Движение и здоровье – Движение и здоровье человека | Онлайн-журнал о здоровье и лечении заболеваний, народная медицина

Содержание

Движение и спорт для здоровья организма



Внимание! Статьи на сайте для информации и обсуждения. Лечиться нужно при личном посещении специалиста!

 

 

Это – очередная статья из серии «Лечение без лекарств». Предыдущими статьями были: «Правильное питание – залог здоровья» и «Принципы здорового питания организма».

Так вот, здоровое сбалансированное питание – это еще не все для оздоровления организма. Необходима равная степень развития всех его функций. Тот, кто жалеет свое тело, излишне его оберегает, снижает его работоспособность и защитные свойства. Движение и спорт поддерживают нормальную работу органов пищеварения, предохраняют от нарушений обменных процессов и возникновения избыточного веса.



движение и спорт основа здоровья
движение и спорт

Следите за правильной осанкой

 

Родители и учителя должны следить постоянно за правильной осанкой детей (в положении «стоя», «сидя», «лежа», а также при ходьбе) с первых лет их жизни. Сутулость – не просто внешний вид, который ассоциируется со старостью. Необходимо знать, что уже на довольно ранней стадии своего проявления она оказывает на опорно-двигательный аппарат негативное воздействие.

В положении «стоя», тело должно быть всегда (по возможности) более прямым. Голову держите поднятой, плечи расправляйте, чтобы могла дышать свободно грудная клетка. Ноги должны быть вместе, стопы не сильно расставлены. Колени не сгибайте.

В положении «сидя» позвоночник также должен оставаться прямым, а плечи – расправленными. Коленный изгиб должен составлять прямой угол. Оптимальным будет положение, при котором тело расслабляется, и вся его масса распределяется равномерно без излишней нагрузки на позвоночник. Сохранение прямой осанки во время еды чрезвычайно важно для пищеварения. Обеденный стол должен быть определенной высоты, чтобы желудок не сдавливался, и человек чувствовал себя удобно.

При ходьбе следите, чтобы пятка одной ноги касалась земли тогда, когда носок другой ноги от нее отрывается, колено при этом расслаблено. Это придает походке пластичность, изящество и молодость. Руки могут находиться в свободном положении, а вот голову и плечи следует расправлять, чтобы могла дышать свободно грудная клетка.

Ниже представлены простые советы, позволяющие сохранить правильную осанку в повседневной жизни и на работе, а значит, и избежать преждевременных болей в спине.

• Отучайтесь от сидячего образа жизни, двигайтесь как можно больше. Лишь постоянная перемена положений тела вызовет метаболизм на уровне межпозвоночных дисков.

 

 

• Как можно чаще изменяйте нагрузку на тело в любом положении («сидя», «стоя»). Для этого, время от времени, вытягивайте вперед одну ногу, затем – другую, поднимайте и опускайте попеременно руки. Также не забывайте делать перерывы и потягиваться.

• Если работа осуществляется «стоя», организуйте свое рабочее место с наибольшим удобством. Необходимо, чтобы его высота находилась в соответствии с вашим ростом.

• При работе «сидя» предплечья следует удобно располагать на поверхности рабочего места, чтобы в изгибе они создавали прямой угол с локтями, и для работы не приходилось наклоняться вперед. Именно такие наклоны часто вызывают напряжение шейных мышц, что в итоге грозит искривлением позвоночника.

• Любую офисную мебель можно отрегулировать соответственно собственному росту, особого труда это ни для кого не составит. Вместе с тем, такая предосторожность поможет разгрузить позвоночник и окажет ему неоценимую пользу. Сиденье с подлокотниками также может быть полезным, так как позволяет рукам расслабиться.

• Если на работе или дома невозможно все же избежать долгого пребывания на ногах, старайтесь не сгибать вперед при этом верхнюю часть корпуса. Для правильного распределения нагрузки корпуса на ноги, попеременно выставляйте их на несколько сантиметров вперед.

В положении «стоя» поднимайте поочередно ноги с их сгибанием в коленях, это поможет им расслабиться. Также как можно чаще осуществляйте корпусом вращательные движения.

Если при работе приходится нагибаться, постарайтесь при этом всегда сгибать колени и не горбить спину. Для поднятия тяжестей встаньте на колено или присядьте на корточки. Поднимая тяжести, помните, что основная нагрузка приходится на мышцы бедер, а не мышцы рук. Поэтому, присядьте на корточки, крепко схватитесь за тяжесть двумя руками, и только потом поднимайте ее.

• Если в своей работе избежать постоянного поднятия тяжестей не можете, используйте плечи, попеременно распределяя нагрузку на них. Между тем, существуют тяжести, которые можно поднять, лишь держа их перед собой. В таких случаях, прижимайте их по возможности ближе к груди, чтобы не нарушить равновесие и предотвратить падение вперед. При переносе тяжестей никогда не горбите спину.

• Полностью исключите ношение обуви с высокими каблуками.

• При вождении автомобиля проследите за правильной регулировкой сиденья, чтобы его положение соответствовало размерам тела (предплечья должны быть слегка выдвинуты вперед, локти – чуть согнуты).

Еще полезно заниматься ходьбой на ягодицах.

 

Движение и спорт

 

Исследования показали, что тренированное сердце при определенной деятельности испытывает меньшие нагрузки, чем нетренированное. Результат очевиден: кровяное давление при этом снижается. Но это еще не все. Движение и спорт приносят следующую пользу организму.

• Предупреждают появление полноты, и способствуют регулярному снижению веса. При часовой прогулке на велосипеде тело сжигает от 350 до 450 калорий. Это соответствует меню, включающему 250 граммов рыбы, порцию шпината, 100 грамм обезжиренного кефира. С другой стороны, они способствуют активизации обменных процессов, что приводит к лучшей обработке питательных веществ.

• Ускоряя сердечный ритм, они стимулируют кровообращение. Способствуют выведению токсинов, а также улучшают дыхание.

• Укрепляют и улучшают функции многочисленных органов, благодаря лучшему кровообращению.

• Укрепляют мускулатуру и суставы.

• Способствуют поступлению большего количества кислорода в организм.

• Укрепляют иммунную систему и предупреждают различные инфекционные заболевания.

• Препятствуют варикозному расширению вен, растягивают кожу, способствуют расслаблению суставов и сухожилий, укрепляют кости и мышцы.

Каждый человек решает сам, какой вид спорта ему выбрать, опираясь на свои интересы, желания и состояние здоровья. Постоянные тренировки на различных домашних тренажерах не слишком эффективны, так как человек с течением времени лишь изматывается и утомляется.

Можно также заняться фитболом.

 

Ежедневные упражнения

 

Это не обязательно должен быть спорт. Если человек не особый любитель спортивных упражнений, но обеспокоен собственным состоянием здоровья, он может остановить выбор на обычных прогулках и походах. Однако вряд ли удастся добиться ощутимых результатов, если при ходьбе еле передвигать ноги. Шаги должны быть только энергичными. Осуществляйте вращательные движения руками, которые играют роль рычагов, тренирующих брюшной пресс. Одновременно следите за ровным и глубоким дыханием. Попробуйте выполнить следующее упражнение: задержите дыхание как можно дольше, после выполните глубокий выдох. Походка должна быть широкой, именно она позволит проходить несколько километров, не переутомляясь. Но в физических нагрузках все же соблюдайте умеренность. Не задавайтесь трудно осуществимыми целями, повышайте нагрузку постепенно, особенно в пересеченной местности.

Статья по теме: чем полезна утренняя гимнастика для пожилых людей и как ее проводить.

Подобные тренировки возможны также при организации досуга. Работа в огороде, к примеру, стимулирует глубокое дыхание, улучшает кровообращение и тем самым поддерживает работу всех органов. Кроме того, она способствует выведению токсинов из организма.
Излишне говорить о том укрепляющем воздействии на весь организм, которое оказывают простые упражнения по физкультуре, особенно если они выполняются регулярно.

Физическая активность способствует восстановлению здоровья.

 

Заключение: движение — жизнь!

 

Суть данной статьи не является какой-либо новостью, поскольку о таких элементах здорового образа жизни, как движение и спорт, знают многие. К сожалению, этими жизненно важными элементами довольно часто пренебрегают совсем, или выполняют их недостаточно и «из-под палки», или делают совершенно неправильно. В статьи даны все необходимые правила и наставления (на основе исследований и опыта специалистов) по движению и спортивным занятиям, чтобы они приносили только пользу состоянию здоровья.

Все знают, что полезно заниматься бегом, а как правильно им заниматься.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



осторожноВНИМАНИЕ:
Рецепты народной медицины чаще всего применяются в комплексе с обычным лечением или как дополнение к традиционному лечению. Любой рецепт хорош после консультации со специалистом.
Не занимайтесь самолечением!

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

 

Сайт некоммерческий, развивается на личные средства автора и ваши пожертвования. Вы можете оказать помощь!

(Даже небольшой суммой, можно ввести любую) (картой, с сотового тел, яндекс деньгами — выберите нужное)

Спасибо!


Получайте новые статьи с сайта на электронную почту!


 

Движение – источник здоровья, энергии и успешной карьеры.

Поделиться ссылкой:

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Физическая культура».

Тема: «Движение – источник здоровья, энергии и успешной карьеры».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Движение – источник здоровья и энергии

2. Здоровье и успешная карьера

3. Мотивации для движения и здоровья

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое человеческого фактора.

Физическая нагрузка и связанные с нею разнообразные движения являются необходимыми для нормального развития и жизнедеятельности человеческого организма. «Человек разумный» — так классифицируется он среди животного мира. Действительно, изготовляя орудия производства и пользуясь ими, человек подчиняет себе силы природы, причем темп этого процесса непрерывно ускоряется. Вместе с тем в современных условиях жизни люди все больше и больше лишаются двигательной активности: машины и автоматы заменяют физический труд на производстве, все шире используются городской транспорт, лифты, эскалаторы, а дома наши современники нередко засиживаются перед телевизором. Проведенные учеными специальные наблюдения подтвердили, что пониженная двигательная активность человека способствует развитию болезней. 

Базовая физическая культура является основным звеном системы физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.

Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей, дают им возможность подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства. Тем самым они обогащают творческие способности людей, культуру, образование, воспитание, вселяют в них жизнерадостность, повышают трудовую активность, являются совершенным фактором формирования образа жизни каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Здоровье нации – это основополагающий фактор ее благополучия, и вопрос о сохранении этого здоровья, как на уровне страны в целом, так и на уровне каждого отдельного гражданина, не может перестать быть важным.
В современном обществе в последние годы появилась некая мода на здоровый образ жизни – в виде большого количества спортивных клубов, систем питания, журналов о здоровье, передач, книг и пр.
Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Сохранение и поддержание здоровья – это важный вопрос для каждого человека, независимо от того, есть ли на данный момент мода на здоровый образ жизни, или нет.

  1. ДВИЖЕНИЕ – ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ И ЭНЕРГИИ

Движение обеспечивает постоянную циркуляцию всех биологических жидкостей как в поверхностных слоях кожи, так и в глубине организма. На каждый миллилитр крови приходится до семи тысяч квадратных сантиметров площади кровеносных сосудов. Если человек двигается меньше, то все процессы в его организме замедляются, в том числе и движение биологических жидкостей. В том числе замедляется и выделение продуктов распада из организма. Накапливаются токсины и ядовитые вещества, которые по кровяному руслу переносятся ко всем органам и отравляют все тело. Это состояние характерно для тех людей, которые вроде бы и не болеют ничем, но из-за сидячего образа жизни чувствуют себя вялыми и слабыми.
 Ни для  кого не секрет, что движение очень  полезно для здоровья. Но что такого особенного в этом движении и что  оно нам дает?
Укрепляются мышцы. В результате регулярных физических нагрузок мышцы тела становятся более крепкими и подтянутыми. Это не только придает телу привлекательный внешний вид, но и благоприятно воздействует на весь организм в целом. Например, тренируются мышцы сердца и оно становиться более выносливым, что в свою очередь уберегает вас от различных сердечных заболеваний. Улучшается обмен  веществ. Все процессы, происходящие в нашем организме осуществляются благодаря движению, соответственно, когда мы сами движемся, то эти процессы начинают происходить более интенсивнее. В результате чего, питательные вещества начинают лучше усваиваться, а токсины, яды и другие продукты отхода жизнедеятельности быстрее удаляются из организма.
Поступает дополнительная энергия. Энергия поступает в результате взаимодействия внутренних органов, из воздуха, во время интенсивного дыхания, а также при биении сердца. Как видите, физические упражнения — эта не только затрата, по и получение энергии. 
Повышается выносливость к стрессу. 
Во время движения организм испытывает стресс, в результате чего, как бы вырабатывается иммунитет к стрессу. Это лишь часть того, что дает нашему организму движение, но уже ради этого стоит регулярно заниматься физическими. Какой вид активности лучше всего выбрать? 
Любой, который вам по вкусу. Вы можете заняться бегом, плаваньем, волейболом, настольным теннисом или просто делать зарядку каждое утро. Самое главное — это регулярность. Движение – основной стимулятор жизнедеятельности. 
Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии. 

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовит одежду и т.д. Поэтому говорят, что наше тело создано для движения.

Любая функция или работа клетки осуществляется за счет запасенной ранее  энергии. В развивающемся организме  клетка запасает энергии больше, чем  тратит, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем  предыдущий. В этом заключается так  называемое энергетическое правило  скелетных мышц. Поэтому одним  из основных факторов, вызывающих и  определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.
В раннем детском возрасте физические упражнения способствуют развитию речи, в школе и вузе – устой живости  умственной работоспособности и  психической активности.
Мышечная активность влияет на формирование характера человека, его способность  творчески мыслить. Дело в том, что  мышечная активность постоянно сопровождается эмоциональным напряжением и «снимает» его излишек. Это происходит благодаря тому, что движение стимулирует  выработку гармонов-эндорфинов и сокращает  избыток адреналина и гормонов, способствующих возникновению стрессов.
Овладение культурой движения поможет  развить умение «властвовать собой», то есть сохранять в любой ситуации эмоциональное равновесие, доброжелательность, бережное отношение к эмоциональному состоянию другого человека.
Для каждого рода деятельности существует определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором физиологические  реакции организма оказываются  наиболее совершенными, эффективность  выполнения работы достигает своего максимума.
Человек (как и животное) в состоянии  эмоционального эффекта – гнева, ярости – может совершить такую  мышечную работу и преодолеть такие  препятствия, справляться с которыми в обычных условиях он не в состоянии. Известны случаи, когда во время  стихийных бедствий (пожар, наводнение и др.) человек поднимает тяжести, значительно превышающие его  собственный вес.

  • ЗДОРОВЬЕ И УСПЕШНАЯ КАРЬЕРА.

Движение – залог здоровья. И, соответственно, здоровье позволяет человеку успешно работать, развивать свою карьеру.

Хорошее здоровье в большинстве случаев – залог отличного настроения, что немаловажно в плане общения. Вряд ли кому-то захочется общаться с постоянно больным брюзжащим сотрудником, который систематически уходит “на больничный”, не может работать сверхурочно и ездить в длительные командировки. К тому же, самые ответственные задания, которые, несомненно, ведут к повышению в должности, невозможно доверить больному сотруднику, способному в любой день бросить начатую работу в связи с очередной болезнью.

И уже давно научно доказано, что у людей с отличным здоровьем уровень тестостерона несколько повышен, а это, как известно, гормон лидера. Не только мужчины, но и женщины с высоким уровнем тестостерона делают блестящую карьеру, добиваются больших высот как в карьере, так и в личной жизни.

К счастью, с каждым годом последователей здорового образа жизни  становится все больше. Сотни людей занимаются спортом – бегают, катаются на велосипедах, делают зарядку. А большое количество открывающихся  фитнес —  центров и бассейнов говорит о том, что спрос на “спортивные услуги” достаточно высок. А это значит, что население все же уделяет внимание своему здоровью. Человек, придерживающийся здорового образа жизни, сразу же выделяется среди своих сверстников, и даже людей моложе – внешним видом, фигурой, здоровым цветом кожи, внутренним позитивом, активностью движений. Наряду с этим, тот факт, что человек уделяет время спорту и своей физической активности, сам по себе является доказательством того, что он правильно управляет своим временем и умеет поддерживать в своей жизни баланс.

Знание простейших правил касательно питания, ежедневной физической активности, спорта, позитивного мышления и отдыха значительно облегчит вашу жизнь и сделает ее более красочной и яркой. В результате применения этих простых правил мы можем добиться повышенной работоспособности, большей эффективности и высокой мотивации.
Безусловно, работа и карьера не должны ни в коем случае быть причиной того, чтобы пострадала сама основа нашей жизни. Очень важно придерживаться простейших правил здорового образа жизни, чтобы делая карьеру и добиваясь успеха в одной сфере нашей жизни, мы тем самым не лишали себя другой важной составляющей нашей жизни – нашего здоровья.
Итак, здоровый образ жизни имеет прямое и значительное воздействие на карьеру человека, на его имидж и репутацию. На сегодняшний день здоровый образ жизни уже не веяние моды, а необходимость, которая с течением времени становится нормой.

  • МОТИВАЦИИ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ И ЗДОРОВЬЯ

Мотивацию здоровья формируют два важных принципа: 
— возраст — мотивация здоровья должна быть заложена с раннего детства; 
— деятельность — мотивация здоровья создается через оздоровительную деятельность путем занятий комплексными упражнениями.
На основе этих осознанных мотиваций складывается личный стиль здорового поведения.  

Почему следует заботиться о здоровье? Какая мотивация человека в этом случае? В каждого — своя мотивация быть здоровым: кто-то хочет быть хорошим, стройным; кое-кто считается с тем, что для достижения успешной карьеры в определенной профессии надо быть здоровым человеком; для кого-то здоровье означает сбережение средств на лекарствах, а для кое-кого — это активное долголетие, радость полноценной жизни. Как бы то ни было, но общеизвестным является то, что лечиться намного дороже, чем вести здоровый образ жизни.

Много людей неумно и долго испытывают стойкость своего организма, когда злоупотребляют, например, алкоголем, курят или принимают наркотики. Иногда очень быстро, а иногда лишь через длительное время оказываются последствия такой жизни, срабатывают обратные связи: человек заболевает на тяжелые, порою неизлечимые болезни. Тогда люди освобождаются от своих вредных привычек, однако бывает поздно.

На счастье, есть не только негативные обратные связии. Эффект от утренней зарядки или закалки холодной водой оказывается не раньше чем через месяц, но в этом случае обратная связь — позитивна. Наставление на долгую здоровую жизнь — важный фактор здоровья. Если человек думает только о болезни, «входит» у нее, не мобилизирует внутренние резервы, ей сложно, а то и невозможно достичь определенного уровня здоровья. Наставление на долгую здоровую жизнь помогает укрепить здоровье, а при потребности — победить болезнь.

Учеба здоровью, на первый взгляд, — простой процесс. Ведь сейчас есть так много информации о здоровье, о средствах его укрепления. Этому можно учиться в школе, от родителей и друзей, читая книги и газеты, слушая радио- и телепередачи. Но научиться этому человек может лишь сам. Вот здесь и оказывается позитивная относительно здоровья культура человека, ее мотивация, наставление на жизнь, понимание сущности обратных связей при оценивании действия факторов здоровья и нездоровья. Зная, что такое здоровье, какие факторы влияют на его составляющие, что такое здоровый образ жизни, попробуйте выбрать жизненный путь, который ведет к здоровью.

Если человек здоров, то он способен подняться на более высокую ступеньку общественной лестницы. Эта мотивация чрезвычайно актуальна для выпускников различных учебных заведений, так как при здоровой конкуренции нужно добиться лучшего места под солнцем.

Следует заметить, что в современном мире вести здоровый образ жизни становится крайне модным. Все больше известных людей ведут рекламные акции в пользу здорового образа жизни. Следуя этому, на ранних этапах жизни нужно закладывать в человеке то, что крепкое здоровье – это один из основных шагов к успеху и популярности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека

Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.

Физическая культура — естественный способ проявления личности в обществе. В большинстве видов спорта мы имеем дело не просто с проявлением физической силы или выносливости, а с целостным выражением человеческой личности или силы коллектива. В этом плане спорт дает человеку многостороннюю удовлетворенность от проявления своих сущностных сил. Как и искусство, спорт постоянно раскрывает новые человеческие способности и возможности.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. В разные возрастные периоды эти занятия преследуют разные цели. В молодом возрасте они направлены на совершенствование физической подготовленности, физического развития и физической работоспособности, профилактику заболеваний, которые могут развиться в более старшем возрасте.

Здоровье — бесценный дар, который человек иногда напрасно тратит, забывая, что потерять здоровье легче, чем его потом возобновить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.В. Антропова Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. – 1993, № 3. – 28 – 36с.

2. Материалы VI краевой научно-практической конференции «Здоровое поколение XXI века». Барнаул, 2007, с. 32

3. А.Г. Смирнов Основы безопасности деятельности: 9 кл., 2001, с. 85

4. А.Г. Сухарев Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. — 270 с.

5. «Человек и его здоровье» под редакцией С.П. Вьюшкиной. Экологическая лаборатория БГПИ г.Благовещенск, 1991г.

6. Б.М. Шияна “Теория и методика физического воспитания” М –Просвещение 1988 г.

 

Смотрите также: https://infa777.ru — хобби: достопримечательности, сплавы, немного фитнеса и прочее; https://quizbaza.ru — все квизы и вопросы.

 

Другие рефераты по физкультуре:

  1. Основы здорового образа жизни. Реферат по физкультуре.
  2. Роль физических упражнений в режиме дня студентов. Реферат по физкультуре.
  3. Основы рационального питания и контроль за весом тела. Реферат по физкультуре.
  4. Современные системы оздоровительной физической культуры. Реферат по физкультуре.
  5. Гигиена физической культуры и спорта (одежда, обувь, места занятий, инвентарь). Реферат по физкультуре.
  6. Социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры. Реферат по физкультуре.
  7. Техника основных движений и методика обучения им в волейболе. Реферат по физкультуре.
  8. Настольный теннис. реферат по физкультуре.
  9. Гимнастика. Реферат по физкультуре.
  10. Плавание. Реферат по физкультуре.
  11. Занятия на коньках. Реферат по физкультуре.
  12. Лыжная подготовка. Реферат по физкультуре.
  13. Волейбол. Реферат по физкультуре.
  14. Экстремальные виды спорта. Альпинизм. Скалолазание. Реферат по физической культуре.
  15. Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья. Реферат по физкультуре.
  16. Физическая культура в общекультурной, профессиональной и социальной подготовке студента. Реферат по физкультуре.
  17. Легкая атлетика. Реферат по физкультуре.
  18. Баскетбол. Реферат по физкультуре.
  19. Азбука оздоровительного бега и ходьбы. Реферат по физкультуре.
  20. Шахматы. Реферат по физкультуре.

Движение и здоровье

«Здоровье — не всё,

но всё без здоровья — ничто»

     Сократ

В процессе формирования личности, повышения интеллектуального, физического и духовного  потенциала важное значение имеет этап формирования культуры здоровья.          

Образование и просвещение должны формировать у человека осознание потребности здорового образа жизни, поддержания и укрепления здоровья. Необходимо осознанно стремиться к улучшению состояния своего здоровья, по — возможности исключить негативные факторы, разрушающие здоровье, соблюдать основные принципы здоровьесбережения. 

Активная физическая деятельность – залог гармоничного развития человека. Труд и физические упражнения благоприятствуют умственному труду. При движениях мозг получает от мышц обилие нервных сигналов, которые поддерживают его нормальное состояние и развивают. Преодоление утомления при физических нагрузках повышает работоспособность при умственном труде.

Великие мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ отмечали влияние движений на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой.

Первым подал голос в защиту здоровья русского народа М.В. Ломоносов. Он сам отличался большой физической силой и выносливостью. Он считал необходимым «всячески стараться быть в движении тела, движение – вместо лекарства служить может…» Ломоносов думал ввести в России Олимпийские игры.

А.В. Суворов ввел и сам делал военную гимнастику, требовал тренировки и закаливания войск. Отказ от физических упражнений, гимнастики и спорта, малоподвижный образ жизни, приводят к нарушению осанки, ухудшают  состояние внутренних органов.

Хорошее здоровье – один из главных  источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Организм развивается и совершенствуется, особенно, в детстве и юности, при выполнении физических нагрузок.

Потребность в движении, физическом труде жизненно необходима в любом возрасте!


Оздоровительный бег. Регулярный бег в медленном темпе не менее 20 минут укрепляет иммунную систему, увеличивает содержание гемоглобина в крови и улучшает настроение.
 

О пользе скандинавской ходьбы

1. Поддерживает тонус мышц одновременно верхней и нижней частей тела.

2. Уменьшает при ходьбе давление на колени и суставы.

3. Тренирует около 90% всех мышц тела.

4. Сжигает до 45% больше калорий, чем обычная ходьба.

5. Улучшает работу сердца и легких.

6. Идеальна для исправления осанки и решения проблем шеи и плеч.

7. Палки помогают двигаться в более быстром темпе безо всяких усилий.

8. Эффективное занятие для спортсменов, которым необходима постоянная тренировка ССС и выносливости.

9. Возвращает к полноценной жизни людей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

 

Систематические занятия спортом, особенно в сочетании с закаливанием, укрепляют здоровье физически и духовно. Развивают человека, повышают устойчивость организма к неблагоприятным влияниям внешней среды, улучшают работоспособность, способствуют продлению активной жизни.

Нет  на свете

прекрасней одёжи,

чем бронза мускулов

и свежесть кожи.

                        В. Маяковский

Организационно-методический отдел 

ГБУЗ СО СГКБ № 2 им. Н.А. Семашко, 2016 г.

Статья по физкультуре на тему: Движение и здоровье школьников

Жизнь и движение — одно целое, неотделимое, обязательное свойство всего живого, одно из важнейших условий существования. Без движения жизни нет и не может быть.

 Особое значение в сохранении и укреплении здоровья имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, которая лежит в основе жизнедеятельности всего организма.  Движение, физические  нагрузки — необходимое условие нормального развития и работы человеческого организма, а мышечный «голод» так же опасен, как и недостаток кислорода или витаминов.

Движение строит наш организм, укрепляет опорно-двигательный аппарат, развивает мышцы, делает фигуру стройной и красивой. Тесную взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности обнаружили учёные и врачи ещё в глубокой древности, которые считали, что без движения и занятий физкультурой человек не может быть здоровым.  В своих трудах они указывали на необходимость рациональной двигательной активности и ежедневных занятий физическими упражнениями. В XVIII веке великий французский мыслитель К. Ж. Тиссо утверждал, что движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

  Так, в древней Элладе на огромной скале были высечены слова: «Если хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть умным — бегай». Движение — это признак полноценной жизни и деятельности человека в любом возрасте.    

      Если мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшается объём и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничения в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным   патологическим изменениям в организме человека. Так, например, ношение высокого гипса в течении  40 дней приводит к атрофии  мышц. Однако, если в течение последующих 4 недель, человек начинает активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления  ликвидируются,  мышцы укрепляются и гипертрофируются.  

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Физические упражнения приводят также к увеличению белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Физические упражнения влияют и  на артериальное давление.  

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в лёгких, на обмен в лёгких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.

   Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека,  которое является величайшей социальной ценностью, и реализация творческого потенциала, биологических и социальных функций человека, возможны лишь при условии его полного здоровья.   Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей, а в частности,  подрастающего поколения, играет значимую роль.

      Проблема поиска резервов для укрепления здоровья школьников, средствами школьного физического воспитания нашла своё отражение в выступлениях  бывшего Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, который подчеркнул, что в настоящее время назрела необходимость разработать и внедрить такие технологии, которые в короткие сроки смогут сделать физическое воспитание школьников более привлекательным, а самое главное — более эффективным в плане укрепления здоровья, и поскольку дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, прежде всего, мы педагоги.  

По данным Минздравсоцразвития, диспансеризация детского населения за последние годы показала резкое снижение — с 45 до 32% — доли здоровых детей в стране. Хроническую патологию имеют более 5 млн. юных граждан. Показатели физической подготовленности современных школьников достигают лишь 60% от результатов их сверстников 1960-70 годов. В настоящее время более двух третей учащихся общеобразовательных школ не занимаются спортом регулярно. Здоровые дети, составляют к концу обучения в школе не более 15-20%.

  Современное общество впервые в своей истории столкнулось с кардинальным изменением характера двигательной активности: практически все виды деятельности ребёнка ( учёба, развлечения, хобби, общение, передвижения) не связаны с движением. И если в предыдущие десятилетия не было необходимости специально организовывать ежедневную двигательную активность, то в настоящее время она встала остро. Ученые пришли к выводу, что для обеспечения оптимальных показателей здоровья и физического развития необходима гигиенически обоснованная двигательная активность, в то время как в обществе практически во всех возрастно-половых группах населения наблюдается её снижение до критических показателей.

   Особенно низок уровень двигательной активности в школах с уровнем обучения повышенной сложности, таких как гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением предметов, где в основном преобладают ментальные занятия, дополнительные факультативы по предметам и большой объём домашних заданий.

      Анализ специальной литературы, обмен опытом со специалистами и собственные наблюдения свидетельствуют о том, что 82 — 85% времени бодрствования современные школьники    проводят в сидячем положении. С момента прихода в школу двигательная активность детей снижается на 50% и в дальнейшем этот показатель снижается по мере их взросления. В процессе оценки режима дня современных школьников  было установлено, что время бодрствования учащихся этого возраста составляет 16 час.  (с 7 час.  до 23 час.), из которых подавляющее большинство времени уходит на ментальные, а не на физические занятия. Структура режима дня, присущая большинству школьников, характеризуется следующими показателями:

— занятия в школе занимают 6 часов в день;

— 42,9% школьников затрачивают на подготовку уроков до 4 часов в день;

— 39,4% учащихся посвящают до 1,5 часов в день просмотру телевизионных программ;

— 47,6%   отводят до 1-2 часа в день компьютерным играм;

— 62,9% детей, до получаса в день занимается работой по дому;

— 52,3% школьников, посвящают до получаса в день прогулкам.

Наиболее действенным способом изменить двигательную активность современных детей и подростков является организация школьного физического воспитания, особенно внеурочного таким образом, чтобы компенсировать дефицит двигательной активности.

    Разнообразные формы физического воспитания, которые могут быть реализованы в стенах образовательных учреждений, являются резервом положительного влияния на двигательную активность в процессе пребывания ребёнка в школе, поскольку именно школа — это та социальная структура, которая охватывает всех без исключения детей и подростков.

    Концепция модернизации  образования подтверждает назревшую необходимость преобразований в организации школьного физического воспитания, в том числе и внеурочного. В концепции указано, что в целях создания оптимальных условий достижения нового, современного качества общего образования необходимо создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) повышения   качества занятий физической культурой; б) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; в) рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей.

    В настоящее время широкое распространение получила технология создания в общеобразовательных школах  одного из  перспективных направлений  — создание  школьных спортивных клубов. На примере своей школы мы подтверждаем эффективность предложенной технологии. Школьный спортивный клуб  призван решить задачу интеграции общего и дополнительного образования в сфере физической культуры.   Основной идей интеграции является то, что спортивный клуб   стал такой школьной структурой,  где происходит  переход  от строго регламентированного, авторитарного воспитания к воспитанию свободному, гуманистическому, когда у школьника появляются добровольный выбор форм деятельности, возможность проявления инициативы и творчества и вся работа    направлена оздоровление школьников, формирование у них активной позиции по отношению к выстраиванию собственного здорового и спортивного стиля жизни.

   Социально-педагогическая практика в отрасли физической культуры и спорта, показывают, что более эффективному включению школьников в физкультурно-спортивную деятельность, приобщению их к ценностям данной сферы способствует совместная деятельность, как со своими сверстниками, так и с учителями, родителями, тренерами и т.д. Наиболее оптимальные условия для такой деятельности складываются в рамках общественных объединений и организаций физкультурно-спортивной направленности.

      Важнейшим компонентом моделирования рационального режима двигательной активности детей   является школьная спортивная секция, которая способствует решению совокупности социально значимых задач, как в области приобщения детей к занятиям физической культурой и спортом, формирования у них основ здорового и двигательно-активного образа жизни, так и в области подготовки спортивного резерва в конкретном виде спорта. Определена стратегическая цель школьной спортивной секции -гуманистически ориентированная социализация детей через спортивную деятельность, а также разработаны основные задачи её функционирования:

— рациональное использование свободного времени;

— укрепление здоровья и профилактика заболеваний;

— разностороннее физическое развитие;

— формирование основ здорового образа жизни:

— овладение основами техники определенного вида спорта;

— повышение уровня спортивного мастерства;

— стремление к повышению спортивных результатов.

      Выявлены отличия школьной секции от секций в спортивных школах, к которым относят:

— необходимость записывать в секцию всех желающих, без проведения      отбора, невозможность отсева мало прогрессирующих детей;

— необходимость проводить занятия одновременно с детьми разного уровня физической и технической подготовленности;

— приоритет задач оздоровительной направленности;

— необходимость участия занимающихся во всех формах физкультурно-спортивной работы школы.

    Сформулированы принципы работы школьной спортивной секции: оздоровительной направленности, индивидуализации, гуманизации и демократизации, единства с семьёй.  

     При наборе детей в ДЮСШ присутствует определённый отбор более способных и перспективных детей, а в школьной секции занимаются все желающие любого возраста и пола с 1-ой и 2-ой медицинской группой здоровья.

       В занятиях необходимо создавать непринуждённую атмосферу, включать средства физического воспитания с элементами забав и развлечений.

     Тренировочные занятия должны быть направлены на разностороннее физическое развитие, а не на узкую спортивную специализацию.

       Тренировочные занятия должны быть разнообразными и должны носить творческий, неординарный и креативный характер. Каждому ребёнку должно быть предоставлено несколько вариантов моделей оздоровительной двигательной активности с учётом его желаний возможностей и способностей.  

       Знакомство занимающихся с элементами техники и тактики рекомендуется проводить, используя игровой и соревновательный метод проведения тренировочных занятий.

       Для школьного спортивного клуба, по сравнению со школьным коллективом, характерен целый ряд особенностей: добровольный характер объединения; деятельность основанная на интересах и желаниях; свобода выбора занятий; разновозрастные объединения; более простые, не регламентируемые школьной дисциплиной, отношения.

     Совместная спортивная деятельность сближает детей, пробуждает чувства симпатии между ними, усиливает свойственную детям потребность в общении. Между ними возникает целая гамма межличностных связей и отношений эмоционально-психологического характера, которые могут оказать известное влияние на формирование как официальной, так и неофициальной структур коллектива.

       Все члены спортивного клуба объединены единой общественно значимой целью. Повышение только собственных спортивных результатов никогда не могло бы стать основой для организации детского коллектива. Такой основой может стать только деятельность, явно интересная для общества, для коллектива.

В школьном спортивном клубе работа по совершенствованию двигательных навыков, повышению спортивных результатов отдельных школьников является основной, но она рассматривается как составная часть достижений всего коллектива. В процессе тренировок и особенно на соревнованиях школьники начинают понимать, что успех команды зависит не от одного, пусть даже рекордного, результата, а от слаженных действий всех членов, от их общих усилий. А от успехов команды зависит успех класса или школы в целом.

И в заключении хочется подвести итог: что с созданием школьных спортивных клубов  появится положительная динамика роста физических и двигательных качеств учащихся, будет  приобретаться  двигательный опыт,  и школьники станут стремиться к  здоровому образу жизни и  улучшению  своих спортивных достижений.  

Без сомнения, заботу о сохранении здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны достичь успехов в жизни.  

        

 

 

Движение для здоровья- почему важно упражняться для улучшения здоровья

Движение для здоровья - почему важно упражняться для улучшения здоровьяЛюбой человек любого возраста может улучшить и продлить себе жизнь через движение. Каждый человек, который хочет быть здоровым — должен двигаться! Зная это и упражняясь, вы можете привести ваш организм к оптимальному уровню здоровья.

Исследования показывают, что движение для здоровья и регулярные физические упражнения помогают не только улучшить кровообращение, гибкость суставов, мышечный тонус и силу, контролировать вес, но также и повысить настроение, уменьшить беспокойство, стресс и симптомы депрессии. Двигаясь для здоровья, вы будете выглядеть лучше, чувствовать себя менее напряженными и даже облегчить хронические боли. Умеренная нагрузка может замедлить прогрессирование болезни.

Закон движения говорит, что каждый ваш сустав должен двигаться каждый день. Постоянные физические движения увеличивают диапазон движения всех мышц и суставов, улучшают равновесие и силу. Кроме того, улучшается работа всей сердечно-сосудистой системы. А растяжение мышц после тренировок или между ними поможет уменьшить стресс и восстановить гибкость мышц и мягких тканей, а также предотвратить возможные травмы.

Принципы движения
  • Убедитесь в том, что вы двигаетесь и упражняетесь регулярно.
  • Упражняйтесь в то время дня, когда вы чувствуете себя лучше всего. Возможно, какие-то упражнения вы захотите сделать в первую половину дня, а другие упражнения — во вторую, вечером.
  • Безопасность прежде всего — перед началом любой тренировки или новых упражнений, если вам необходимо, проконсультируйтесь с вашим врачом. Также, не забудьте принять соответствующие меры предосторожности, например, когда вы ездите на велосипеде.

Помните, что отказываясь двигаться и упражнять свое тело, вы повышаете риск ожирения, респираторных заболеваний, продлеваете хронические болезни, увеличиваете травматизм из-за снижения активности мышц и суставов, обеспечиваете себе на 80% боли в пояснице.

А упражняетесь ли Вы регулярно для улучшения здоровья?

Интегрированное занятие биология + физическая культура по теме «Движение и здоровье»

Цели занятия:

Образовательная: расширить представления детей о зависимости состояния здоровья от двигательной активности.

Развивающая: развивать потребность изучать состояние и возможности своего организма. Овладевать приёмами контроля состояния организма.

Воспитывающая: воспитывать самоуважение и потребности в здоровом образе жизни.

Тип занятия: комбинированное.

Вид занятия: практикум.

Методы и приёмы обучения: диалогические, исследования, алгометрические.

Оборудование: секундомер, аппарат для измерения давления, спирометр, весы, раздаточный материал, таблицы, выставка литературы, рефератов по темам.

Ход занятия

1. Оформление кабинета:

  1. Таблицы по строению человека.
  2. Высказывание учёных, философов связанных с темой занятия.
  3. Наглядная агитация, фотографии.
  4. Лабораторное оборудование — ростомер, весы, аппараты для измерения артериального давления, воздушные шарики, раздаточный материал, секундомер.

Ничто так не истощает и разрушает человека,
как продолжительное физическое бездействие.

Аристотель.

Учитель биологии:

Движение и здоровье

ХХI век ознаменован бурным развитием науки и техники, широким внедрением их достижений в быт и во все области производства, интенсивным использованием механизированных видов транспорта, освоением новых сфер жизнедеятельности. Что и говорить, достижения научно- технического прогресса значительно облегчили нам жизнь: на заводе или фабрике многие операции выполняют машины, да и дома мы не обходимся без техники: лифт, пылесос, полотёр и многое другое. Да, облегчив жизнь, они её и… усложнили. Мы почти перестали двигаться, и каждый школьник знает, что такое гиподинамия, даже песни о ней поют.

Многие тысячелетия люди отстаивали право на жизнь, опираясь не только на разум, но и на физическую силу, выносливость. В течение последнего столетия доля мышечных усилий, затрачиваемых человеком, резко сократилась. Если 100 лет назад 96% всей работы человек выполнял сам, то сейчас двигательная активность служащего сведена до минимума и составляет 1%, это зачастую приводит к нежелательным последствиям: развитию ряда заболеваний.

Социальные факторы предъявляют всё большие требования к человеческому организму: в этом стремительном мире человек должен думать и действовать быстрее, чем его предок. В ответ на эти требования должны интенсивнее протекать биофизические процессы в клетках организма. Но рост темпов биологических процессов имеет свои пределы, и на определённом этапе может возникнуть несоответствие между быстро меняющимися социальными условиями и относительно медленно эволюционирующими биологическими процессами.

Причина многих заболеваний — реакция на современные условия существования и образ жизни. Человек в значительной степени сам виноват в развитии болезней. Ученые установили, что здоровье человека зависит от условий внешней среды на 20-25%, генетического риска на 15-20%, здравоохранения на 8-10% и от образа жизни на 50-55%. На этом занятии мы хотели бы сначала коснуться наиболее распространенных заболеваний и разъяснить, каким образом физические упражнения помогут справиться с ними.

Многие считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!» Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Учащимся в возрасте 16-18 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. К сожалению, это ошибка. Необходимо уберечь себя от нее - призывают ученые. Исследования ученых, исследовавших генетический график человека, пришли к выводу, что человек может и должен жить до 150-200 лет. Прожив 75 лет, мы используем лишь часть времени отпущенного для пребывания на этой планете.

Учитель физической культуры:

Гармонизация физиологических функций организма

В древности человек не мог не двигаться по той простой причине, что он не смог бы добыть себе пищи. Дикарю необходимы были крепкие мышцы и выносливое сердце. Самой природой организм человека настроен на физическую активность. Но с развитием производства, с совершенствованием индустрии питания, возникновении механизации труда и развитием транспорта движение перестало быть необходимым для жизни. Одним из факторов является гипокинезия (греч. Hypo – уменьшение, kinemа– cила) и гиподинамия (dynamis – движение) – значительное снижение объёма и интенсивности двигательной активности. Гиподинамия или ограничение двигательной активности, то чем грешит современное общество. В медицине широко известно правило, согласно которому органы изнашиваются тем меньше, чем больше они подвергаются полезной нагрузке. Отсюда понятно, чем грозит человеку физическая детренированность. Ещё врач древней Греции Гиппократ указывал, что без физической нагрузки человек не может быть здоровым. В основе жизнедеятельности организма лежит нервно- мышечная система, которую обслуживает органы пищеварения, дыхания, кровообращения и др. Все органы и системы развиваются взаимосвязано и взаимообусловлено. Правильно организованные и длительно проводимые занятия улучшают состояние сердечно-сосудистой системы. Впервые на это обратил внимание английский врач Уильям Гарвей, который нашел, что у людей , “приученных к тяжелым работам, обладающим хорошо развитой скелетной мускулатурой, сердце бывает крепкое, мускулистое”

И сейчас мы с вами переходим к одной из важных систем организма – сердечно сосудистой системе.

Доклад ученика:

Сердечно-сосудистая система

В эту систему, как вы знаете, входят сердце и кровеносные сосуды. Объём сердца – важный показатель – его функционального состояния. В связи со снижением мышечной массы уменьшаются размеры сердца и его камер, понижается максимальное и повышается минимальное кровяное давление, учащается пульс – всё это признаки ограничения приспособительных возможностей сердечно-сосудистой системы. В состоянии покоя сердце, выталкивая в кровеносные сосуды с каждым сокращением от 50 до 100 мл. крови, перекачивает в минуту 5-6 л. При интенсивной физической работе оно может сокращаться до 240-250 раз в минуту, выбрасывая с каждым сокращением до 110-200 мл и перекачивая таким образом до 40 л крови в минуту. Наиболее сильное воздействие на величину сердца оказывают упражнения на выносливость.

Частота пульса у физически неактивных людей на 20% выше, чем у активных. Следовательно, сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.

Учитель физической культуры:

Практическая работа по определению пульса. (У каждого ученика заранее заготовленная карточка, приложение №1).

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины — 75-80.

У физически тренированных людей частота пульса значительно реже — 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается.

После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут.

Недостаточное поступление кислорода в мышцу сердца ведёт к серьёзным заболеваниям, вплоть до инфаркта миокарда.

Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в

норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле

ИК=Д/П, где Д — минимальное давление, а П — пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице. (Приложение №2)

В организме человека почти 160 миллиардов капилляров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находится в покое, то работает лишь 10% капилляров. Если она начинает сокращаться, то в действие вступают резервные капилляры. В результате в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней больше питательных веществ. Все системы организма тесно взаимосвязаны между собой и сейчас мы переходим к системе, которая снабжает наш организм кислородом – дыхательной системе.

Доклад ученика:

Дыхательная система

При физической нагрузке возрастает потребность организма в кислороде. В спокойном состоянии в лёгкие нетренированного человека за 18-24 дыхательных движения в минуту поступает 3-5 л воздуха, из которого в кровь поступает 200-300 мл кислорода. У тренированного за 10-16 вдохов количество поступающего воздуха увеличивается в 20 раз.

Физические занятия укрепляют дыхательный аппарат – возрастает подвижность грудной клетки и диафрагмы, увеличивается ЖЕЛ, которая у тренированных людей – 4500-600 куб. см. (муж.), 3500-4500 куб. см. (жен) а у нетренированных – 3000–3500 куб. см. (муж.), 200-2500 куб. см. (жен.). Практическая работа по определению ЖЕЛ. Группам исследуемых (1 – взрослые люди, 2 – учащиеся, регулярно занимающиеся спортом, 3 – учащиеся, нерегулярно занимающиеся физкультурой) предлагалось надуть воздушный шарик при помощи одного выдоха после глубокого вдоха. (Приложение № 3)

Вывод Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру. Дыхание становится редким и глубоким, усиливается газообмен.

Доклад ученика:

Опорно-двигательная система

Ограничение двигательной активности, прежде всего, влияет на скелетные мышцы: снижается импульсация, вызывающая движения и напряжения их волокон и обратный поток импульсов, информирующий ЦНС и другие системы организма. Снижается тонус и уменьшается сила мышц, ограничивается объём движений в суставах, ослабевают двигательные навыки, ухудшается координация движений.

При гипокинезии в сердечной и скелетной мышцах, а также в крови увеличивается содержание молочной кислоты, происходит “закисание” тканей. Любое изменение кислотно-щелочного равновесия ухудшает жизнедеятельность клетки. Кроме того, в крови возрастает количество неорганических фосфатов, часть которых выводится из организма, а часть откладывается в виде солей в суставах, камней в почках, желчном пузыре.

Недостаточная мышечная активность и связанное с этим снижение энергозатрат приводит к уменьшению потребности тканей в кислороде, падению интенсивности обмена веществ.

При гипокинезии в органах процессы разрушения белков преобладают над процессами синтеза. Клетки испытывают дефицит “строительных материалов” для восстановления.

Из организма выводятся катионы натрия, калия и особенно кальция, которые необходимы для процессов возбуждения и торможения. Недостаток кальция приводит к размягчению костей и зубов.

Многие исследователи отмечают гибель остеобластов, из которых образуется костная ткань, и накопление клеток-разрушителей – остеокластов. Наступают изменения в суставах: в них откладываются соли, появляется тугоподвижность, нередко присоединяется инфекция, и возникают артриты.

Нарушается функция костного мозга, ответственного за производство эритроцитов, вследствие чего ухудшается доставка тканям кислорода и вынос углекислого газа. Вместе солями из организма выводится жидкость, что приводит к сгущению крови. Уменьшается воспроизводство и усиливается процесс разрушения лейкоцитов, в результате страдает иммунная система.

Многим знакомо выражение: “Мы молоды, пока гибок позвоночник”. А почему? Дело в том, что в нутрии позвоночного сочленения проходит тоненькая “косичка” спинного мозга, осуществляющего большинство рефлексов. Корешки спинномозговых нервов, иннервирующие внутренние органы, выходят из межпозвонковых промежутков.

Радикулит, с которым мы встречаемся едва ли не в любом возрасте, а с годами всё чаще, — это защемление нервных корешков. При защемлении снижается стимуляция внутренних органов, отчего они быстрее дряхлеют и атрофируются. Известна роль радикулита в развитии импотенции, урологических заболеваний. Замедляется обмен веществ, образуются “наносы” продуктов распада, камни в почках, желчном пузыре.

Но если вовремя предупредить защемление нервных корешков, все эти дегенеративные процессы существенно отодвинутся.

Упражнения в висе. Важно всякий раз как бы “повисать на позвоночнике”, раздвигая на доли миллиметра промежутки между позвонками. В целом это удлиняет наше тело на 1-2 см.; как раз настолько мы выше утром, чем вечером, когда за день из-за вертикального положения позвонки сближаются.

Доклад ученика.

Нервная система

Улучшение кислородной обеспеченности организма оказывает благотворное влияние на ЦНС, особенно на кору больших полушарий. Мозг, масса которого составляет лишь 2-3% массы тела, в норме потребляет 25% кислорода, поступающего в организм. Питание мозга обеспечивается 1/5 всей крови. Особенно большую потребность в кислороде испытывает мозг растущего организма.

Известный врач кардиолог А. Л. Мясников отмечал, что при чрезмерном нервно-эмоциональном возбуждении двигательная активность и физическая работа наиболее благоприятны для нормализации нервной деятельности т.к. быстро разрушается избыточное количество адреналина – “гормона тревоги”.

Поль Брег пишет: “Когда у вас мрачное настроение, вас одолевают беспокойство и депрессия, идите быстро на свежий воздух и займитесь физическими упражнениями, иначе отрицательные эмоции задавят вас. Прогулки или занятия физкультурой прояснят ваши мысли и помогут увидеть ваши проблемы в перспективе. Любая форма деятельности на свежем воздухе создаёт личность”.

Чем больше вы потратите времени на физическую активность, тем мощнее будут резервы психической энергии, вы будете более уравновешены и избавитесь от стрессов. Особенно это заметно у детей. Неактивн

Движение и здоровье

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 5 класса | План проведения занятий на учебный год | Движение и здоровье




Урок 30
Движение и здоровье

imageДвижение — естественная потребность организма человека.

Великий русский физиолог И. М. Сеченов считал, что нет ни одной функции организма человека, которая не была бы так или иначе связана с движением. Оно (движение) — основа жизни, его недостаток или отсутствие приводит к увяданию организма.

В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Высокая двигательная активность детей и подростков благоприятно воздействует на их головной мозг и способствует развитию умственной деятельности. Эта активность важна не только для развития ума, но и для укрепления здоровья.

Очень многие заболевания человека поддаются излечению при помощи движения. По мнению физиолога П. К. Анохина, движение имеет такое оздоравливающее воздействие, каким не обладает ни одно лекарство, известное в настоящее время.

Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат — скелет и мышцы. При рождении ребёнка его костно-мышечная система сформирована уже достаточно хорошо. Хотя надо сказать, что у новорождённого ребёнка хрящевая ткань преобладает над костной. Начиная с первых дней жизни эта система интенсивно растёт; особенно это становится заметным, когда ребёнок начинает ходить. Размеры костей и мышц увеличиваются и в длину, и в толщину. Хрящевая ткань постепенно замещается костной. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается к 20—24 годам.

По мере роста и развития опорно-двигательного аппарата ребёнок осваивает всё более сложные виды движения: ходьбу, бег, прыжки, вращение. Двигательные навыки постепенно совершенствуются и формируются к 12—16 годам.

Продолжительность и интенсивность выполняемых на уроках физической культуры, во время физкультурно — оздоровительных мероприятий и активного отдыха движений должны соответствовать потребностям организма. Только в этом случае польза от них будет очевидной.

imageНедостаток движения или его избыток могут привести к различным заболеваниям.

imageПри недостатке движения — гиподинамии — у человека ухудшаются кровообращение, дыхание, пищеварение, снижается сила сокращения мышц, страдают и многие другие функции организма. Ухудшаются память, внимание, снижается умственная и физическая работоспособность. Человек чаще болеет. Вот почему занятия физическими упражнениями сохраняют здоровье на многие годы. Поэтому надо с раннего детства приучать организм к движениям, физическим упражнениям и заниматься физической культурой на протяжении всей жизни. Конечно, лучше это делать под руководством опытного специалиста.

imageИзбыток движения также вызывает изменения в состоянии здоровья. Прежде всего от него страдают функции сердца и опорно-двигательного аппарата.

imageВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое значение для человека имеет движение?
2. Как влияет на организм детей и подростков двигательная активность?
3. Какую функцию выполняют в организме человека скелет и мышцы?
4. Каким образом формируется костно-мышечная система организма человека?
5. В каком возрасте в основном завершается формирование двигательных навыков?
6. К каким последствиям приводит организм человека недостаток движения?
7. Какие изменения в состоянии здоровья может вызвать избыток движения?
8. Если вы ещё не занимаетесь по утрам зарядкой, преодолейте ваше «не хочу». Попросите родителей, чтобы с завтрашнего утра они будили вас на 20 минут раньше. Этого времени достаточно, чтобы всей семьёй сделать зарядку и целый день быть бодрыми, активными и жизнерадостными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *