Материал по чтению (1 класс) по теме: Упражнения для развития навыков чтения 1-ков
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Основная цель данных упражнений — совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.
Постепенно глаз получает возможность за бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ — ЗУБ, ДОМ — ЗУБ — НОС, ДОМ — ЗУБ — НОС — ЛЕС, ДОМ — ЗУБ — НОС -ЛЕС — СЫР,…
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун домера.
4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повто рив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕ ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ — норма чтения со всеми правилами вырази тельности. БЫСТРО — скороговорка.
7. Чтение отрывков в разных темпах.
а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО — ГРОМКО; ГРОМКО — ТИХО — ОБЫЧНО;
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО — ГРОМКО; БЫСТРО — ТИХО;
8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста райся передать своё отношение к прочитанному.
9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос лым , записывая время:
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин , 50 сек, 46 сек
Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные. Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.
1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
ОСЫ мак
Кот усы
рот кит
рак рог
2.Скажи, чем похожи и чем отличаются.
ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА
3.Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:
Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя
4.Исправь ошибки.
Бьётся как рыба о мёд.
Лентяй да шалопай — два родных врата.
5.Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
6.Прочитай и напиши названия птиц. Для этого
надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ
Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»
Кит | и у кита | хомяки |
кот | у кота | тюлени |
заяц бобр | растут у бобра | мотыльки сверчки |
морж | у моржа | тигры |
крот | отпустил | львы |
лиса | и у лисы | мыши |
/
Все слова первого столбика измени по образцу лиса — лисы.
Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса
7.Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.
У осы не усы, не усищи, а усики.
8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?
Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.
9.Прочитай предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.
Ну и жадный же ты, мишка!
10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.
Смотри, объешься — живот заболит.
11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.
Волк осторожная, хитрая.
Лиса злой, жадный.
Заяц запасливая, пугливая.
12. Расставь правильно перепутанные слоги:
дыш-когнёз
точ-ки-лис
гол-и-ки
13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:
Ли-са-ды-ра-ки-ты
ла-па-ра-но-ша-лун
14.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
ФЫВАИВАНГОР _________
САШАИТЮБЬЛТ _____________
ОНМАКНГТАНЯ _________________
15.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдо хом.
Была гроза (вдох) и гром. Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.
16.Выдели голосом подчёркнутые слова.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
17.Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.
«Хорошо в лесу осенью!»
17.а)Сопровождай фразу: «Я очень рад» различными жестами:
— протяни радостно руку для приветствия,
— отдёрни руку испуганно,
— сердито пригрози пальцем,
— пожми равнодушно плечами,
— подзови хитро к себе.
18.Прочитай слова в порядке усиления действия:
пронеслась, прошла, пробежала
19.Соедини пословицы в левой части с половинкой правой.
Ученье – свет, а по уму провожают
По одежде встречают, и не будет скуки
Не сиди сложа руки а неученье – тьма
20.Исправь ошибку.
Рог до ушей — хоть завязки пришей.
21.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.
Наш Полкан попал в капкан.
22.Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.
(вдох) И дом у него без печки (вдох) — \просто собачья будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.
23.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напиши эти слова.
Мисс___ реп___ масс____ чаш___ лож_____
24. Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.
ФЫВАПРЕНОТМ
ЯЧСМЕДВЕДЬ
ЭЖДВОРОНАПА
КЕНРОМЫШИ
25.Читай предложения, выделяя голосом выделенные слова
Расставь паузы «/».
Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.
26. К данным словам подбери слова с противополож ным значением.
Глубокая-? Длинная- ?
Чистая — ? Грустная- ?
Сядет — ?
27.Читай как одно слово предлоги со словами.
На рыбалку от воды к реке на берегу за поплавком
28. Исправь ошибки.
На безрыбье и бак — рыба.
Под лежачий камень мода не течёт.
Купить кита в мешке.
29. В каком порядке можно поставить эти слова?
Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро
30.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.
РЕКА, КАЗАК, СУМКА,
РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.
31.Ответь. Кто летает? Бегает? Плавает?
Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, воро на, аист, тюлень, снегирь, журавль, пчела, жи раф, мышь, окунь, волк, синица, акула.
32.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?
ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП
33. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б. Найди ошибки.
Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А П Е Р О Л Е Д Ж Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б
Методическая разработка по чтению (1 класс) на тему: Комплекс упражнений для развития техники чтения
Головинова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1
ст. Новопокровской Краснодарского края
Комплекс упражнений для развития техники чтения
Приятная для слуха речь –
своего рода музыка.
Аристотель
Чтобы научить ребёнка хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике речи, то есть той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, помогает развить силу голоса, диапазон, речевой слух.
О развитости ребёнка судят по его речи, так как мышление и речь тесно связаны.
На сегодняшний день очень остро стоит проблема выбора способов развития полноценного навыка чтения, в том числе правильности и беглости чтения.
Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребёнка к чтению – является актуальной. Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что необходимо использовать упражнения, которые дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребёнка. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.
Навык чтения характеризуется такими качествами , как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств использую специальные упражнения, которые стараюсь включать в каждый урок чтения. Эта работа даёт положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
- Подготовительный этап
Цель: подготовить речевой аппарат к формированию правильности и беглости чтения младших школьников.
Задачи подготовительного этапа:
1)развивать артикуляционный аппарат учащихся;
2)развивать дыхание учащихся;
3)развивать дикцию учащихся.
Особое место занимает артикуляция на этапе послогового чтения. Чёткая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчить понимание прочитанного. Работа проводилась в такой последовательности:
- Артикуляционная гимнастика:
а) чтение гласных, согласных, сочетаний, открытых и закрытых слогов;
б) слова, трудные для произношения.
2. Скороговорки и чистоговорки.
3. Упражнения на дикцию..
Такие упражнения я проводила на уроке в виде физминуток, однако подбирала их с учётом того текста, который предстояло читать детям.
- Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Цель: развивать подвижность речевого аппарата.
- АОУЫИЭ АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ.
- З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ
С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж- К- Ш.
Ба-бя бо-бе бу-бю бэ –бе бы –би
За –зя зо- зе зу –зе зэ –зе зы –зи
Фа – фе фо –фе фу –фю фэ –фе фы – фи
Ла –ля ло –ле лу –лю лэ –ле лы –ли
3)Чтение цепочек слов.
Сторож –сторожил — насторожился;
Готов-готовил -приготовил;
Топтать –топтал- топтался – растоптал
- Упражнения на дыхание учащихся.
Цель: развивать дыхание учащихся.
- Произнести несколько раз гласные звуки, помните, что вдох и выдох должны быть бесшумными.
- Произнесите сочетания согласных звуков с гласным, чётко выговаривая каждый звук:
ПА-ПО-ПУ-ПЭ-ПИ-ПЫ
ДА-ДО-ДУ-ДЭ-ДИ- ДЫ
КА –КО –КУ –КЭ –КИ
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТИ-ПТЫ
БТА-БТО-БТУ-БТЭ-БТИ-БТЫ
- Скороговорки и чистоговорки
Цель: научить детей внятно произносить слова, чётко выговаривать звуки речи.
- Работа со скороговорками.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— произнести шёпотом , чётко,
-произнести беззвучно,
— произнести вполголоса,
— произнести голосом,
Постепенно увеличивать темп.
Примечание: на первом этапе не торопите ребёнка, пусть он читает скороговорки в комфортном для себя темпе. Взрослые должны следить за чёткостью произношения. Когда чтение станет чётким, увеличивайте темп произнесения. Старайтесь отрабатывать скороговорку в хорошем темпе.
Скороговорки
- Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу краб – сено граблями краб грабь.
- Расскажи про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
- Три сороки – три трещётки.
Потеряли по три щётки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Шишел-вышел, вон пошёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
- Полили ли лилию,
Видели ли Лидию?
- Тридцать три корабля лавировали,
лавировали, да не вылавировали.
- Рапортовал да не дорапортовал,
Дорапортовывал да зарапортовался.
- Работа с чистоговорками.
Са-са-са вот идёт лиса.
Со –со –со – лиса катит колесо.
Сы –сы –сы –хвост красивый у лисы.
Су – су –су –видел я в лесу лису.
Жи –жи –жи –живут в лесу ежи.
Жа –жа –жа –я нашёл ежа.
Жу –жу –жу –молоко даю ежу.
Лы –лы –лы –стоят в комнате столы
Лу –лу –лу – идёт Милочка к столу.
Ла –ла –ла –стоит Мила у стола.
Ры –ры –ры – у нас в руках шары.
Ра –ра –ра – начинается игра
Ру-ру-ру- бью рукою по шару.
Ро –ро –ро – шар упал в ведро.
Ца-са, ца-са, ца-са- са
На цветке сидит оса.
Цу-су, цу-су, цу-су — су –
Гони скорей с цветка осу.
Цы-сы, цы-сы, цы-сы- сы –
На цветке уж нет осы.
Жа-за, жа-за, жа-за – за –
Бежит Женина коза.
Жу –зу, жу-зу, жу-зу –зу
Держи Женину козу.
Жи-зы жи-зы, жи-зы – зы
Есть козлята у козы.
Ля- ла, ля –ла, ля-ла-ла –
У Лены куколка была.
Ли –лы, ли-лы, ли- лы -лы –
Кукле валенки малы.
Ле –ло,ле –ло, ле-ло-ло –
В пальто куколке тепло.
- Упражнения на дикцию.
Цель: развитие дикции
- Чтение шёпотом и медленно
Да –да –да – из трубы бежит вода.
Ша –ша –ша – мама моет малыша
Ют –ют –ют – очень любим мы уют.
Аш –аш –аш – у ирины карандаш.
Ща –ща –ща – мы несём домой леща
2)Чтение тихо и умеренно.
Арка –арца арла –арча
Арта –арда арча -аржа
3)Чтение громко и уверенно.
гарь –парь –жарь
дверь –зверь -червь
4)Вдохните и на выдохе резко произносите:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ КУ КО КА КЭ КИ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ
Каждый звук произносится на новом выдохе.
5) Теперь на одном выдохе должны «выстрелить» два слога:
ПУ-БУ ПО-БО ПА-БА
ПЭ- БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ
КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА
6)Произнесите резко на выдохе:
РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ
ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
РЛУ- ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА- ЛРА
РЛЭ-ЛРЭ РЛИ- ЛРИ РЛЫ-ЛРЫ
7)Вдохните и произнесите резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:
ФУ ФО ФА ФЭ ФИ ФЫ
ВУ ВО ВА ВЭ ВИ ВЫ
ФУ-ВУ ФО-ВО ФА-ВА
ФЭ-ВЭ ФИ-ВИ ФЫ-ВЫ
Упражнения на логическое ударение
1.Задайте вопрос: «Карл у Клары украл кораллы?», последовательно голосом выделяя слова:
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
Карл у Клары украл кораллы?
2. Мимозы Мила маме купила
Мимозы Мила маме купила?
Мимозы Мила маме купила?
Мимозы Мила маме купила?
Ты завтра встречаешь сестру?
Ты завтра встречаешь сестру?
Ты завтра встречаешь сестру?
Ты завтра встречаешь сестру?
Интонационные упражнения
- Произнесите поговорку, передавая интонацией разное отношение к случившемуся:
Проворонила ворона воронёнка
(сочувствие, злорадство, удивление и др.)
- Произнесите «да» (Пришла!»)
-спокойно и благожелательно,
-спокойно и жёстко,
-резко,
-удивлённо,
-с раздражением,
-с презрением.
3. Произнесите: «Просьба освободить вагоны»
— просительно,
— неуверенно, с оттенком вопроса,
— приказывая.
4. Произнесите пословицу:
«Тише едешь – дальше будешь».
— поучительным тоном,
— заботливым, дружеским,
— насмешливым,
— первую часть громко, вторую тихо и наоборот.
5. Произнесите одно и тоже междометие с различной интонацией.
О! – удивление, радость, недовольство, испуг.
А! – негодование, презрение, радость.
Ах – радость, восхищение, сожаление.
2.На ориентировочном этапе я подбирала группы упражнений, оказывающих воздействие на правильность и беглость чтения. Сочетание работы с текстом, используя специальные упражнения, дало возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включались в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимание предложений, а также подготовить учащихся к беглому чтению.
Цель этого этапа: подобрать упражнения для формирования правильности и беглости чтения учащихся.
Задачи:
-развивать внимание, память учащихся;
-развивать умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки;
-развивать правильность и безошибочность восприятия текста;
-развивать скорость чтения при чтении вслух и про себя.
Для проведения упражнений по формированию правильности и беглости чтения я использовала методику М.И. Омороковой.
При подборе дидактического материала разного характера учитывала ошибки при чтении.
Приведу примеры упражнений:
- Игра «Фотографирование предметов»
Нужно за одну секунду запомнить всё, что изображено на карточке.
Перед показом необходимо предупредить детей о том, чтобы они смотрели внимательно. По команде смотреть: «Приготовились! Внимание! Фотографируем!»
- Повтори то, что сказал учитель (шесть слов попарно сходных по звучанию)
Бочка –точка, бабушка –бабочка, кошка-ложка.
- Упражнение «Из одного слова –несколько»
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз)
Упражнения для развития памяти:
- «Вспомни и воспроизведи»
Ребёнку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов)
- Чтение «Пирамиды»
Снег,
Весна,
Ручьи,
Побежала,
Зазеленела.
- Чтение слов, отличающихся одной буквой
Мел –мель –мыл –мыль –мал –мял; мышка – мошка –мишка –миска.
- Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст –стук, сосна –насос, мех –смех, мышка –камыш, марка –рамка, марш- шрам, масло –смола, мошкара –ромашка.
- Чтение перевёртышей.
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
Упражнения для расширения поля чтения
- Числовые и буквенные пирамиды.
Зафиксировать зрение на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов.
М!а М1а
М ! о М 2 о
М ! у М 3 у
- Назови по порядку.
Беда буря плач
Несчастье вьюга рев
Горе позёмка слёзы
Печаль ветер рыдания
метель
вихрь
ураган
шторм
- Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
Сок Света ива
Носки место кресло
Сам каток клетка
кукла кукла
магазин рак
Использовались упражнения на развитие антиципации отдельных слов, в которых необходимо было восстановить отдельные слоги, например:
- Допиши в словах окончание.
Мягк.. игрушка
Звонк…. хлопушка
Стар… подушка
Бел… снежинка
Колюч… ёж
Тёмн…. Ночью
- Доскажи строчку.
Ло –ло – ло – как на улице …. (светло)
Ул –ул –ул — — у меня сломался ….(стул)
Маша мылом мыла Милу,
Мила мыло не …. (любила)
В целях чёткого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении молча вводила упражнение «Губы»
К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение.
Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагала упражнение «Финиш».
Когда детям даётся текст и указывается слово, до которого должны дочитать дети. Дочитав, дети поднимают руку. Проверяю правильность.
Для развития скорости и гибкости чтения использую упражнение «Буксир».
Учитель громко читает текст, варьируя темп чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости учащихся. Дети стараются поспеть за учителем. Таким образом, они приучались менять скорость и ритм чтения по содержанию и структуре самого текста.
Предложенные мною упражнения позволяют работать над развитием навыков чтения на любом уроке, помогают подготовить речевой аппарат к формированию правильности и беглости чтения младших школьников. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.
Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе.
Игровые упражнения для быстрого и правильного чтения в 1 классе.
В процессе чтения задействованы различные механизмы: внимание, усидчивость, наблюдательность. Необходима так же и мотивация-желание ребёнка читать. Ребёнок должен запомнит начертание букв и соотношение их со звуками. Как же этого добиться? Давайте посмотрим, что происходит.
Три проблемы низкой скорости чтения
Проблема 1. Чтение.
Ребенок читает, но выходит пока плоховато.
Когда человек читает, он:
1.Различает буквы;
2.Складывает их в слова;
3.Понимает смысл.
Если что, то из этих трёх составляющих выпадает, то их и надо отрабатывать. А помогут в этом данные упражнения и игры.
Проблема 2. Различение букв
Упражнение «Буква-шутница»
Заготовьте карточки, на которых написаны стишки или пословицы, загадки. Все буквы «нормальные», а с тремя-четырьмя что-то не так: они стоят «на голове» или лежат «на боку», написаны другим шрифтом или цветом, стилизованные (солнышко вместо О, строительный кран вместо Г и т.п.). Пусть ребёнок читает. С течением времени все больше букв можно писать необычно.
Упражнение «Муха»
Представь себе, как бы говорила муха, если бы умела говорить по-человечески: «Ну и жжжжжжизнь! Жжжжжеле не досталось!». А змея? «Ссссчасссссстливо оссставатьссссся». А собака? «Добрррррое утрррро» и т.д. Попробуйте поговорить за этих животных.
Упражнение «Кто больше»
Надо придумывать слова на заданный звук («М») или на слог («МА», « МИ» и т.д.)
Упражнение «Цепочка»
Игра по принципу «Городов», но слова любые — лишь бы первая буква последующего слова совпадала с последней буквой предыдущего: МамА – АпельсиН — НоС — Силач —…)
Упражнение «Вычеркивание»
Хороший эффект дает «вычеркивание». Для упражнения надо заготовить листы с любыми доступными ребенку текстами, напечатанные крупным шрифтом. Ребенок получает задание (скажем, вычеркивать букву А) и в течение трех минут выполняет его. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Позже можно усложнить задание. Допустим, «А вычеркивай красным, а У — зеленым». Или: «А» вычеркивай, а «У» обводим кружком»
Правила
Можно взять детский журнал, если он уже прочитан, но не книгу — на книге нельзя рисовать.
Записывать задание не следует — ребенок должен держать его в голове.
Буквы необходимо менять. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ и т.п.
Выполнять вычеркивания необходимо каждый день по 3 минуты, лучше купить для этой цели песочные часы.
Упражнение «Сборщик» Перед вами необычная ёлка. На ней вместе с игрушками висят карточки со слогами. Задача составить слова сначала из двух слогов, а затем из трёх.
Упражнение « Перевёртыши» Задание меняй слоги местами и получай новые слова.(Н-р насос-сосна)
Упражнение «Лесенка» Чёрточки это слоги. Построим лесенку из слогов.
_
_ _
_ _ _
_ _ _ _
_ _ _ _ _
(Например: дом, за-вод, ка-ран-даш, сы-ро-еж-ка, под-бе-рё-зо-вик.)
Понимание смысла прочитанного
Нередко учитель сетует: ребенок читает с хорошей скоростью, но не может ответить на элементарные вопросы по тексту. Это происходит потому, что школьник читает бездумно, «на автомате». Этого, конечно же, следует избегать. А помочь научить читать осмысленно могут игры и занимательные упражнения. Некоторые из них смотрите ниже.
Смотрите также
В основном это игры с карточками. Все игры из этой группы годятся для занятий в одиночку или в паре со взрослым. Исключение — «Печатная машинка», обычно в этой игре задействован весь класс, иной раз и учитель.
Упражнение «Тарабарский язык»
«Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но вот незадача! — все карточки перепутались. Помоги профессору разложить карточки со словами на кучки: все одинаковые слова клади в одну стопку».
Для игры надо заготовить несколько групп карточек с псевдословами: каждого по 5-7 штук. Псевдослова должны различаться незначительно: одной-двумя буквами, порядком букв и т.п. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «ШУРБУРКА», «ШУРБУРГА», «ШУРЬБУРГА», «ШУБРУРКА», «ШУБРУКРА» и т.п.
Игра развивает орфографическую зоркость, кроме того, это один из несложных и веселых способов улучшить технику чтения.
Упражнение «Письмо в бутылке»
Старая и известная игра, которая, тем не менее, очень нравится ученикам начальной школы и дает прекрасный эффект: повышается орфографическая зоркость, расширяется словарный запас, развиваются внимание, сообразительность, творческие способности, умение понимать других людей.
Кроме того, учитель может решать и специфические обучающие задачи: например, отрабатывать правописание сомнительных согласных или Ъ и Ь. Тогда надо пропускать соответствующие буквы, а детям дать задание не прочитать, а дописать слова.
«Из моря выловили бутылку, а в ней — нет, не лимонад! — настоящее письмо, которое кто-то прислал нам. Может быть, это дети с далекого острова? А может, моряки, терпящие бедствие? Надо узнать, что в письме, но — вот беда! — многие слова повреждены водой. Все же мы с вами попробуем разобрать, что здесь написано: вдруг кому-то срочно требуется помощь!».
«Письмо» может быть любого разумного содержания. «Стирать» буквы надо в зависимости от того, насколько дети уже научились читать и играть в эту игру. Наиболее простой вариант — одна «исчезнувшая» буква на два слова, в середине или в конце. Намного труднее читать, если пропущена первая буква или 2-4 буквы подряд. В соседних словах пропускать буквы нельзя.
Упражнение «Что на картинке?»
Можно играть в группе или в паре «учитель (родитель) — ученик». Дети рассматривают сюжетную картинку и обсуждают нарисованное. Затем составляется ее описание в письменной форме, но необычным способом: Первый человек пишет одно слово, второй — два, следующий (третий или первый, если игра в паре) — три и т.д. Свою часть текста можно разбивать знаками препинания или ставить их в конце.
Упражнение «Печатная машинка»
Играет большая группа детей. Каждый получает карточку с буквой, буквы не повторяются. Очень хорошо читающему ученику можно дать две буквы, чтобы он не скучал. Учитель называет слово, а ребята его «печатают», то есть хлопают по очереди те дети, которым достались нужные буквы. К примеру, Ане досталась буква А, Олегу — О, Саше — С, Вере — В, а Даше — Д. Учитель говорит слово «сова». Сначала хлопает Саша (у него С), затем Олег, потом Вера, а потом Аня. Даше в этот раз «печатать» не пришлось, но надо будет это делать, когда учитель скажет, например, «сад». Дети должны хлопать сами, без напоминаний со стороны учителя. Обычно несколько активных детей начинают стихийно следить за процессом и напоминают: «Вер, хлопай!». Если они делают замечания корректно, то можно им не запрещать.
Упражнение «Правда и ложь» («Верю — не верю»)
Опять потребуются карточки. На одних надо написать правдивые фразы, на других — неправильные. Примеры:
«Многие люди любят ландыши: они красивы и изумительно пахнут» — правда;
«Как обычно, на Новый год мы нарядили березку» — ложь.
Проблема 3. Мотивация
Дети в первом классе обычно не очень любят читать. Самые интересные книжки для них недоступны из-за их объема, который им пока «не по зубам». Что же делать?
Во-первых, читать вслух.
Заинтересовывать интересными короткими сказками и рассказами с заданиями. (н-р.Алёша правильно и красиво написал на доске слова в два столбика. Захотелось ему, чтоб ребята посмотрели, как он написал. Пока он ходил за друзьями, дежурная по классу стёрла второй слог в Алёшиных словах.
Ре — ре-
Ре — ре-
Ре — ре-
и говорит:
— Ребята, а вы допишите второй слог и узнаете Алёшины слова. Какие слоги допишите вы?
Сравните свои слова со словами Алёши, которые вы можете прочитать в ответах?
Договориться, что вы читаете страницу, а потом ребенок — одно предложение, и т.д.
Во-вторых, постараться найти интересную для школьника книгу с короткими текстами. Это могут быть:
Наконец, использовать внешнюю мотивацию: игру и т.п.
Не давайте ребенку толстую книгу с мелким шрифтом и без картинок. Текст должен быть сгруппирован маленькими «порциями», напечатан разными цветами и шрифтами, оформлен красочными иллюстрациями. Ребенок теряется и пугается при виде целой страницы текста.
Никогда не делайте чтение наказанием и не предлагайте за него награду: сладости, дополнительное время игры на компьютере… Иначе чтение начнет казаться скучным и противным делом.
По возможности, сначала читайте произведение, а потом смотрите фильм или мультфильм. Говорите: «Смотри-ка, а вот той шутки — помнишь, как ты смеялся! — в фильме нет. Конечно, режиссер не может все внести в фильм, книга всегда интереснее».
Обратите внимание, что стойкие проблемы при чтении, наличие постоянных однотипных ошибок может говорить о том, что у ребенка дислексия — нейрологическое нарушение, которое приводит к неспособности правильно читать, обычно распространяется лишь на некоторые буквы. С таким нарушением работает логопед. Чаще всего ребенок с дислексией также ошибочно или нечетко произносит некоторые слова — но далеко не всегда. В случае такого нарушения вопрос, как научить ребенка читать быстро и правильно, должен решать специалист. Дислексия не приговор, но чтение от такого ребенка всегда будет требовать больших усилий.
Если же логопед не обнаружил никаких нарушений, можно работать самим — и лучше сразу по трем направлениям.
Повышение техники чтения — это задача не одного дня (часто даже не одного года). Чтобы она увенчалась успехом, надо планомерно и регулярно работать каждый день понемногу, уделяя этому особое внимание. В то же время необходимо добиться того, чтобы ребенку понравилась эта работа. Поэтому ни в коем случае нельзя его ругать, сравнивать с хорошо читающими детьми, показывать свой пессимизм и отчаяние. Тогда спустя время занятия обязательно дадут результат.
Как научить ребенка быстро читать в 1 классе: полезные упражнения
Родителей волнует вопрос, как научить ребенка быстро читать в 1 классе, ведь для многих мам это показатель успешности. Давайте разбираться, что для нас, взрослых, «читать быстро» и нужна ли эта гонка за медалями самому ребенку. Как научить ребенка читать: 1 класс сложный период, чем мы можем помочь новоиспеченному школьнику.
womanvote.ru
Быстрое чтение: дань моде или необходимость?
Меняются учебники, программы, но проверка техники чтения — неизменна и по-прежнему строго контролируется в начальной школе. И это вовсе не прихоть. Реалии современной жизни заставляет идти в ногу со временем. Чтобы не утонуть и не захлебнуться в потоке информации, современным детям важно научиться быстро читать как можно раньше. Если ребенок читает медленно, он больше времени тратит на выполнение заданий, быстрее устает и в результате вообще теряет интерес к учебе.
НО! Хотелось бы предостеречь родителей от необдуманных и опрометчивых решений и поступков.
Во-первых, следует раз и навсегда уяснить для себя, что темп чтения зависит в первую очередь от индивидуальных особенностей ребенка. Что-то мы можем подкорректировать, а на что-то повлиять бессильны. Если ребенок по жизни медлительный, с размеренным темпом речи, то читать быстрее, чем он говорит, мы его не заставим.
В статье «Ребенок читает медленно: что делать?«, мы подробно останавливались на возможных причинах медленного чтения и усредненных нормах для каждого конкретного класса начальной школы. Основная причина медленного чтения — неправильный СПОСОБ чтения. Устранив кое-какие технические ошибки, увеличив объем памяти и концентрацию внимания, мы получим ощутимые результаты. Ребенок в 1 классе начнет читать быстрее, ПРИВЫКНЕТ делать это правильно и в дальнейшем будет совершенствовать скорость и осознанность чтения. Улучшить технику чтения никогда не поздно! Даже ученики старшей школы и взрослые могут ходить на курсы быстрого чтения или заниматься этим дома.
У каждого ребенка индивидуальные особенности развития.
Это не значит, что процесс обучения чтению нужно пустить на самотек и не заниматься чтением с ребенком до школы. Это значить – слышать и видеть СВОЕГО ребенка, не сравнивать его успехи в чтении с Машей, которая в пять лет читает по слогам или с Ваней, которому шесть, и он читает бегло. Ваш ребенок – это не Маша и не Ваня, ему нужно равняться на самого себя и стараться научиться читать не просто быстро, а осознанно и правильно. К этим понятиям мы еще вернемся.
Не стоит ждать, когда у ребенка возникнут проблемы с техникой чтения, нужно начинать ее улучшать, как только ребенок начал учиться читать.
Второй важный момент, который должны понимать родители первоклассника. Научиться читать ребенку не так просто, как кажется нам, взрослым. Это у нас этот процесс доведен до автоматизма, это мы четко видим и знаем разницу между буквой и звуком, понимаем, как «жи» «ши» на письме звучат в реальности и т.п.
Важна мотивация. Если ребенку неинтересно, читать он не захочет.
Поэтому любое обучение детей 6 лет должно основываться на интересе, вовлеченности самого ребенка, игре. Никакого принуждения, иначе охота ходить в школу пропадет в одночасье. К детям более младшего возраста тем более нужно проявлять лояльность в плане раннего обучения их чтению: им достаточно игр на узнавание букв, умение слышать и выделять отдельные звуки. Не торопитесь учить читать ребенка 3-4 лет: физически и психологически, он к этому еще не готов. Подробно вопросы готовности мы рассматривали в статье «Как научить ребенка читать? Определяем готовность детей».
На что обратить внимание: учимся читать быстро
prochado.ru
1. Развитие антиципации (предугадывания).
Почему взрослые читают быстро? Потому, что предугадывают следующего слово, словосочетание, окончание фразы, т.е. видят текст в целом. Ребенок пока не умеет этого делать, поэтому его темп чтения гораздо ниже. Он видит лишь следующий слог, слово. Мало того, что ему нужно видеть, нужно еще понимать смысл уже прочитанного и фразы в целом. В этом основная сложность, над этим стоит работать, чтобы научить ребенка 1 класса читать хорошо и быстро.
2. Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
На самом деле, работа непосредственно с текстом — лишь малая доля того, что способствует повышению техники чтения детей. Гораздо больше времени нужно тратить на развитие интеллекта в целом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка 1 класса читать быстро, скорочтение — не самоцель. Цель — ускорить мыслительные операции, развить познавательные навыки. Только тогда вы увидите результат и успехи в чтении, письме, счете.
3. Воспитание культуры чтения, привитие интереса к чтению.
Отсутствие интереса — результат неправильного обучения. Учиться читать «из-под полки» — не выход.
Возможно вы удивитесь, но всевозможные кружки и спортивные секции самым непосредственным образом влияют на развитие навыков чтения.
Как научить ребенка читать: 1 класс, игры и упражнения
pedsovet.su
Всевозможные игры со словами и регулярные упражнения и тренировки помогут привить интерес к самому процессу чтения и увеличить показатели по технике чтения.
«Буква-шутница»
Приготовьте карточки с короткими стихотворениями, загадками, пословицами и т.п. Напишите текст крупным шрифтом, чтобы ребенку было удобно читать. Несколько букв видоизмените: переверните, выделите другим шрифтом, замените картинками и пр.
Предложите ребенку прочитать текст. Постепенно, можно усложнять задание: больше букв-шутниц вводить в с виду «нормальный» текст.
«Вычеркивание»
Для упражнения подойдет любой текст, написанный крупным шрифтом (в книгах нельзя!). Например, газета или журнал (уже прочитанные, с доступным ребенку текстом), можно напечатать специально на А4 формате. Задание: вычеркивать букву А или закрашивать О. Засекаем время — и ребенок выполняет. Смысл задания не «как можно больше вычеркнуть», а «не пропустить ни одной».
Если ребенок справляется, можно усложнить: И зачеркивай синим, Ю — зеленым, О — закрашивай фиолетовым, Ы — обводи кружочком и т.п. Хорошо время от времени давать «редкие» буквы: Ф, Ъ, Щ.
Записывать задание не нужно — тренируем память, ребенок должен держать задачу в голове.
«Тарабарский язык»
Ученый изучал тарабарский язык, а слова записывал на карточках. Но все карточки перепутались. Задача: помочь профессору посортировать карточки со словами. Все одинаковые слова — в одну стопку.
Смысл в том, что слова не несут смысловой нагрузки. Упражнение развивает орфографическую зоркость, помогает в игровой форме улучшить технику чтения.
Приготовьте карточки с псевдословами. Желательно несколько комплектов, где будет по 5-7 слов. Псевдослова должны различаться одной-двумя буквами, порядком букв и т.п., но незначительно, почти незаметно. Например, можно использовать такие «тарабарские слова»: «МУРБУРКА», «МУРБУРГА», «МУРЬБУРГА», «МУБРУРКА», «МУБРУКРА» и т.п.
Чтение «по вершкам и корешкам»
Потренируйтесь читать с линейкой или закладкой, прикрывая половину строчки (нижнюю половину букв), т.е. ребенок читает «по вершкам». Если в начале будет сложновато, разрешайте ненадолго сдвинуть и подсмотреть. То же самое «по корешкам» — закрываем до половины верхнюю часть строки. Это уже сложнее, но со временем ребенок начнет справляться без ошибок и достаточно быстро.
«Вреднючка»
Вреднючка читает слова не слева направо, а справа налево. Очень полезное упражнение на начальном этапе обучения чтению. Ребенок тренируется без напряжения, т.к. не пытается уловить и запомнить смысл (значение) слова.
Читать наоборот труднее, но детям весело, они с удовольствием тренируются и играют со словами-перевертышами.
Одновременное чтение
Суть упражнения в том, что у взрослого и ребенка перед глазами одинаковый текст. Взрослый читает выразительно вслух, а ребенок следит (можно пальцем или указкой). В какой-то момент можно попросить показать то место, где изменилась интонация, темп чтения, найти определенное слово или предложение и дальше прочитать самому.
Эти задания направлены на повышение уровня оперативной памяти.
Зрительный диктант
Ребенку дается 1 предложение. Он смотрит на него, запоминает, а затем пишет по памяти. Такие задания нужно давать регулярно, это улучшает оперативную память. Уже через месяц вы заметите ощутимые результаты.
Скороговорки
Для улучшения работы артикуляционного аппарата подходят скороговорки. Разучивайте, повторяйте, соревнуйтесь, кто быстрее и пр.
«Бросок — засечка»
На слове «бросок» ребенок начинает читать. Услышав «засечка», он откидывается на спинку стула и закрывает глаза — отдыхает. Через 5 секунд снова «бросок!» — ребенок должен быстро найти то место, где он закончил и продолжить читать. Причем, следить пальцем или указкой нельзя, только глазами.
«Знакомый-незнакомый»
Очень полезно чередовать чтение знакомого отрывка текста с незнакомым. Темп будет отличаться. Первое время, перейдя на незнакомый отрывок, темп чтения будет сохраняться достаточно быстрым. Тренируясь так регулярно, можно значительно улучшить показатели чтения детей в 1 классе.
Если возникают какие-то сложности, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Иногда, проблемы с чтением у ребенка ё1 класса связаны с дислексией. Что это такое и стоит ли этого бояться, читайте в нашей статье нашего автора, логопеда по образованию, Ольги Плешко «Нарушение чтения: дислексия. Как помочь ребенку?».
Уважаемые родители! Расскажите, с какими сложностями столкнулись вы при обучении детей чтению в 1 классе, как вы улучшали технику чтения. Реально ли научить ребенка быстро читать в 1 классе?
Упражнения для развития техники чтения в 1 классе.
Упражнения для развития техники чтения учащихся начальных классов.Чтение в жизни каждого человека занимает значимое место. Книга учит логическому мышлению, помогает строить личностные высказывания, учит сопереживанию, развивает фантазию, прививает любовь к родному языку. Благодаря чтению у детей расширяется словарный запас, увеличивается объём памяти, развивается орфографическая зоркость, совершенствуется связная речь, повышается грамотность. Начальная школа особый этап в жизни каждого ребёнка. Литературное чтение-это главный предмет в начальных классах, без которого нельзя обойтись. Читательские умения помогут младшим школьникам самостоятельно приобретать новые знания, создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Чтение — это сложный и длительный процесс, который открывает окно в мир знаний. Самая главная задача учителей начальных классов –это научить ребенка читать, думать и чувствовать. А что делать если ребёнок не хочет читать или не может овладеть навыком беглого чтения? Очень часто такой ученик испытывает трудности в учёбе по всем предметам. Он постепенно теряет интерес к учебе, у него снижается успеваемость по разным предметам. Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение? Как сделать так, чтобы чтение стало для учащихся потребностью?
Навык чтения характеризуется такими качествами , как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств, чтобы заинтересовать детей в чтении я использую на уроках следующие виды упражнений:
Упражнение 1. «Ловушка».
Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут замену.
Упражнение 2. «Прыжки».
Чтение учителем или хорошо читающим учеником текста через слово.
Упражнение 3 «Кто быстрее?»
На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в тексте данное предложение.
Упражнение 4. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация — это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнение 5. «Потерянные буквы»
Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем? Еще одно упражнение на развитие антиципации. Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет.
Книжн… полочка.
Нов… футболочка.
Больш… ложка.
Рыж… кошка.
Или
Ок-ок-ок — мы построим …….
Юк-юк-юк — поломался наш ……
Или
Надо __щен__ гон__ кур по дво__.
Упражнение 6. «Сыщик»
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак
Упражнение 7. «Зазеркалье»
В зазеркальном мире всё наоборот и читаем строчки в книгах слева направо.
Например: «бегемот»-читаем «томегеб», ятиВ, ляретоп, картваз.
Упражнение 8 «Перевёртыши»
Тексты книг переворачиваются вверх ногами. Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте.
Упражнение 9 «Кто быстрее»
Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей
Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.
Упражнение 10. «Собери слова»
При выполнении упражнения следует учитывать, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.
Упражнение 11. «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:
…алва, …рава, …олодец, уче…ник, доро…а, каранда…, ступе…ка, магаз…, желт… лист, труслив… за…
Упражнение 12. «Буксир».
Учитель громко читает текст, изменяя темп чтения в зависимости от содержания текста, однако с учетом темпа чтения «среднего ученика». Детям предлагается читать этот же текст молча, но с одним условием – успевать за учителем. Чтобы проверить внимание учащихся во время чтения, а также соблюдение ими режима скорости чтения, заданного педагогом, учитель внезапно останавливается на каком-нибудь слове или два раза повторяет его. В таком случае дети останавливаются вместе с ним и указывают на последнее прочитанное слово. Второй способ проверки вызывает несомненный интерес учащихся – во время чтения педагог специально заменяет одно слово другим, близким по смыслу или звучанию (вместо слова «ученик» произносит «ученица» или «школьник»). Дети замечают «ошибку» и исправляют ее.
Упражнение 13 «Фотоглаз».
Это упражнение полезно будет использовать для расширения оперативного поля чтения до размеров слова средней длины (5—6 букв), а также развития памяти учащихся во время чтения молча. Для него на прозрачной пленке учитель заранее пишет столбики четырех-, пяти- и шестибуквенных слов, которые показываются детям по одному. Время показа каждого слова фиксируется: сначала 1 секунда, затем — 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети молча читают слова с экрана (как бы «фотографируя» их). Для контроля внимания детей и осознанности их чтения после показа каждого десятка слов учитель предлагает учащимся вопрос: было ли среди показанных такое-то слово. Стоит отметить, что названное слово среди тех, что были предъявлены детям, могло и отсутствовать.
Учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему: Упражнения для развития навыков чтения
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Основная цель данных упражнений — совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.
Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ — ЗУБ, ДОМ — ЗУБ — НОС, ДОМ — ЗУБ — НОС — ЛЕС, ДОМ — ЗУБ — НОС -ЛЕС — СЫР,…
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ — норма чтения со всеми правилами выразительности. БЫСТРО — скороговорка.
7. Чтение отрывков в разных темпах.
а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО — ГРОМКО; ГРОМКО — ТИХО — ОБЫЧНО;
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО — ГРОМКО; БЫСТРО — ТИХО;
8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.
9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрослым , записывая время:
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин , 50 сек, 46 сек
Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные. Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.
1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
ОСЫ мак
Кот усы
рот кит
рак рог
2.Скажи, чем похожи и чем отличаются.
ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА
3.Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:
Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя
4.Исправь ошибки.
Бьётся как рыба о мёд.
Лентяй да шалопай — два родных врата.
5.Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
6.Прочитай и напиши названия птиц. Для этого
надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ
Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»
Кит | и у кита | хомяки |
кот | у кота | тюлени |
заяц бобр | растут у бобра | мотыльки сверчки |
морж | у моржа | тигры |
крот | отпустил | львы |
лиса | и у лисы | мыши |
/
Все слова первого столбика измени по образцу лиса — лисы.
Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса
7.Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.
У осы не усы, не усищи, а усики.
8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?
Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.
9.Прочитай предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.
Ну и жадный же ты, мишка!
10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.
Смотри, объешься — живот заболит.
11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.
Волк осторожная, хитрая.
Лиса злой, жадный.
Заяц запасливая, пугливая.
12. Расставь правильно перепутанные слоги:
дыш-когнёз
точ-ки-лис
гол-и-ки
13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:
Ли-са-ды-ра-ки-ты
ла-па-ра-но-ша-лун
14.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
ФЫВАИВАНГОР _________
САШАИТЮБЬЛТ _____________
ОНМАКНГТАНЯ _________________
15.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдохом.
Была гроза (вдох) и гром. Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.
16.Выдели голосом подчёркнутые слова.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
17.Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.
«Хорошо в лесу осенью!»
17.а)Сопровождай фразу: «Я очень рад» различными жестами:
— протяни радостно руку для приветствия,
— отдёрни руку испуганно,
— сердито пригрози пальцем,
— пожми равнодушно плечами,
— подзови хитро к себе.
18.Прочитай слова в порядке усиления действия:
пронеслась, прошла, пробежала
19.Соедини пословицы в левой части с половинкой правой.
Ученье – свет, а по уму провожают
По одежде встречают, и не будет скуки
Не сиди сложа руки а неученье – тьма
20.Исправь ошибку.
Рог до ушей — хоть завязки пришей.
21.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.
Наш Полкан попал в капкан.
22.Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.
(вдох) И дом у него без печки (вдох) — \просто собачья будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.
23.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напиши эти слова.
Мисс___ реп___ масс____ чаш___ лож_____
24. Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.
ФЫВАПРЕНОТМ
ЯЧСМЕДВЕДЬ
ЭЖДВОРОНАПА
КЕНРОМЫШИ
25.Читай предложения, выделяя голосом выделенные слова
Расставь паузы «/».
Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.
26. К данным словам подбери слова с противоположным значением.
Глубокая-? Длинная- ?
Чистая — ? Грустная- ?
Сядет — ?
27.Читай как одно слово предлоги со словами.
На рыбалку от воды к реке на берегу за поплавком
28. Исправь ошибки.
На безрыбье и бак — рыба.
Под лежачий камень мода не течёт.
Купить кита в мешке.
29. В каком порядке можно поставить эти слова?
Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро
30.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.
РЕКА, КАЗАК, СУМКА,
РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.
31.Ответь. Кто летает? Бегает? Плавает?
Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, ворона, аист, тюлень, снегирь, журавль, пчела, жираф, мышь, окунь, волк, синица, акула.
32.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?
ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП
33. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б. Найди ошибки.
Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А П Е Р О Л Е Д Ж Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б
Материал по чтению (1 класс) на тему: Упражнения для развития навыка чтения.
Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста
Основная цель данных упражнений — совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.
Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ — ЗУБ, ДОМ — ЗУБ — НОС, ДОМ — ЗУБ — НОС — ЛЕС, ДОМ — ЗУБ — НОС -ЛЕС — СЫР,…
2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.
3. Читай скороговорку многократно от начала до конца «по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секундомера.
4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе ; повторив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.
5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.
6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.
Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ — норма чтения со всеми правилами выразительности. БЫСТРО — скороговорка.
7. Чтение отрывков в разных темпах.
а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО — ГРОМКО; ГРОМКО — ТИХО — ОБЫЧНО;
б) Комбинации силы звучания голоса и темпа чтения: МЕДЛЕННО — ГРОМКО; БЫСТРО — ТИХО;
8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.
9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрослым , записывая время:
Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.
Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин , 50 сек, 46 сек
Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные. Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.
1.. Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.
ОСЫ мак
Кот усы
рот кит
рак рог
2.Скажи, чем похожи и чем отличаются.
ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА
3.Каждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:
Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя
4.Исправь ошибки.
Бьётся как рыба о мёд.
Лентяй да шалопай — два родных врата.
5.Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.
Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.
6.Прочитай и напиши названия птиц. Для этого
надо переставить слоги.
НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ
Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»
Кит | и у кита | хомяки |
кот | у кота | тюлени |
заяц бобр | растут у бобра | мотыльки сверчки |
морж | у моржа | тигры |
крот | отпустил | львы |
лиса | и у лисы | мыши |
/
Все слова первого столбика измени по образцу лиса — лисы.
Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса
7.Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.
У осы не усы, не усищи, а усики.
8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?
Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.
9.Прочитай предложение с интонацией: удивления, осуждения, возмущения.
Ну и жадный же ты, мишка!
10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.
Смотри, объешься — живот заболит.
11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.
Волк осторожная, хитрая.
Лиса злой, жадный.
Заяц запасливая, пугливая.
12. Расставь правильно перепутанные слоги:
дыш-когнёз
точ-ки-лис
гол-и-ки
13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:
Ли-са-ды-ра-ки-ты
ла-па-ра-но-ша-лун
14.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
ФЫВАИВАНГОР _________
САШАИТЮБЬЛТ _____________
ОНМАКНГТАНЯ _________________
15.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдохом.
Была гроза (вдох) и гром. Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.
16.Выдели голосом подчёркнутые слова.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
Почему киты молчат? Ничего не говорят.
17.Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.
«Хорошо в лесу осенью!»
17.а)Сопровождай фразу: «Я очень рад» различными жестами:
— протяни радостно руку для приветствия,
— отдёрни руку испуганно,
— сердито пригрози пальцем,
— пожми равнодушно плечами,
— подзови хитро к себе.
18.Прочитай слова в порядке усиления действия:
пронеслась, прошла, пробежала
19.Соедини пословицы в левой части с половинкой правой.
Ученье – свет, а по уму провожают
По одежде встречают, и не будет скуки
Не сиди сложа руки а неученье – тьма
20.Исправь ошибку.
Рог до ушей — хоть завязки пришей.
21.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.
Наш Полкан попал в капкан.
22.Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.
(вдох) И дом у него без печки (вдох) — \просто собачья будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.
23.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напиши эти слова.
Мисс___ реп___ масс____ чаш___ лож_____
24. Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.
ФЫВАПРЕНОТМ
ЯЧСМЕДВЕДЬ
ЭЖДВОРОНАПА
КЕНРОМЫШИ
25.Читай предложения, выделяя голосом выделенные слова
Расставь паузы «/».
Лиса тащит детям то мышку, то птицу, то зайца. Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.
26. К данным словам подбери слова с противоположным значением.
Глубокая-? Длинная- ?
Чистая — ? Грустная- ?
Сядет — ?
27.Читай как одно слово предлоги со словами.
На рыбалку от воды к реке на берегу за поплавком
28. Исправь ошибки.
На безрыбье и бак — рыба.
Под лежачий камень мода не течёт.
Купить кита в мешке.
29. В каком порядке можно поставить эти слова?
Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро
30.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.
РЕКА, КАЗАК, СУМКА,
РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.
31.Ответь. Кто летает? Бегает? Плавает?
Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, ворона, аист, тюлень, снегирь, журавль, пчела, жираф, мышь, окунь, волк, синица, акула.
32.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?
ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП
33. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б. Найди ошибки.
Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А П Е Р О Л Е Д Ж Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б