Как у ребенка увеличить скорость чтения: 6 способов
Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, как у ребенка увеличить скорость чтения. Не вызвав при этом у него стойкую негативную реакцию к этому процессу и не испортив отношения друг с другом. Итак, готовы?
Причины
Наиболее вероятные причины медленной техники чтения заключаются в следующем:
- Маленький словарный запас. Согласитесь, сложно произносить слова, которые раньше в жизни не встречал. Это как взять и попробовать освоить текст на иностранном языке.
- Низкая способность концентрации внимания. Если постоянно отвлекаться, то невозможно не только понять смысл написанного, но и быстро справиться с текстом.
- Проблемы с артикуляционным аппаратом. В основном техника чтения страдает у детей, которые имели сложности с речью. Например, заговорили слишком поздно, не могли выговорить ряд звуков и прочее.
- Регрессии. Малыш может пробовать вернуться к уже прочитанному слову, а это, конечно же, добавляет пауз. Понаблюдайте за ним в процессе, если его глаза «бегают», значит, необходимо уделить внимание этой сложности. Проясните, почему он так делает, возможно, просто сам текст достаточно сложный для понимания, или он просто отвлекается и задумывается о чём-то другом.
- Страх. Согласитесь, не сильно мотивирует понимание, что придётся получить ремнём по мягкому месту или слушать ругательства в свой адрес. Это вызывает сильнейший стресс, вследствие которого человек может утратить возможность рационально мыслить, концентрироваться на поставленной задаче и так далее.
Правила
Независимо от вашего собственного жизненного опыта, ни в коем случае не приступайте к занятиям, когда у кого-то из вас не особо хорошее настроение. Особенно, если наблюдается злость или грусть.
Потому что в таком случае у ребёнка может не получаться, а это отобьет желание заниматься в дальнейшем и снизит самооценку. Или у вас не выдержат нервы, что также крайне негативно скажется на его успехах.
Также следует внимательно наблюдать за длительностью тренировок. Дети младшего возраста, особенно если они ходят только в 1 класс, не выдержат долгой концентрации на процессе чтения. Соответственно, начнут отвлекаться. Поэтому занимайтесь не более 20 минут, даже если кажется, что дитя ещё полно сил, интереса и энергии.
По этой же причине делать это необходимо через день-два. Но ни в коем случае не каждый. Занятия должны вызывать интерес, а не отвращение, отчего заставлять его также не рекомендуется.
К сожалению, среди многих родителей и педагогов бытует мнение, что если малыш будет ежедневно сидеть с книгой по пару часов – то он научится не то что быстро, а прямо-таки бегло читать. Но это большая ошибка. Научиться то, может и научиться, но вот полюбит вряд ли.
Основные негативные последствия таких действий – снижение самооценки и невозможность запоминать и понимать прочитанное. Появляется страх и нежелание учиться.
Упражнения для скорости чтения у детей
Игра в сокровища
Подходит для младшего школьного возраста. Придумайте любую тематику, наиболее близкую для вашего чада и напишите письмо. Только не обычное, а письмо-загадку. В нём должна отсутствовать часть букв, которые ребёнок попробует подставить самостоятельно, чтобы понять, что за информация в нём зашифрована.
Допустим, у вас мальчишка и он любит играть в пиратов. Можно тщательно расписать, где именно в квартире хранится его поощрение, пусть даже в виде конфет или символической суммы денег, в случае успешного прохождения испытания.
Наиболее простой вариант – одна «пропавшая» буква на 2 слова. «Стирать» её можно в середине или в конце. Более усложнённое задание – когда нет первых букв.
Пересказ
Чтобы материал усваивался, а не бесследно исчезал после прочтения вслух, пусть пересказывает своими словами то, что понял. Естественно, если ему примерно 8 лет, то остановки делать каждую страницу, если 5-7, то после двух предложений.
Три алфавита
Игра в слова помогает ускорить технику чтения. Причём первые результаты будут ожидать вас уже через неделю занятий. Дело в том, что помимо визуальной памяти, приходится подключать ещё и различные виды мышления.
Вам необходимо приобрести упаковки 3-4 карточек с алфавитом. Разложите их и придумывайте слова из имеющихся букв. Важно, чтобы не просто ребёнок сам сидел, корпел над задачей, а добавить соревновательные нотки. Например, кто больше слов из вас придумает, тот и получает поощрение. Только не забывайте поддаваться.
Задом наперёд
Возьмите пару предложений и попробуйте произнести их задом наперёд. Это упражнение помогает снизить уровень напряжения за счёт смеха, которые неизбежно возникнет. Да и натренирует выговаривать и читать слитные буквы и слова. Потом с простыми и понятными вообще проблем не возникнет.
Скороговорки
Чем быстрее ваш школьник научиться выговаривать слова, причём четко, тем проще ему будет бегло озвучивать прочитанный материал. Часто случается, что малыш уже прочитал слово, но пока произносит его – уходит достаточно времени.
Чтобы подобного не случалось, учите с ним скороговорки. Только предложите выбор ему, какая больше заинтересует, пусть ту и запоминает.
Для увеличения интереса к процессу можно пытаться их выговаривать в ритме любимой песни или наперегонки с вами.
Дыхание
На скорость влияет и дыхание. Если делать вдох и одновременно пытаться произнести фразу – она значительно снизится.
Поэтому перед тем, как прочитать первое предложение, пусть сделает вдох и на выдохе приступает к задаче.
Чтобы развить дыхательный аппарат и улучшить артикуляцию, можно играть в игру. К примеру, выбрать одну букву, сделать вдох и на выдохе назвать слова, которые на неё начинаются.
Современные методы обучения детей
Обязательно посмотрите на онлайн сервисы для обучения детей, к примеру айкью клуб. Там вы найдете множество курсов и игр для развития навыков своих детей.
Завершение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! И помните, у каждого малыша свой темп, не стоит давить на него, если результаты заставляют себя ждать. Будьте чувствительны и терпимы, поверьте, со временем упорный труд оправдает ожидание. Главное – не спугнуть желание учиться и познавать мир.
Если же хотите улучшить артикуляцию своей речи, чтобы говорить более чётко и красиво, рекомендую ознакомиться с этой статьёй.
Сил вам и вдохновения!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
Техника чтения – в норме? Как научиться быстро читать
Об обучении чтению сказано и написано очень много. Каждый день появляются новые пособия, новые игры, новые рекомендации. Используя различные пособия и методики, мы рано или поздно добиваемся цели — ребенок начинает читать. Все, цель достигнута и можно успокоиться?
Оказывается, это только начало длинного пути! Дальше нам надо научить ребенка читать быстро, выразительно и с хорошим пониманием текста. Вот здесь и возникает множество проблем, одна из которых называется «техника чтения».
Каждый из нас помнит, как в школе проверяли технику чтения несколько раз в год. Как мы заикались и как дрожали коленки, когда приходилось читать на проверке. Всего-то одна минутка, а разговоров потом на целых полгода, если техника чтения оказывалась ниже нормы. А она почему-то у многих оказывалась ниже нормы.
Прошло время, изменились программы, изменились требования к учебе, к ученикам, появились новые предметы, и только проверка техники чтения остается неизменной. Нет, здесь тоже кое-что меняется, а именно — нормы. Теперь читать 80 слов в 4-м классе, как было раньше, недопустимо. Сейчас это норма для 2-3-го класса. А что делать? Количество информации стремительно растет. Поэтому сейчас хорошее быстрое чтение — не дань моде, а необходимость.
Так как же все-таки развивать эту технику чтения? Самое главное, что нам надо понять:
- Просто чтение книг технику чтения, конечно, увеличивает, но очень медленно. И то, если ребенок уже читает достаточно хорошо для своего возраста. Если ребенок застрял на одном показателе, и дальше техника чтения не растет, то тут просто чтение не поможет.
- Мозг хорошо усваивает информацию, которая поступает быстро. Значит, при быстром чтении мы понимаем текст гораздо лучше. Исследования показывают, что при быстром чтении человек понимает 80% текста, а при медленном — до 60% . Вывод напрашивается сам: чтобы осмысленно читать, надо читать быстро.
- Чтение — это такой же навык, как и ходьба, письмо, и он развивается в процессе тренировок, т.е. занятий.
- В развитии техники чтения заинтересованы прежде всего родители. Хорошо читающий ребенок — это успешный ученик. Разве не хотим мы видеть своего ребенка успешным?
Теперь самое важное. Развивается техника чтения с помощью специальных игр. Длительное чтение не сделает того, что сделает кратковременная игра! И при развитии техники чтения важна не длительность занятий, а частота. Хорошо тренируется то, что часто повторяется. Какие же игры можно использовать для развития техники чтения?
- Чтение «по вершкам и корешкам». Для этого нам понадобится длинная закладка или непрозрачная линейка. Мы накладываем ее на строчку, прикрывая нижнюю половину букв. Ребенку надо прочитать слово или предложение «по вершкам» букв. Конечно, если будет очень трудно, можно линейку сдвинуть, показать буквы и снова закрыть.
«По корешкам» читаем так же, только прикрываем верхнюю часть букв. Это уже намного труднее, так что «по корешкам» читаем тогда, когда «по вершкам» уже хорошо получается. - Вреднючка. Кто такая Вреднючка? Создание, которое вредничает и делает все наоборот. Вот и читает Вреднючка наоборот — не слева направо, а справа налево. Очень полезно так читать, когда ребенок только учится прочитывать слова. Вы лишний раз потренируете ребенка в слиянии букв и чтении слов без напряжения. Несмотря на то, что читать наоборот труднее, дети с удовольствием это делают. Еще бы, ведь эта игра всегда сопровождается смехом. А то, что смешно, трудным не бывает!
- Таблицы букв и слогов. Сколько вариантов у этой игры! Расскажу пока один. Чертите таблицу любого размера, мы обычно делаем 5 на 5 клеток или 6 на 6. В клеточки вписываете буквы. Все, игра готова.
Задания ребенку:
- надо назвать все буквы в строчке или в столбике;
- назвать и показать букву, которая стоит справа от заданной буквы или сверху;
- назвать и показать все гласные или согласные.
Это задания для детей, которые учатся читать, для первоклассников. Так мы закрепляем в игре знание букв и развиваем угол зрения. Но это далеко не все варианты заданий. Есть варианты, которые очень интересны и более старшим детям, и даже взрослым.
Играйте с ребенком с буквами и словами, играйте с текстом — и тогда проблема техники чтения отпадет сама собой.
Татьяна Джало,
автор блога «Читалочка»
Здравствуйте!
Вы писали: …таблицы слогов (их несколько), каждую нужно было прочитать вслух за определенное время… Кому нужны такие таблицы, пишите в личку, пришлю.
Пришлите пожалуйста мне, а то у меня сын заканчивает 1й класс,а читает всего 30 в минуту.
Вот все думаю, техника чтения, это полезно или нет? С одной стороны это показатель скорости чтения, не более того, прочитать не значит понять – запомнить? У нас в образовательном центре для начальной школы, есть программа техники чтения, но основной упор делается не только на скорость, а именно на восприятие текста и умение его потом пересказать. Мне кажется, от этого больше толка, чем просто гнать скорость? Или я ошибаюсь? Но центр вроде вызывает доверие, работают по методике Зиганова, а он дяденька с репутацией в образовании, и кому как не ему и его опыту доверять?
11.09.2014 18:22:00, Милая МилаяЧто за странные советы… Автор хоть одного ребенка научила читать быстро, прежде чем что-то советовать?
Скорость чтения нарабатывается у ребенка по мере того, как он научается охватывать одним взглядом сразу большое количество букв — целые слова, словосочетания, даже целые строчки. Глаза при быстром чтении вовсе не следуют от буквы к букве, а видят большой кусок текста, и возвращаются в те места, где смысл текста оказался после первого взгляда непонятен. То есть глаза должны поиметь навык прыгать вперед-назад, а мозг должен уметь понимать текст, даже если в нем есть грамматические ошибки — например, буквы переставлены или пропущены. Чем быстрее человек читает, тем больше он угадывает смысл по наитию, и меньше он замечает ошибок в тексте.
Все упражнения, предложенные автором статьи, только мешают такому навыку.
Всего 6 сообщений Прочитать обсуждение полностью.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников
Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя. Перед ним стоит задача — научить детей читать в темпе разговорной речи к концу 4 класса. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорости, влекут за собой почти все беды школьной системы, т. е скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.
Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту. Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения. Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянное подбадривание и фиксация его внимания на успехах, т.е. необходимо расковать ученика, подарить ему надежду на успех.
Как добиться оптимальной скорости чтения?
Я предлагаю использовать эффективные резервы обучения чтению.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Любой урок начинается с того, что учащиеся открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
В самом деле, если учащийся не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать и поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда учащийся прочитает одну — две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадрик — опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку… Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.
Что это означает? Часто можно наблюдать такую картину. Учащийся читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае проработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.
В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что учащийся уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.
Теперь учащийся легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Я предлагаю текст для диктантов по произведениям А.С.Пушкина.
Эти зрительные диктанты можно использовать во втором полугодии второго класса или в первой четверти третьего класса.
Главное в достижении цели – это вера в ученика и ежедневные тренировки!
Приложение
Как заниматься чтением с ребенком перед школой. Ребенок медленно читает
Содержание:
Ваш ребёнок научился читать по слогам. Он хорошо знает все буквы, складывает их в слоги, слоги в слова. Но читает медленно, без выражения. Очень часто не может пересказать текст, ответить на вопросы. Что делать дальше? Как помочь развить и усовершенствовать навык чтения?
Чтобы преодолеть трудности при чтении, часто рекомендуют читать больше книг. И ребёнок сидит часами за чтением, которое превращается в мучение. Ведь чтение — это сложный процесс. Ребёнку нужно узнать букву, вспомнить звукопроизношение, соединить буквы в слоги, слоги в слова. Ещё нужно удерживать внимание на тексте, понимать прочитанное, помнить текст.
Чтобы научиться легко и бегло читать, нужно время. На каждом этапе формирования навыка беглого чтения появляются и развиваются конкретные умения. Переход на последующий этап возможен только тогда, когда ребёнок овладеет всеми умениями, заложенными на предыдущем этапе. И не только овладеет, но и достигнет определённого уровня их автоматизации.
При этом важно учесть, что каждый ребёнок индивидуален. Одному достаточно занятий в рамках школьной программы. А другому нужно значительно больше времени. И когда материал для чтения усложняется, ребёнок начинает отставать от других, попадает в группу неуспевающих. Проблемы возникают не потому, что он не может понять и научиться, а потому, что просто не успевает развиваться в таком темпе.
Как понять, что ребенок плохо читает для своего возраста?
Родители, которые хотят дополнительно позаниматься чтением с ребенком летом, часто спрашивают, на какие критерии им ориентироваться. Какая скорость чтения должна быть у ребенка в каждом классе начальной школы? Что еще кроме техники чтения важно?
Предлагаю учитывать нормы техники чтения, разработанные для начальной школы ещё в советское время. Они не потеряли своей актуальности и по-прежнему используются учителями начальных классов.
Класс | Полугодие | Темп чтения (слов/мин) | Характеристика чтения |
1 | 1-е | 25–30 | Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с чётким проговариванием слогов и слов |
2-е | 30–40 | Чтение целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным слоговым строением прочитываются по слогам | |
2 | 1-е | 40–50 | Чтение правильное, осознанное, целыми словами. Соблюдается логическое ударение |
2-е | 50–60 | Осмысленное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз, интонаций и логических ударений | |
3 | 1-е | 60–70 | Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик выражает понимание смысла прочитанного текста |
2-е | 70–80 | Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик выражает понимание смысла прочитанного текста | |
4 | 1-е | 80–90 | Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить своё отношение к нему |
2-е | 100-120 | Осознанное, правильное чтение целыми словами. С помощью соблюдаемых пауз и интонаций ученик не только выражает понимание смысла текста, но и способен выразить своё отношение к нему |
Как заниматься с ребенком чтением?
На помощь придет книга «Читаем после азбуки», специально созданная для обучения быстрому и осознанному чтению. В ней 10 этапов, каждый состоит из разминки, специальных упражнений, помогающих преодолеть трудности с чтением, и текстов для тренировки навыка скорочтения. Хотим познакомить вас с некоторыми упражнениями из книги.
Но сначала — советы для родителей, как заниматься с ребенком эффективно.
Занимайтесь, когда ребёнок отдохнул, не голоден, хорошо себя чувствует. Важен положительный настрой. Не допускайте отрицательных эмоций, не должно быть трудно, скучно, неинтересно.
Продолжительность занятий должна быть не более 30 минут, лучше даже меньше. Малышу трудно долго удерживать внимание и интерес на одном предмете. Чаще меняйте виды деятельности, упражнения.
Обязательно похвалите ребёнка, поддержите, даже если результат занятия вас не устраивает. Обращайте внимание на все успехи ребёнка, даже если результат улучшился на 1–2 слова.
Не пытайтесь освоить скорочтение за короткое время. На закрепление навыка требуется от полутора до трёх месяцев регулярных занятий. Только когда ребёнок легко выполняет задания одного уровня, двигайтесь дальше.
Упражнения для развития скорочтения у детей
1. Дыхательное упражнение «Гонки». Делаем спокойный вдох через нос и в два раза медленнее выдох через рот. На счёт 1–2 — вдох, 1–4 — выдох; на счёт 1–4 — вдох, на счёт 1–8 — выдох; на счёт 1–8 — вдох, на 1–16 — выдох. Затем медленный вдох через нос, подышать в комфортном ритме. Внимание: вдох всегда через нос!
Чтобы делать упражнение было веселее, на выдохе дуем на бумажные шарики — чей быстрее?
2. «Песенка гномов». Тренируем артикуляцию гласных и согласных звуков. Гласные звуки поём, тянем как можно дольше на выдохе.
А У А У А У А У А У А
У А У А У А У А У А У
А О А О А О А О А О А О А
О А О А О А О А О А О
А И А И А И А И А И А
И А И А И А И А И А
А О У И Э А О У И Э А
О У И Э А О У И Э
ЗА-СА-ЗА-СА-ЗА-СА-ЗА — летит стрекоза.
ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ-ЗОЙ — я бегу за стрекозой.
ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ — мы поймали стрекозу.
ВА-ВЯ-ВЬЯ-ВА-ВЯ-ВЬЯ — покормили воробья.
ЫВ-ИВ-ЫВ-ИВ-ЫВ-ИВ — у пруда много ив.
3. Слоги за «шторкой». Читаем на одном выдохе столбики буквосочетаний (сколько хватит дыхания). Закрываем их «шторкой» (листом бумаги, календариком, открыткой и др.). «Шторку» ведём достаточно быстро сверху вниз, не останавливаемся. Задача ребёнка — увидеть и прочитать. Упражнение не только помогает увеличить скорость чтения и переключаемость внимания, а также тренирует память и речь.
4. Зачеркушки. Зачеркиваем за 1 минуту как можно больше знаков по заданию. Упражнение тренирует внимание, скорость восприятия, память. Задание: кружки зачеркнуть вертикальной линией, квадраты — горизонтальной.
5. Таблица Шульте. Ребёнок должен смотреть на точку в центре таблицы и, не бегая глазами по ячейкам, используя боковое (периферическое) зрение, называть по порядку все числа, буквы или пары (цифра + буква). Задача состоит в том, чтобы выполнить задание за определённое время. Начинайте с 30 секунд. Постепенно уменьшайте время до 8–10 секунд.
6. Что в конце? Инструкция для ребёнка: выбери слог, который может закончить все эти слова.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]