Как ускорить технику чтения в начальной школе – 10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов — Преподавание в начальных классах — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Ребенок читает медленно: что делать?

Время чтения: 5 минут

Близится конец учебного года: контрольные, срезы, итоговые отметки… Многих родителей тревожит вопрос «Что делать, если ребенок медленно читает?». Хочется съязвить и ответить: «Поздно пить «Боржоми»…», но давайте разберемся в ситуации и не будем нагнетать панику, мучить несчастных (и без того измученных авитаминозом) школьников, заставляя просиживать за книжкой с секундомером и трястись над дневником.


www.topglobus.ru

Скорость чтения в начальных классах

1 класс: 25-30 слов в минуту — 1 полугодие; 30-40 слов в минуту — 2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня (например, гимназиях) возможен более высокий темп чтения — от 60 слов в минуту.

2 класс: 40-50 слов в минуту — 1 полугодие50-60 слов в минуту — 

2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня — 85-90 слов в минуту в 1 полугодии и 90-95 слов во втором.

3 класс: 60-70 слов в минуту — 1 полугодие; 70-80 слов в минуту — 2 полугодие; 95-105 слов в минуту при повышенных требованиях. Про себя третьеклассник должен читать на 20 и более слов быстрее, чем вслух.

4 класс: 80-90 слов в минуту — 1 полугодие; 100-120 слов в минуту — 2 полугодие. Скорость чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

Оговоримся сразу, в школе принято «измерять» скорость и технику чтения усредненными показателями. Но, дорогие заботливые и переживательные мамочки, не забывайте, что нормы эти ПРИМЕРНЫЕ. То, сколько слов читает ребенок в минуту, — далеко не самый важный показатель его интеллектуального развития, поэтому ориентироваться на соседа Ванечку, который летит впереди планеты всей и выдает к концу первого класса 120, совсем не стоит. Объясню почему…

Каковы причины медленного чтения ребенка?

Скорость чтения зависит от способа чтения (по слогам; слог + слово, целыми словами). Однако часто бывает так, что ребенок читает целыми словами, но все равно медленно. Почему это происходит?


shkolazhizni.ru

Если ребенок читает медленно, значит, для этого есть какие-то причины. Давайте разбираться и искать их вместе:

  • Небольшой словарный запас ребенка. В этом случае многие попадающиеся слова будут ему незнакомы, что будет замедлять процесс чтения. Старайтесь обогащать лексикон малыша, больше с ним разговаривать, общаться. Читать разноплановую литературу.
  • Отсутствие внимания. Если ребенок читает невнимательно, если его постоянно что-то отвлекает от чтения, он не сможет сосредоточиться на проговаривании текста и не сможет вникнуть в его смысл. Постарайтесь сконцентрировать его внимание на чтении – ребенок должен понимать суть прочитанного.
  • Развивайте у ребенка оперативное поле зрения – так он сможет читать не по 2-3 буквы, а охватывать слово взглядом. Для этого просто садитесь читать как можно чаще.
  • Плохо развитый артикуляционный аппарат – очередная причина замедленного чтения. Развивайте его, делайте с ребенком специальные упражнения. Часто медленно читают те дети, у кого были проблемы с развитием речи, кто поздно начал говорить и не выговаривал некоторые звуки.
  • Плохо развитый уровень памяти. Нередко дети после трех прочитанных слов уже забывают, о чем шла речь. Это плохо действует на запоминание и понимание прочитанного.
  • Регрессии. Читая, ребенок постоянно пробегает глазами только что прочитанное слово. Глаза совершают движения назад и ребенок дважды прочитывает текст. Это самый распространенный недостаток. Определись наличие регрессий можно, понаблюдав, как ребенок читает незнакомый текст. Если вы заметите, что глаза бегают, ребенок сначала читает слово про себя, потом произносит вслух, затем еще раз проговаривает несколько слов, чтобы понять смысл прочитанного, значит регрессия есть. Причиной может быть привычка, отсутствие внимательности или ребенку просто текст кажется трудным.
  • Сложная литература. Подбирайте для ребенка литературу, соответствующую его уровню развития и возрасту. Не торопитесь с усложнением заданий.


umm4.com

А теперь ВНИМАНИЕ!

Ребенок не будет читать быстрее, чем говорит. 

Если в жизни ребенок медлительный, меланхоличный, то и ждать от него реакции холерика не стоит. Это касается всего, чтение в этом случае не исключение. Уравновешенный и «непробиваемый» флегмат тоже вряд ли будет торопиться и, съедая окончания, «глотать» страницу за страницей. Если в обычной жизни ребенок долго думает, прежде чем ответить на вопрос, растягивает слова, то и читать он будет медленнее обычного. И в этом нет ничего плохого и страшного. 

Главное не количество прочитанных слов, а осознанность. Что толку от того, что Ванечка за минуту долетел, а ответить на вопросы о прочитанном так и не смог? Какой смысл мешать слова в кучу, не видя ни точек, ни запятых, а потом делать большие глаза, удивляясь недопонятым фразам.

Чего ни в коем случае нельзя делать?

  • Смеяться над ошибками, упрекать за неправильно прочитанные слова.
  • Стоять над душой «с ремнем».
  • «Наказывать» чтением. Типа «Не пойдешь гулять на улицу, если не прочитаешь от и до…», «Не получишь игрушку, если не прочитаешь 40 слов в минуту» и т.п.

Как помочь ребенку улучшить технику чтения?


www.ikirov.ru

  • Читайте любимые сказки перед сном. Часть текста может читать мама или папа, а дальше — сам ребенок. Главное делать это регулярно, но не заставлять, а мотивировать «пряником». Хвалить, даже если было «так себе», говорить, что «я не смогу уснуть без твоей сказочки» и придумывать всевозможные маленькие хитрости, чтобы ребенок полюбил процесс чтения и добровольно брал книгу в руки. Хорошие советы есть в интервью с Ольгой Давлетбаевой: 
    Почему дети мало читают? Интервью с главным редактором детского познавательного журнала «Кважды Ква».
  • Если в семье есть младшие дети, привлекайте «свободные ушки», пусть слушают, как старший им читает. Тут и общение, и обучение одновременно!

 

  • Практикуйте чтение отрывков текста в различном темпе: медленно, средне-быстро, максимально быстро.
  • Пусть ребенок попробует читать, когда что-то ему мешает. Например, тиканье часов, щелканье языком или счет (мама вполголоса называет числа, хлопает в ладоши и т.п.).
  • Чтение через решетку.


image.slidesharecdn.com

  • Поощряйте чтение любых печатных материалов: детские журналы, комиксы, гороскопы и др.
    Пусть дети читают все, что их заинтересует! 
    В доме в доступе всегда должна быть детская литература. Невзначай забытая на столе книга с яркими картинками, журнал, открытый на странице с анонсом нового детского мультфильма — все что угодно, только бы возникло желание взять в руки, полистать, почитать.
  • Купите энциклопедию, где текст изложен доступно и разбит на небольшие блоки. Проэкзаменуйте друг друга на различные темы, например, почему идет дождь, почему бывает радуга и др.
  • Если ребенка заинтересовал мультфильм или телепередача, подберите книгу на эту тему и предложите узнать, отличается ли авторская версия от телевизионной.

Тема детского чтения, на сегодняшний день, очень актуальна, все меньше и меньше детей увлеченно читают книги. Что можем сделать мы, взрослые, когда вокруг столько «соблазнов» в виде электронных гаджетов и телевизионных новинок? Самое простое, чему следует уделить внимание — это на собственном примере показывать, что МОЖНО получать удовольствие от самого процесса чтения книг. И как бы ни были популярны электронные книги, аудиозаписи литературных произведений, шуршание бумажных страниц ничто не заменит. Читайте сами и пусть ваши дети почаще видят вас с книгой в руках!

Уважаемые читатели! Актуальна ли для вас тема увеличения скорости чтения детей? Сколько слов в минуту читает ваш ребенок и как часто вы уделяете внимание этому вопросу дома? Возможно, у вас есть свои рецепты повышения техники чтения и они будут полезны кому-то еще. Делитесь советами в комментариях.

 

Оптимальное чтение в начальной школе

Оптимальное чтение в начальной школе Многие родители сами учат читать детей до школы, интуитивно понимая важность процесса. На успеваемость влияет более двухсот факторов.

 Самый актуальный – скорость чтения: как быстро школьник читает и понимает прочитанное.

Содержание

  1. Оптимальное чтение
  2. Как улучшить технику чтения

Как только дети начинают читать небольшие предложения из коротких слов, некоторые родители приступают к проверке техники чтения. Объясняют так: проверяем скорочтение. Ребёнок ещё едва читает, а родители уже подталкивают: быстрее, быстрее. Мне бы хотелось заметить следующее. Технику чтения надо совершенствовать, но грамотно.

Оптимальное чтение

Для начала понять: скорочтение не имеет к начальной школе отношения. Говоря о скорочтении, имеют ввиду чтение более чем 300 слов/мин. Такое возможно только при чтении про себя, доступном далеко не всем ученикам начальной школы. И скорочтению, а точнее, быстрому чтению, надо специально учиться.

В начальной школе задача: освоить оптимальное чтение. 

Это чтение в темпе разговорной речи. Оптимальный темп разговорной речи человека 120-150 слов/мин. Исследования показывают: понимание текста школьниками достигается именно в этом темпе.

Влияние темпа на понимание текста
  1. Увеличение скорости чтения (вслух) до темпа скороговорки (180 слов/мин и >) приводит к ухудшению понимания.
  2. При понижении скорости чтения понимание также ухудшается. Если она менее 120 слов/мин, для понимания ученику приходится читать текст два, а то и три раза.

За столетия мышление человека приспособилось именно к оптимальному чтению. Этим обусловлено понимание прочитанного в диапазоне 120-150 слов/мин.

Проведите эксперимент: засеките на секундомере скорость чтения диктора новостей по телевизору. Обнаружится диапазон 90–170 слов/мин (среднее 130). Оптимальный диапазон для понимания того, что диктор говорит.

Многие ученики в школе в оптимальное чтение не укладываются. Чтение из удовольствия превращается в мучение, время домашних заданий бесконечно, на уроках скучно. Выучить материал на хорошую оценку невозможно: читать тексты по каждому предмету надо минимум 2 раза, где время взять. В этом корни всех школьных проблем.

Проблема всем известная, скажете вы. Но это уже не просто проблема, а кризис.

Что делать?

Психологи соотнесли успеваемость учеников 8 класса и их технику чтения в 4 классе.

Результаты:

  1. отличники читали в среднем 150 слов,
  2. хорошисты – 120,
  3. троечники – 90.

В реальной школе будут присутствовать все категории учеников. Важно их соотношение, определяющее настрой на успех. В классе, настроенном на учёбу, превалируют первые 2 группы.Оптимальное чтение в начальной школе

Где теряем детей?

Самое слабое звено в школе – начальные классы. Здесь теряются до 70% учеников в том смысле, что они не могут в средней школе учиться на 4 и 5. В пятом классе объём информации резко возрастает, а низкая техника чтения не позволяет школьнику её освоить. Поэтому вопрос переформулируем следующим образом.

Что делать в начальных классах?

Работать над чтением. Все не могут читать как отличники. А как хорошисты? Реально ли всем читать 120 слов, то есть освоить оптимальное чтение?

Оптимальное чтение и темперамент

Многое зависит от темперамента.

  1. Холерики в большинстве своем читают и говорят быстро, их темп 150 слов/мин. У некоторых даже бытовая речь имеет темп скороговорки – 180 слов.
  2. Сангвиники – люди поспокойнее. Их типичный диапазон совпадает с диапазоном оптимального чтения 120-150 слов.
  3. Остаются флегматики и меланхолики. Немногие достигают 120 слов. Но это особенности их нервной системы, за которые укорять детей нельзя, а всячески им помогать. Так что первое, что следует изучить, темперамент ученика.

Как улучшить технику чтения

Психолог Зайцев В. Н. рекомендует 8 методов как повысить технику чтения. Всего 8 резервов, но работающих, по его словам, в любых условиях. Не удивлюсь, что они известны, но не родителям.

Рекомендация 1

Её учитывает мало кто из учителей, а родители вообще о ней не знают.

Важна не длительность, а частота тренировки чтения.

Память человеческая такова, что запоминается не постоянно находящееся перед глазами, а мелькающее: то есть, то нет. Мелькание создаёт раздражение и запоминается. Чтобы довести необходимые умения (умение читать, в том числе) до автоматизма (уровень навыка), проводите тренировку ежедневно (обязательное условие) через определённые промежутки. Причём упражнения должны быть небольшими по объёму.

А что делает обычная мама? Она даёт своему ещё плохо читающему первокласснику (или дошкольнику) текст и говорит «Пока не прочтёшь, гулять не пойдёшь». На короткую сказку у ребёнка с низкой техникой чтения уйдёт до полутора часов. Устанет? Ещё как! Допущена ошибка, мама подавила желание читать.

Как рекомендуется. Домашнюю тренировку проводить в три приёма по 5 минут. Ребёнок читает часть текста и пересказывает его. Через 2-3 часа также читается вторая часть. А перед сном третья. При этом подходе навык вырабатывается гораздо лучше, чем при чтении полтора-два часа подряд.

Рекомендация 2

Жужжащее чтение. О нём знают все учителя. Метод применялся в школе, где работал В. А. Сухомлинский. Ничего особого нет. Просто дети читают текст 5 минут все одновременно, тихо, каждый в своём темпе. Обычно за урок учитель спрашивает максимум 10 учеников. А так все имеют возможность потренироваться в чтении. «Пожужжать» можно и дома несколько раз в день.

Рекомендация 3

Пятиминутки чтения на каждом уроке. Метод из монгольских школ, когда там ещё учили русский язык. Наши учителя были удивлены, что ученики в монгольских школах читают по-русски лучше, чем носители языка. А всё оказалось просто. У каждого школьника на парте лежала книга, которую в начале любого урока независимо от предмета он читал 5 минут. Чтение жужжащее. По истечении времени книга закрывается, и продолжается обычный урок.

Рекомендация 4

Чтение перед сном. Опять же особенность памяти: эмоциональной памятью фиксируется последнее событие дня. Замечено было давно. Применялось два века назад:

Студент, науками живущий,
Учи псалтырь на сон грядущий.

Рекомендация 5

Для быстро устающих детей. Есть такие ученики, которые, прочитав 1-2 строчки, отдыхают. Тут хороши книжки типа комиксов или книжек В. Радлова, В. Сутеева с большим количеством рисунков и короткими подписями под ними.

Рекомендация 6

Для детей со слабо развитой оперативной памятью.

Пример.

Ребёнку дают предложение из 6-8 слов. Пока читал до половины, первое слово забыл. Следовательно, понять смысл не в состоянии. Знакомая картина?

Тренировать оперативную память помогут зрительные диктанты. Они разработаны в прошлом веке профессором И. Т. Федоренко. В интернете можно найти. Или подождать следующей статьи на сайте Нестандартные дети. Хоть «прошлый век» звучит для молодых родителей почти как «мезозойская эра», метод очень эффективный по опыту скажу.

Условие! Упражняться надо ежедневно 54 дня подряд. Тогда можно рассчитывать на результат. Новый навык формируется 3 месяца.

Рекомендация 7

В системе Федоренко имеются 3 типа полезных упражнений:

  1. многократное чтение,
  2. чтение в темпе скороговорки,
  3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Применяют их часто, но может кто не знает.

Упражнение 1.

Проводится со всем классом или дома индивидуально. Последовательность домашней тренировки.

  • Выбираем небольшой текст.
  • Взрослый читает, ребёнок внимательно слушает и осмысливает.
  • Взрослый предлагает ребёнку читать тот же рассказ самостоятельно в течение 1 минуты. Отметить до какого слова дочитал.
  • Ребёнок повторно читает тот же текст. Отмечает последнее прочитанное слово.
  • Сравнивает результаты первого и повторного прочтения. Конечно, во второй раз слов будет больше в связи с увеличением темпа.

Срабатывает психологический момент: успех радует ребёнка и вызывает желание читать ещё. Однако не следует работать с одним и тем же текстом более 3 раз.

Упражнение 2.

Изменим задание: читаем в темпе скороговорки. На том же тексте проведём тренировку артикуляционного аппарата. Он тоже немало влияет на скорость чтения.

В этом упражнении не стоит читать выразительно. Выразительность и скорость — задачи взаимоисключающие.

Главное требование: чётко произносить окончания слов. Длительность упражнения не > 30 сек.

Упражнение 3.

Переходим к выразительному чтению.

  • Взрослый предлагает ребёнку читать тот же текст, но чуть помедленнее и выразительно.
  • Когда ребёнок прочитает знакомый отрывок до конца, взрослый его не останавливает.
  • Ребёнок читает далее незнакомую часть текста.

Тут нас ожидает маленькое чудо: несколько раз прочитав в повышенном темпе знакомую часть текста, ученик и незнакомую часть читает также в повышенном темпе. Правда, хватает его ненадолго. Но если упражняться ежедневно, то продолжительность чтения текста в повышенном темпе будет увеличиваться. Две-три недели занятий, и чтение заметно улучшится.

Рекомендация 8

Важно стимулировать чтение. Обычно стимулирование понимается как награда чем-то. Но психологи предлагают самозамер скорости чтения. Проводится так.

  • Ученик читает отрывок текста 1 минуту.
  • Подсчитывает и записывает в дневник количество слов.

Учитель или родитель может поинтересоваться количеством слов неделю назад и сравнить с настоящим. Результат при систематической работе всегда положительный. Это вызывает положительное отношение к тренировкам. Именно это главная задача в упражнении. Взрослому надо так формулировать оценку, чтобы были именно положительные эмоции.

Как видите, ничего невозможного нет. Требуется только систематический труд. Конечно, темп и результаты у разных ребят будут разными. Но так и должно быть. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям. 

Как улучшить технику чтения у ребенка

Вам понадобится

  • — разрезные азбуки;
  • — кубики с буквами;
  • — электронная книга;
  • — сборники скороговорок:
  • — сборник упражнений артикуляционной гимнастики;
  • — компьютер с текстовыми редакторами;
  • — регистрация на школьном форуме или в детской социальной сети.

Инструкция

Выясните, как в действительности читает ваш ребенок. Как правило, техника чтения определяется по тому, насколько быстро и внятно он читает вслух. Есть дети, которые даже в первом классе читают про себя и великолепно понимают прочитанное, но запинаются и медлят, если их просят сделать это вслух. Выяснить это достаточно просто. Дайте своему ребенку прочитать отрывок и спросите, что же он понял. В этом случае можно особенно не беспокоиться, а проблема решается с помощью игры. Если вы привыкли читать с ребенком по вечерам сказки, поменяйтесь ролями. Пусть теперь он будет чтецом, а вы — слушателем. Если ребенок плохо читает и вслух, и про себя, причин тому может быть несколько. Возможно, он не совсем понял, каким образом буквы складываются в слова. Может быть, сам процесс чтения отнимает у него столько сил, что на понимание смысла их уже не остается. В этом случае помогут кубики с буквами, разрезные азбуки, игры типа «Эрудит». Но сначала определите, насколько у ребенка развит фонематический слух, и умеет ли он отличать звук от буквы.

Предложите вашему школьнику выполнить несколько упражнений. Напишите какое-либо хорошо знакомое ему слово. Попросите сосчитать, сколько в нем букв. Это он наверняка сделает с легкостью. Затем попросите посчитать звуки. Если это вызовет затруднения, объясните, что буква — это значок, что этим значком вовсе не обязательно обозначается звук. Предложите определить, какие гласные и согласные звуки есть в слове, какие звуки произносятся мягко. Повторяйте упражнение периодически. Оно напрямую не связано с техникой чтения, ребенок даже не поймет, что вы озабочены тем, как он читает, а соответственно, не будет зацикливаться.

Большую пользу могут принести звуковые модели. Чтобы научиться их составлять, достаточно обычной школьной тетрадки в клеточку и набора карандашей или фломастеров. Договоритесь, каким цветом вы будете обозначать гласные, а каким — согласные. Когда ребенок научится делать это быстро и без ошибок, усложните задание. Например, предложите разные цвета для мягких и твердых согласных, шипящих, свистящих и т.д.

Убедитесь, что ваш ребенок правильно произносит все звуки. Для техники чтения может оказаться важной даже легкая дислексия. Например, если ребенок путает два звука, то он и при чтении будет невольно запинаться, когда нужно произнести один из них. Проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, потребуется несколько занятий, чтобы избавиться от этого недостатка.

Нередки случаи, когда ребенок просто очень медленно говорит. Можно немного увеличить темп речи. Используйте скороговорки. Поможет в этом случае и артикуляционная гимнастика. Не надейтесь полностью перевоспитать своего флегматика, изменить природу не получится, но научить его произносить слова чуть-чуть быстрее вполне реально.

Человек легче усваивает какое-либо действие, когда понимает, что оно ему необходимо или как минимум интересно. Ребенку упражнения на технику чтения могут показаться надоедливыми или занудными. Он должен понять, зачем ему нужно читать. Интереса к книгам он может и не проявлять. Определите, чем увлекается ваш ребенок, и дайте ему понять, что в книгах он может почерпнуть нужную ему информацию. При этом многие современные дети с недоверием относятся к обычным типографским книгам, но им может понравиться электронная.

Текстовый редактор на компьютере у вас наверняка есть. Предложите ребенку поиграть. Напечатайте слово или фразу и предложите прочитать. Затем поменяйтесь ролями. Пусть ребенок что-то напечатает, а вы прочитайте, точно произнося звуки. Поначалу фраза может быть абсолютно бессмысленной, а в словах вы наверняка найдете огромное количество ошибок. Не ругайте своего ученика. Он очень быстро поймет, что что-то делает не так. Можно объяснить, что программа чаще всего подчеркивает неправильно написанные слова или те, которые ей неизвестны. Полезно будет также «поучить» текстовый редактор новым словам. Но для этого ребенок должен научиться их правильно печатать, а соответственно — и хорошо читать.

Используйте современные коммуникационные технологии. Многие родители считают интернет вредным занятием, способным отвлечь школьника от учебных занятий. Для того, чтобы онт приносил пользу, им нужно грамотно пользоваться. В развитии техники чтения помогут в том числе и социальные сети. Ведь во время общения на форуме ребенку нужно прочитать сообщение, понять его и суметь ответить, а это уже само по себе способно заставить его быстро читать. Выберите подходящий ресурс, объясните ребенку правила общения, помогите зарегистрироваться и не оставляйте нового пользователя без внимания. Спрашивайте, что нового он узнал на форуме или в социальной сети, с кем познакомился. Вы и не заметите, как ребенок начнет читать очень быстро.

Учебно-методический материал на тему: Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

       Нет такого учителя, который не заинтересован в том, чтобы всех детей научить хорошо читать. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено. По мнению психологов — скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

       I.Овладение звуко-буквенными обозначениями

На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

      II. Послоговое чтение

 На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.

     III. Ступень синтетического чтения

Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.

   Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, вот уже 5 лет я ищу пути повышения качества обучения чтению.

Каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников.

    Скорость, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка чтения, зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

— Я предположила, что развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия.

— Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).

— В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

— Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.

— Учитывать индивидуальные особенности детей.                                                              

Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?             

Некоторые рекомендации, давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.                                                                                                  

Система тренировочных упражнений по формированию 

навыка чтения целыми словами. 

На этом этапе работы важны: отработка навыка чтения целыми словами; сведение к минимуму ошибок при чтении; осознанность чтения; выразительность чтения. Для реализации поставленных целей была разработана система тренировочных упражнений, которые проводились как обязательный этап каждого урока чтения, занимающий 10-15 минут урока и включающий в  себя последовательно выполняемые упражнения.

      Благодаря «Практическому пособию по обучению чтению» И.Т. Федоренко и учебнику «Я расту» О.В. Джежелей система тренировочных упражнений была наполнена богатым и разнообразным материалом, который может подбираться учителем самостоятельно к теме урока. Последовательное выполнение упражнений обеспечивает высокий уровень участия и работоспособности детей.

1.     Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика».

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Выдох со счетом.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Медвежата.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам,

Мам, молока б нам.

В лифте.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый,

2. Чтение блоков.

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

3. Отработка дикции.

   Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

Сенька с Санькой  вёз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

В приведенном далее перечне даны скороговорки в развернутом варианте.

         Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовились в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

4.  Интонационная разминка.

          Нередко, требуя от ребят выразительного чтения, учитель не называет, какие конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выразительное чтение» — многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.

· Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

· Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

· Ставить логическое ударение в предложении.

    Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю ……

         Подай мне деревянную ложку!

Выделите голосом сначала слово деревянную, затем – мне, потом – подай.

Как меняется смысл предложения?

Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл  всего предложения.

5.  Развитие поля зрения.

Учёные доказали, что при чтении глаза находятся в одном из двух состояний: остановки или движения. Восприятие текста (чтение) происходит только в момент остановки глаз. Во время движения глаз текст не воспринимается. Оказывается: скорость движения глаз от одной остановки до другой и продолжительность остановки движения глаз у всех взрослых читателей почти одинакова, но одни читают быстро, а другие медленно. Темп чтения ребёнка во многом зависит от величины поля зрения, т. е. от количества слов, воспринимаемых им во время одной остановки глаз и числом остановок. Таким образом, можно сделать вывод: быстрее читать – значит «шире глядеть», т. е. захватывать в поле зрения как можно больше слов исследования учёных показали, что для повышения скорости чтения необходимо:

·   Уменьшить число остановок глаз;

·  Увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию.

Одним из средств развития поля зрения является игровой дидактический материал, а именно, числовые и буквенные карточки, которые я использую на уроках как гимнастику для глаз. Работа с ними не требует много времени, но даёт хорошие результаты. Сначала для расширения поля зрения детей я начала использовать таблицы Шульте. Дети с увлечением тренировали глазки, улучшились и результаты техники чтения. Вскоре возникла потребность в новых таблицах, и я стала составлять их сама.

   Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.

     1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 9×9 см. Количество чисел или букв – 9.

     2 этап – поле зрения увеличивается. Размер таблиц 12×12 см. Количество чисел, букв до 16.

     3 этап – поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 18×18 см. Количество чисел, букв до 25.

На каждом этапе работа с таблицами ведётся в определённой последовательности: от простой к сложной. Скорость считывания таблиц тоже должна быть разной. Сначала таблицы считываются медленно, затем скорость увеличивается, и конечный результат – таблица считывается за 3-5 секунд. Учитель должен проверить каждого ребёнка и лишь после этого может позволить или не позволить ему работать по новой таблице.

Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.

6. Развитие оперативной памяти.

       Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведется с помощью зрительных диктантов. Предлагаю следующий вариант проведения этих диктантов: работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».

         Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.

         Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности:

—         запишите предложения в обратном порядке;

—         запишите только второе и пятое предложения;

—         запишите предложения с третьего по шестое.

Тесты зрительных диктантов разработанных И. Т. Федоренко и система тренировочных упражнений для развития оперативной памяти. В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.

1.     Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами,  а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

2.     Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

3.     Ежеурочные пятиминутки чтения.

На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.

4.     Чтение пред сном. Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под  их впечатлением.

5.     Режим щадящего чтения (если ребенок не любит читать).

Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.

6.     Многократность чтения.

В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система  Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

7.     Приём стимулирования учащихся.

В конце урока оставлять 3-4 минуты  для того, чтобы произвести самозамер чтения.  Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).

         Полезны  специальные  игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.

         Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).

         Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение  «про себя», образцовое чтение учителя.

         По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.

Проверку осознанности чтения обычно провожу в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

1 уровень – фактическое содержание.

2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.

3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания)   предлагаю использовать упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.

Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

        Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.

         Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребенка, при этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. очень важно, — призываю я родителей, — быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

Заключение.

      Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.                                                                                                                                         Быстрое чтение активизирует, процессы мышления, внимания, памяти и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.                                                                                                                                      Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.

«Как улучшить технику чтения»

 «Как улучшить технику чтения».     (Темп, правильность, осознанность, выразительность). Подготовила Сулейменов Лариса Викторовна МБОУ СОШ №12

«Как улучшить технику чтения». (Темп, правильность, осознанность, выразительность).

Подготовила

Сулейменов

Лариса Викторовна

МБОУ СОШ №12

 Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями. ( скороговорка )         Нет такого учителя, который не был бы заинтересован в том, чтобы все дети хорошо читали. И эта задача чрезвычайно актуальна. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями. ( скороговорка )

  •        Нет такого учителя, который не был бы заинтересован в том, чтобы все дети хорошо читали. И эта задача чрезвычайно актуальна. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во внеклассной и внешкольной жизни. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
 В начальной школе почти в каждой четверти проверялась техника чтения учащихся, выявлялись проблемы, велась работа по коррекции навыков.  В 5 классе рекомендуется также вести наблюдения за домашним и классным чтением. Надо признать, что и в 5 класс приходят ученики, отстающие в чтении. Они, к сожалению, читают невыразительно, невнятно, пропускают и искажают многие слова. Для учителя литературы предлагается хотя бы дважды в год проводить проверку навыков чтения по данной схеме.  Учитель работает со своим текстом, ученику предлагает тот же текст, но без специальных пометок и таблицы для заполнения. Ученик отвечает на вопросы к тексту устно, а не письменно.
  • В начальной школе почти в каждой четверти проверялась техника чтения учащихся, выявлялись проблемы, велась работа по коррекции навыков.
  • В 5 классе рекомендуется также вести наблюдения за домашним и классным чтением.
  • Надо признать, что и в 5 класс приходят ученики, отстающие в чтении. Они, к сожалению, читают невыразительно, невнятно, пропускают и искажают многие слова.
  • Для учителя литературы предлагается хотя бы дважды в год проводить проверку навыков чтения по данной схеме.

Учитель работает со своим текстом, ученику предлагает тот же текст, но без специальных пометок и таблицы для заполнения. Ученик отвечает на вопросы к тексту устно, а не письменно.

  • Материал для контроля техники чтения
  • в 1 полугодии
  • Предлагается отрывок из рассказа Е.И. Носова
  • На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала  хлеб свой насущный.43
  • Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба. Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек?  Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны.75 Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить! 83
  • Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы.130  
  • Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом.156   Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста! 
  • 196 слов
Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:  1)    Дать характеристику вороне.  2)    Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок: «Обыкновенная ворона»;  «Как ворона хлебный мякиш потеряла»;  «Ворона на крыше»;  «Хлеб для вороны»;  «Хлеб исчез!» 3) Ответить на вопросы:  -    Как жилось вороне зимой?  -    Кого боялась ворона?  -    Какие неприятности  случились с вороной?

Вопросы и задания на выявление осознанности чтения:

  • 1)    Дать характеристику вороне. 2)    Выбрать наиболее подходящий тексту заголовок:
  • «Обыкновенная ворона»; «Как ворона хлебный мякиш потеряла»; «Ворона на крыше»; «Хлеб для вороны»; «Хлеб исчез!»
  • 3) Ответить на вопросы: —    Как жилось вороне зимой? —    Кого боялась ворона? —    Какие неприятности  случились с вороной?
  • Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «5». При затруднении переходит ко 2 заданию на четыре балла. Если не может выполнить его, отвечает на вопросы под цифрой 3 и за правильные ответы получает «3».
  • Оцениваем способ чтения (по слогам или целыми словами),  правильность (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения), темп чтения, осознанность.
  • Осознанность чтения . Выполняя без помощи учителя 1 задание, ученик получает «2» балла. Потом переходит ко 2 заданию на «1» балл. Далее даёт толкование выражений и за правильные ответы получает «3» балла. Итого «6» баллов – оценка «5». Если «5» баллов, то оценка «4», если «4» балла – оценка «3».
  • Выразительность (монотонное чтение, соблюдение паузы, тон, логическое ударение) оценивается по общему впечатлению. Если есть сомнения, можно попросить учащегося перечитать реплики персонажей, обращая внимание на передачу эмоционального тона, вопросительной и восклицательной интонаций, пауз, мелодики (повышения и понижения голоса). Оценки: отлично (3 балла), хорошо (2 балла), удовлетворительно (1 балл).
 Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами).  Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.  Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).  Осознанность чтения определяется по баллам.  Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0».
  • Оцениваем способ чтения (плавное слоговое или целыми словами).
  • Отметить правильность чтения (ошибки на пропуски, замену, искажения, перестановку букв, слов, повторы слов, постановку ударения). Безошибочное чтение знаком «!», 1-2 искажения слов – знак «+», с 3 и более ошибками – знак «-», в анализе указать неправильно прочитанные слова.
  • Указать количество прочитанных слов в минуту (беглость чтения).
  • Осознанность чтения определяется по баллам.
  • Выразительность отметить знаками: отлично – «!», хорошо – «+», удовлетворительно «-», плохо – «0».
ПРОВЕРКА  ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ  20__-20__ учебный год  Класс________________Учитель_______________________________________     Диагностическая карта   № п\п Фамилия, имя учащегося Способ чтения: слоговое,  Правиль- 1. ность: целыми словами 2. Темп Осознанность чтения: повтор, искажения, орфоэпические ошибки 3.  слов в одну минуту Отметка 4. «5» Выразитель-ность: соблюдение знаков препинания, эмоциональность «4» «3»

ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ 20__-20__ учебный год Класс________________Учитель_______________________________________   Диагностическая карта

п\п

Фамилия, имя

учащегося

Способ чтения:

слоговое,

Правиль-

1.

ность:

целыми словами

2.

Темп

Осознанность

чтения:

повтор, искажения, орфоэпические ошибки

3.

слов в одну минуту

Отметка

4.

«5»

Выразитель-ность:

соблюдение знаков препинания, эмоциональность

«4»

«3»

    В последующих классах к результату 4 класса добавляется 10 -15 слов, в зависимости от уровня подготовки класса   5 класс 90 – 95 слов 6 класс 100  - 110 слов 105 -110 слов 7 класс 120 – 125 слов 115 – 125 слов 8 класс 130 – 135 слов 135 – 140 слов 9 класс 150 – 155 слов 145 – 155 слов 160 – 175 слов

В последующих классах к результату 4 класса добавляется 10 -15 слов, в зависимости от уровня подготовки класса

5 класс

90 – 95 слов

6 класс

100  — 110 слов

105 -110 слов

7 класс

120 – 125 слов

115 – 125 слов

8 класс

130 – 135 слов

135 – 140 слов

9 класс

150 – 155 слов

145 – 155 слов

160 – 175 слов

 Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:             I.Овладение звуко-буквенными обозначениями.  II. Послоговое чтение.      III.   Ступень синтетического чтения.  ( Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения - техника чтения ). Каковы же пути и условия в выработке основных форм, методов, влияющих на уровень развития техники чтения?

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию:

  •           I.Овладение звуко-буквенными обозначениями.
  • II. Послоговое чтение.
  •      III.   Ступень синтетического чтения.

( Это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения — техника чтения ).

  • Каковы же пути и условия в выработке основных форм, методов, влияющих на уровень развития техники чтения?
 Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия: - Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха). - В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения. - Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти. - Учитывать индивидуальные особенности детей.           Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?                 Некоторые рекомендации давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.                                                                                                  

Развитие навыков техники чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия:

  • — Подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают с легкостью прочитать текст и понять прочитанное (создание ситуации успеха).
  • — В системе проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.
  • — Работать над развитием поля зрения и оперативной памяти.
  • — Учитывать индивидуальные особенности детей.   

  

    Как добиться скорости чтения, осознанности и выразительности чтения?   

           

Некоторые рекомендации давно известны, другие отличаются новизной, главное, чтобы они были полезны. Важно творчески использовать различные приёмы, упражнения, видоизменять и комбинировать их в зависимости от возраста и подготовки класса.                                                                                                  

Система тренировочных упражнений по формированию   навыка чтения целыми словами.   1.   Отработка дикции.  Очень важно, как дети говорят. Известный античный оратор Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, не хватало дыхания. Для тренировки произношения он набирал в рот камни, упражнялся на берегу моря, перекрикивая шум волн. Тренировал дыхание, всходя на холмы и читая при этом стихи. Он победил свои недостатки и стал знаменитым оратором Древнего Мира.    Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например: С енька  с С анькой  вёз  С оньку на  с анках. Ш ла Саша по  ш оссе и сосала су ш ку.

Система тренировочных упражнений по формированию  

навыка чтения целыми словами.  

1.   Отработка дикции.

Очень важно, как дети говорят. Известный античный оратор Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, не хватало дыхания. Для тренировки произношения он набирал в рот камни, упражнялся на берегу моря, перекрикивая шум волн. Тренировал дыхание, всходя на холмы и читая при этом стихи. Он победил свои недостатки и стал знаменитым оратором Древнего Мира.

   Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками достаточно известна: от отдельного, отчетливого проговаривания до максимально чёткого, быстрого. Рекомендую лишь выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работа, например:

  • С енька  с С анькой  вёз  С оньку на  с анках.
  • Ш ла Саша по  ш оссе и сосала су ш ку.
Можно использовать классические скороговорки:  1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пустые избушки. 10. В один, Клим, клин колоти. 11. Каково волокно, таково и полотно. 12. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 13. Либретто “Риголетто”. 14. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. 16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.             
  • Можно использовать классические скороговорки:
  • 1. Водовоз вез воду из-под водопада.
  • 2. Говори, говори, да не заговаривайся.
  • 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
  • 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
  • 5. Наш дуда и туда и сюда.
  • 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
  • 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
  • 9. Летят три пичужки через три пустые избушки.
  • 10. В один, Клим, клин колоти.
  • 11. Каково волокно, таково и полотно.
  • 12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
  • 13. Либретто “Риголетто”.
  • 14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
  • 15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
  • 16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

            

 - а можно и более современные:   Макака коалу в какао макала. Коала лениво лакала.  Рыжие тролли ели ролы, летя на лыжероллерах.  Операторы копировального аппарата ксерокопировали скопированное.  Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял.  Терминатору термометр не требуется, у терминатора температура субфебрильная.  Бобр, будь добр, добудь кобр.  Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо.  Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями. В приведенном перечне даны скороговорки в развернутом варианте.              Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовятся в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

а можно и более современные: Макака коалу в какао макала. Коала лениво лакала. Рыжие тролли ели ролы, летя на лыжероллерах. Операторы копировального аппарата ксерокопировали скопированное. Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял. Терминатору термометр не требуется, у терминатора температура субфебрильная. Бобр, будь добр, добудь кобр. Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

  • В приведенном перечне даны скороговорки в развернутом варианте.

             Считаю полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста.

  • И ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовятся в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.
 Учите скороговорки и старайтесь повторять их как можно чаще в течение дня.  Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не   кончится воздух.  Использование скороговорки (хором): Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха). (Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок).

Учите скороговорки и старайтесь повторять их как можно чаще в течение дня.

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не   кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

  • Как на горке на пригорке
  • Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
  • Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

(Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок).

Тренировать дыхание предлагаю на основе известного стихотворения С. Я. Маршака

Тренировать дыхание предлагаю на основе известного стихотворения С. Я. Маршака «Дом, который построил Джек». Каждая строчка читается на одном выдохе (не вдыхать!)

… Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота…

2. Это поможет улучшить  технику   чтения .  Запоминайте расположение предметов. Это может быть специально приготовленное игровое поле. На специальное поле выкладывается до 4 видов разных предметов.  Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.      1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 3x3окошка Количество чисел или букв – 9.      2 этап – поле зрения увеличивается. Размер таблиц 4x4 окошка. Количество чисел, букв до 16.      3 этап – поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 5x5 окошек. Количество чисел, букв до 25.

2. Это поможет улучшить  технику   чтения .

Запоминайте расположение предметов. Это может быть специально приготовленное игровое поле. На специальное поле выкладывается до 4 видов разных предметов.

Всю работу с таблицами можно разбить на 3 этапа. Таблицы различаются размером и количеством чисел, букв или картинок.

  •      1 этап – малое поле зрения. Размер таблиц 3×3окошка Количество чисел или букв – 9.
  •      2 этап – поле зрения увеличивается. Размер таблиц 4×4 окошка. Количество чисел, букв до 16.
  •      3 этап – поле зрения равно ширине страницы. Размер таблиц 5×5 окошек. Количество чисел, букв до 25.
 - или есть замечательная методика:   таблицы Шульте.    Она нам поможет проверить  уровень развития произвольного внимания.    Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет — 1 мин 10 сек. Взрослые — 40 сек . Возраст 10 лет 5 баллов 11 лет 4 балла 45 и меньше 3 балла 12 лет и старше 46-55 35 и меньше 56-65 2 балла 36-45 30 и меньше 66-75 1 балл 46-55 31-35 76 и больше 56-65 36-45 46-55 66 и больше 56 и больше

— или есть замечательная методика: 

таблицы Шульте.   Она нам поможет проверить  уровень развития произвольного внимания.  

Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет — 1 мин 10 сек. Взрослые — 40 сек .

Возраст

10 лет

5 баллов

11 лет

4 балла

45 и меньше

3 балла

12 лет и старше

46-55

35 и меньше

56-65

2 балла

36-45

30 и меньше

66-75

1 балл

46-55

31-35

76 и больше

56-65

36-45

46-55

66 и больше

56 и больше

 Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.

Главное правило работы по таблице таково: глаза не должны блуждать по таблице, они смотрят только на выделенный квадрат, букву, круг или движутся в определённом направлении, одновременно стараясь, увидеть справа, слева, или всё вокруг.

Составьте карточки со всеми возможными слогами и начитывайте их в течение 10-15 минут. Произносите слоги громко, тихо, шепотом.

. Формирования трёх умений:.

  • · Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
  • · Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
  • · Ставить логическое ударение в предложении.

         Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова. Для этого предлагаю:

  •          Подай мне деревянную ложку!

Выделите голосом сначала слово деревянную, ложку , затем – мне , потом – подай .

Как меняется смысл предложения?

Вывод. Ударная гласная определяет правописание слова, «логически ударное» слово уточняет смысл  всего предложения.

Методика

Методика «Анаграммы» 

1.На келыбар.

Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

На рыбалке.

Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Алик взяли сеть. Саша поймал пять окуней. Коля поймал лещика. Алику попался маленький карась.

2.никУче.

реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

 

Ученик.

Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс. Папа купил сыну портфель. Там лежат пенал, тетрадь, букварь. Береги их, Юра. Учись хорошо.

3. В селу.

ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

В лесу .

Стоял жаркий день. Игорь и Сергей пошли в лес. Они сели под ель. Там была тень. Какой зверь в густых ветвях? Да это рыжая белка!

4.соЛь.  соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.  Лось.  Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.   5.амиЗ.  тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!    Зима.  Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости! 6.ныСнейж чайзик.  неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.    Снежный зайчик.  День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

4.соЛь.

соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

Лось.

Лось – лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

 

5.амиЗ.

тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

 

Зима.

Стоят морозные деньки. Теперь нужны коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток. Они скользят по льду на коньках. Сколько смеха и радости!

6.ныСнейж чайзик.

неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.

  Снежный зайчик.

День был теплый. Снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать? Коля стал лепить снеговика. У Саши будет медведь. У Жени маленький слон. Катенька лепит зайчика.

Советы для домашнего чтения  10-15 минут времени читайте книгу вверх ногами, но до и после обязательно нужно читать текст как обычно. После  чтения  перевернутой книги, первые несколько абзацев читаются с повышенной скоростью, используйте это в классе при подготовке к проверке (как правило, всегда дается время на то, чтобы «размяться»).   1. Сначала читай внимательно. Трудные или незнакомые слова прочти 2-3 раза, запомни их написание.  2. Теперь прочитай весь текст, заметь, за какое время ты его прочитал.  3. Прочитай ещё раз и опять заметь время.  Тексты для начала бери и небольшие (пол странички). И так несколько раз.  4. Контролируй время чтения. Замечай, сколько времени тебе требуется для прочтения текста. Увидишь, что через неделю-две тебе будет легче читать.

Советы для домашнего чтения

10-15 минут времени читайте книгу вверх ногами, но до и после обязательно нужно читать текст как обычно. После  чтения  перевернутой книги, первые несколько абзацев читаются с повышенной скоростью, используйте это в классе при подготовке к проверке (как правило, всегда дается время на то, чтобы «размяться»).

  1. Сначала читай внимательно. Трудные или незнакомые слова прочти 2-3 раза, запомни их написание. 2. Теперь прочитай весь текст, заметь, за какое время ты его прочитал. 3. Прочитай ещё раз и опять заметь время. Тексты для начала бери и небольшие (пол странички). И так несколько раз.

4. Контролируй время чтения. Замечай, сколько времени тебе требуется для прочтения текста.

Увидишь, что через неделю-две тебе будет легче читать.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.                                                                                                                                         Быстрое чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и являeтся одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.                                                                                                                                      Когда дети с интересом читают, появляется беглость и осмысленность чтения, заметно повышается успеваемость и по русскому языку, и по математике, и по другим предметам.
  • Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.                                                                                                                                         Быстрое чтение активизирует процессы мышления, внимания, памяти и являeтся одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.                                                                                                                                      Когда дети с интересом читают, появляется беглость и осмысленность чтения, заметно повышается успеваемость и по русскому языку, и по математике, и по другим предметам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *