ним больше времени.
  • Дома должен быть четкий распорядок дня. Соблюдать его должен не только ребенок, но и взрослые!
  • Не ходите с ребенком в чересчур людные места, в торговые центры, на рынок. Это может его перевозбудить.
  • Оберегайте ребенка от переутомления, так как это вызывает чрезмерную двигательную активность и снижает возможность самоконтроля.
  • Не давайте долго сидеть у телевизора, введите режим просмотра мультфильмов, как долго и в какое время, четко следуйте ему.
  • Любые ограничения и правила, которые вы вводите должны быть выполнимы, перед тем как ввести их подумайте, точно ли вы сможете их выполнить. Например, не стоит говорить ребенку, что он будет смотреть телевизор раз в неделю, вы все равно не сможете всегда выполнять это правило и сами первые сдадитесь. В таком случае все, что вы требуете, все ваши правила будут обесценены.
  • Наладьте режим сна. Ребенок должен ложиться спать и просыпаться в одно время. Он должен высыпаться. Иначе у ребенка снижается самоконтроль, а к вечеру вы можете увидеть его неуправляемым.
  • Учите ребенка себя контролировать, думать о последствиях своих действий.
  • Будьте спокойны, как бы это ни было трудно. Вы – пример для вашего ребенка.
  • Детям важно осознавать свою значимость, быть успешными в чем-то. Помогите ему выбрать какую-то область деятельности, в которой он сможет раскрыть свои способности и будет преуспевать.

Рекомендации для педагогов

  • Вознаграждайте ребенка даже за маленькие успехи, устная похвала тоже много значит.
  • Во время урока устраивайте пару раз минутку активного отдыха, встаньте и сделайте небольшую зарядку.
  • Расписание занятий должно быть постоянным.
  • В классе не должно быть отвлекающих предметов, картин, поделок, стендов.
  • К гиперактивным детям нужен индивидуальный подход, не стоит вообще к детям относиться как к массе, все они разные, к каждому нужен разный подход, а детям с СДВГ это необходимо еще больше.
  • Такие дети должны находиться в центре класса, напротив доски, на первых-вторых рядах, они всегда должны быть видны учителю и иметь возможность быстро привлечь его внимание.
  • Привлекайте такого ребенка к активным действиям во время урока – попросите вымыть доску, собрать тетради или раздать их.
  • Избегайте однообразия и монотонности на уроках. Вводите творческий элемент, мотивируйте детей, сделайте так, чтобы урок был интересен, а не был просто обязательными несколькими десятками минут. Это полезно для всех детей, так гораздо лучше усвоится материал, и дети снова захотят к вам на урок.
  • Большие задания разбивайте на несколько меньших, контролируйте выполнение каждой из частей.
  • Не завышайте и не занижайте требования к ребенку.
  • Создавайте ребенку «ситуацию успеха», такую, в которой он сможет проявить себя.
  • Помогайте ребенку адаптироваться в коллективе, обучайте его социальным правилам и нормам, помогите ему наладить контакт со сверстниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *