Проходит ли СДВГ с возрастом
Проходит ли СДВГ с возрастом
Не все дети с СДВГ оставляют свой знаменитый след в истории. Более того, примерно 50 % детей, страдающих синдромом СДВГ, переходят во взрослое состояние с этими же проблемами. Но у родителей незримо стоит вопрос: «Невнимательный и гиперактивный – это навсегда?» Отметим, что необычность поведения, характерного для СДВГ, обычно со временем изменяется, ибо центр тяжести заболевания переносится с гиперактивного поведения на нарушение внимательности. Таким взрослым людям трудно найти свое место в жизни, у них возникают проблемы во взаимоотношениях, им сложно создать семью. Из-за низкой самооценки, неуверенности в себе, постоянных проблем с обучением они постоянно меняют место работы, вследствие этого им часто не удается карьера, и они нередко уходят в депрессию, алкоголизм, наркотики. Специалисты считают, что среди них немало тех, кто склонен к суицидальным попыткам. По данным ученых, в исправительных колониях для несовершеннолетних признаки СДВГ есть у 80–90 % осужденных.
С 50-х годов прошлого века ученые активно проводят исследования различных проявлений этого заболевания, пытаются уточнить причины, ищут новые возможности лечения. Тот факт, что число заболеваний возросло в последние годы, связан, прежде всего, с тем, что общество знает больше об этой патологии, родители стали чаще обращаться к врачам, улучшились возможности диагностики. Нам, однако, представляется, что в широких врачебных кругах еще нет достаточной озабоченности этим довольно широко распространенным заболеванием, не всегда в районных поликлиниках принимают все меры для диагностики и целенаправленной терапии. Мы надеемся, что некоторые материалы этой книги помогут молодым врачам использовать ряд новых возможностей в лечении СДВГ.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Что делать, если у вас гиперактивный ребенок
Что делать, если у вас гиперактивный ребенок
Многие мамы согласятся с тем, что ребенок — это вечный двигатель, сгусток неиссякаемой энергии. Но иногда дети бывают чересчур активны, суетливы, подвижны и при этом не могут ни на чем долго концентрироваться. И тогда родители начинают задумываться: нормально ли это? Действительно, существует такое понятие, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Как распознать гиперактивного ребенка? Как помочь ему адаптироваться к жизни, требующей сосредоточенности и самодисциплины? Рекомендации родителям дает детский психолог Наталия Калиниченко.
Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Что такое СДВГ
Отношение к гиперактивности и распространенность знаний о ней сегодня, несмотря на активные исследования, не меняются последние 10 лет. Об этой проблеме много говорят, о ней спорят специалисты, но по-прежнему множество родителей не знают, как себя вести с такими детьми. А многие педагоги считают, что гиперактивность — это следствие невоспитанности ребенка.
СДВГ — это медицинский диагноз, требующий наблюдения ребенка у невролога, психиатра, а в некоторых случаях и медикаментозного лечения. Но далеко не все родители детей с СДВГ обращаются к специалистам, и многие дети, которым должен быть поставлен такой диагноз, не стоят на учете у невролога. Иногда родители не понимают, что это заболевание, или не думают, что его можно вылечить. А некоторые мамы и папы просто хотят адаптировать ребенка к жизни, не обращаясь к специалистам. Каждая позиция имеет право на существование.
Ученые до сих пор не выяснили причину СДВГ и гиперактивности, но считают, что все дело может быть в генетических особенностях, болезнях матери во время беременности и родовых травмах. Есть мнение, что у детей с СДВГ замедлено развитие коры головного мозга, с задержкой до трех лет, а к подростковому возрасту гиперактивность сходит на нет. Другая теория гласит, что причина СДВГ — в повышенной скорости импульсов в коре головного мозга.
Не всякая повышенная активность — это основание заподозрить СДВГ. Бывают просто чересчур подвижные и при этом здоровые дети, которые не страдают проблемами с вниманием, а неспециалисты по незнанию называют их гиперактивными. Если малыш очень суетливый и шумный, но при этом может нормально учиться, развиваться, общаться со сверстниками, то это просто свойство его характера, он не нуждается в лечении. Очень важно понимать, почему ребенок проявляет повышенную активность, почему его внимание неустойчиво: из-за особенностей работы мозга или других факторов? От этого зависит способ взаимодействия с таким малышом. Все рекомендации, которые я приведу, касаются детей, у которых дефицит внимания и гиперактивности — физиологически обусловленные состояния.
Как распознать гиперактивность
Важно обозначить критерии, по которым даже неспециалисту будет понятно, что ребенок гиперактивен. Таких детей сразу видно в классе, на детской площадке, в магазине. Это очень активные ребята, которые могут за минуту побывать в десяти местах и не устать. Они очень быстро выполняют все задания и теряют интерес. При этом ребенок, занятый какой-то физической активностью, будет прекрасно слышать, что ему говорят: если его спросить, что только что сказал учитель, он это повторит. То есть такие дети могут делать несколько дел одновременно, а при правильном подходе еще и успешно.
Очень частый признак — двигательная суетливость. Нередко такие дети рано начинают ходить и проявлять активность еще в коляске: хватают за одежду прохожих, трогают веточки деревьев. Их мамы нередко принимают это за ускоренное развитие. На самом деле это тревожный знак, стоит проконсультироваться с грамотным неврологом.
Жить с гиперактивным ребенком, учить его — тяжело. Но труднее всего ему самому. Чтобы понять, каково ему, представьте, что у вас внутри мощные батарейки, которые никогда не садятся и не позволяют находиться в покое.
Еще одна важная проблема — отношение общества к таким детям. Если родители принимают своего ребенка, то работники образования перестраиваются с трудом. Гиперактивные дети в детском саду и школе постоянно привлекают внимание. Они не могут сидеть спокойно, им ежеминутно нужно вставать и ходить, задавать вопросы. Педагоги постоянно делают им замечания, из-за чего такие дети растут с ощущением, что они плохие, нарушители правил.
Как помочь гиперактивному ребенку
У ребенка нет возможности усилием воли стать другим, а у нас — волшебной таблетки, которая бы повлияла на работу его мозга. Но есть способы облегчить жизнь такому малышу, помочь ему учиться, общаться, просто адаптироваться к жизни.
Похвала
Как психолог, я рекомендую родителям и педагогам, всем, кто взаимодействует с гиперактивным ребенком, помогать ему формировать позитивную самооценку. Когда такой малыш играет, учится, выполняет домашние обязанности, хвалите его! И обращайте поменьше внимания на ошибки и нарушения, потому что они вызваны биологическими факторами, а их ребенок не в силах изменить. Гиперактивные дети чувствительнее других к похвале, она для них сверхценна. Найти к ним подход можно именно через добрые слова, восхищение и благодарность за старание сдерживать свою активность.
Режим
Нужно создавать условия, которые нивелируют биологические факторы гиперактивности. Таким детям необходим жесткий режим. Когда он стабилен и постоянен, организм к нему привыкает и не тратит ресурсы на адаптацию к изменяемой среде и образу жизни. Даже в выходные ребенок должен просыпаться в то же время, что и в будни. Важно, чтобы он много времени проводил на свежем воздухе. Это все имеет смысл, если по режиму живет вся семья, а не один лишь ребенок.
Разумно выбранный спорт
Часто родители думают, что спорт — лучший выход энергии для гиперактивного ребенка. Это не совсем так. Бокс, борьба, игры, требующие агрессии, этим детям противопоказаны. Полезны будут плавание, коллективные игры, просто физкультура. Занятия спортом лучше проводить в середине дня, потому что они, с одной стороны, требуют энергии, с другой — перевозбуждают ребенка. А если малыш гиперактивен, не стоит его еще больше накалять.
Четкое планирование
Это то, что поможет детям учиться и решать любые образовательные задачи. План действий должен быть отточен до такой степени, что в любой ситуации он должен возникать моментально. Научите ребенка делить любое сложное дело на маленькие части, каждая из которых будет казаться простой задачей. Обучить гиперактивного ребенка тайм-менеджменту непросто. Делайте это на своем примере: «Мы будем мыть посуду. Что для этого нужно? Мы зайдем в кухню, положим тарелку в раковину, включим воду, возьмем губку, нанесем на нее средство для мытья посуды», то есть проговаривается каждое действие. Если ребенок умеет вычленять простые задачи в составе сложной, это облегчает ему жизнь. Четко объясняйте, что ребенок должен делать в школе: на самостоятельной работе, изложении.
Поскольку у таких детей проблемы с вниманием, нужно работать и с этим. Разместите на его одежде и личных вещах какие-то символы и проговорите, что они означают. Например, когда ребенок, решая задачу, смотрит на пенал и видит там наклейку с солнышком, он понимает, что отвлекся, поэтому надо вновь собраться и вернуться к математике.
Отдых
Рекомендуется постоянно чередовать модальность деятельности. Делите домашние задания на маленькие части, каждую из которых можно выполнить за 5−8 минут. После каждой такой части делайте перерыв тоже на 5−8 минут.
Хорошо, когда учителя понимают важность перерыва для таких детей и дают им возможность подвигаться каждые 20 минут. Этим ученикам можно поручать вымыть доску, сходить за мелом или классным журналом. Когда к ребенку обращаются за такой помощью, это укрепляет его веру в себя.
Акцент на плюсах
Очень важно увидеть в гиперактивном ребенке черты, которые хорошо развиты и способны компенсировать недостатки. Как правило, у таких детей высокая скорость мышления, они быстро решают задачи, даже не понимая, как им это удается. Они могут делать несколько дел одновременно, и эта их способность может пригодиться им на играх вроде «Брейн-Ринга», где нужно очень быстро думать, обсуждать версии с командой и давать ответы раньше других. У таких детей повышенная потребность в лидерстве. Если направить ее в правильное русло, они станут незаменимыми помощниками для родителей и учителей.
Когда пройдет период гиперактивности
Как я говорю родителям на консультациях, к подростковому возрасту проблема гиперактивности обычно проходит. Этот период надо просто пережить. Затем либо снимается диагноз, либо ребенок адаптируется к жизни. Часто тот, кто в детстве был гиперактивным и постоянно получал от учителей замечания и двойки, вырастая, становится душой компании. Он превращается в человека, умеющего адаптироваться к обстоятельствам, знатока своего дела, способного работать в условиях стресса. Это очень важные качества для жизни в современном мире.
Очень важно, чтобы родители приняли и полюбили своего ребенка по-настоящему, не испытывали вину и злость, старались направить его особенности в нужное русло и раскрыть его потенциал.
Читайте также:
Хорошие дети иногда ведут себя очень плохо, и вот почему
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
Как танцы помогают мальчикам расти настоящими мужчинами
Фото: Dejan Dundjerski/Pressmaster/Sergey Novikov/Nina Buday/Shutterstock.com
Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается
В последнее время появляется всё больше детей, про которых можно сказать, что они «гиперактивные». Активность – это, конечно, хорошо, но когда активность заменяется гиперактивностью, это становится проблемой как для самого ребенка, так и для его родителей.
Игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. В 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. Если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. Игорьку интересно всё, и в то же время ничего. Он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…Часто ломает игрушки. Среди детей Игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. Если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом. Но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. Игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения. Не слушается! Не может успокоиться! И не может себя контролировать! С трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.
Вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.
Этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. Подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.
Связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.
Каковы же причины гиперактивности? Пройдёт ли она со временем? Отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? Как правильно вести себя с таким ребенком? Нужно ли его лечить? Постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.
Основные причины гиперактивности
Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. На сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения СДВГ (синдрома гиперактивности и дефиц
Каким образом, кто и на основании каких симптомов и результатов каких исследований ставит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивности)? Как отличить просто активного и непоседливого ребенка от гиперактивного? Каким образом понять, в каком случае в плохом и неуправляемом поведении ребенка виновата физиология — практически неуловимые изменения в работе головного мозга, а в каком — недостатки нашего воспитания и неправильное отношение к своему собственному ребенку? Как понять — он сходит с ума потому, что не может совладать с собой, или потому, что ему отчаянно не хватает нашей любви и в своем асоциальном поведении он видит единственный способ воззвать к нам: мама! папа! мне плохо, я одинок, помогите мне, любите меня!..
|
Гиперактивность, или когда это закончится???!!! — запись пользователя Анна (id1032029) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Психология
проверить сосуды головного мозгаКрик души и попытка разобраться. Кто сталкивался или сейчас решает подобную проблему - прошу помочь, поделится опытом и результатами. Ну и надеждами на лучшее. Сколько всего было прочитано, оговорено - все вилами по воде. Нигде не нашла ответа - ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? Вот наша история. Может будет полезна и нам, и вам. Итак...
Сыну 4 года. Год назад пошли в сад. он обаяшка-очаровашка-улыбашка. В поликлинике говорили "он у вас. наверное. никогда не плачет"))) В сад хотел. Рвался к детям. Опасались, что его будут там обижать, из-за доверчивости и желания поделится всеми игрушками с окружающими. НО все оказалось не так. В первый же день сына укусили. Он был в шоке, демонстрировал свой палец укушенный. Нос ободран до крови. и понеслось. бесконечные жалобы на поведение, неусидчивость, возбудимость, КУСАНИЕ, драчливость. Услышали в первый раз слово "гиперактивность". Но, думали, это не про нас. При мне никого не кусает, не дерется, долго сидит за пазлами .конструкторами. Т.е. ВСЕ на что жаловались воспитатели своими глазами мы не видели. начались хождения по неврологам, психологам, потом допплер сосудов шеи и головы, остеопат, гомеопат. Из-за то, что ребенка выдавливали по время родов - травмы. небольшое смещение шейных позвонков, отсюда нарушен кровоток и помятая голова (косточки, которые встали неправильно. давят на кору головного мозга, вызывая излишнее возбуждение и тормозя развитие некоторых зон). Плюс все еще сопровождалось проблемами с писанием - неконтролировал ситуацию. К концу года ситуация значительно не изменилась. Препараты, прописанные неврологами никакого изменения не дали. хотя в поведении дома сын стал "взрослее" практически сразу после начала работы с остеопатом (профессионализм остеопата не вызывает сомнений, проверено на муже, сестре, племяннице). После гомеопата лучше стало с туалетом. Прошло лето. Конечно сын нууу очень подвижный, разговорчивый, энергичный. и при этом очень умный. Это отмечают все преподаватели.
В новый учебный год вступили без происшествий. Все было лучше и в рамках. В сад стали ходить через день (день в сад, день с бабушкой на занятия в детском центре). И вот на прошлой неделе в понедельник и в среду в саду был полный аншлаг!!! Укусил, толкнул, ударил. Поговорили с воспитателями, все объяснили, купили ЭДАС-306. Стали пить. 4 дня прошли без жалоб. А сегодня пошли в сад. Оказывается, все-таки в понедельник укусил еще раз. Воспитатели этого не видели. Родители увидели дома синяк. мальчик сказал, что его укусил мой сын. Мама мальчика глубоко мне симпатична, и мальчика жалко. Но, как говорит, дома ее уже прессингуют и ее попытки уладить все миром уже не устраивают. дедушка собирается идти к заведующей. Но это полбеды. Потом привела мальчика бабушка и начала в прямом смысле ОРАТЬ на меня. Что сын мой бандит, урод, хулиган. Сказала ему, что выбьет зубы, сломает руку, откусит другую руку (да-да, именно так и сказала ребенку и повторила мне). Я боюсь предположить, что в своей бурной фантазии сын теперь придумает после этих слов....
И все-таки, что делать????? остеопат и гомеопат ,как доказавшие свою действенность остаются. Что дальше? Ведь должны быть отработанные механизмы? Какие решение придумать, во-первых для облегчения ситуации в саду, во-вторых для решения проблемы?
Гиперактивный ребенок — причины, симптомы, диагностика и лечение
Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.
Общие сведения
СДВГ — синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.
По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.
Гиперактивный ребенок
Причины СДВГ
Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно — ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.
Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.
В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:
- патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
- употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
- асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
- инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.
В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.
Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.
Классификация СДВГ
Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:
- смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
- невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
- гиперактивный — преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.
Симптомы СДВГ
В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.
Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.
Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
- Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
- Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
- Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.
Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте — дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.
Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.
Диагностика СДВГ
причины, признаки СДВГ, что делать родителям?
В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок». К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.
Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.
Как отличить гиперактивность от активности?
Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:
- Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
- Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
- Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
- Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.
Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.
Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.
Почему ребенок гиперактивный?
Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:
- Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
- Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
- Прием матерью наркотиков, алкоголя.
- Травмы головы, возникающие во время родов.
- Тяжелые или преждевременные роды.
- Скудный или неправильный рацион питания крохи.
- Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
- Конфликты внутри семьи.
- Авторитарный стиль воспитания.
Какого ребенка можно назвать гиперактивным?
Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:
- Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
- Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
- Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
- Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
- Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
- Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
- Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
- Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
- Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
- Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
- Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
- Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
- Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
- Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
- Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.
Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови. При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом. Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.
Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.
Что делать родителям гиперактивного ребенка?
Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:
- Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
- Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
- Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
- Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
- Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
- Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
- Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
- Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
- Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
- Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.
Лечение и коррекция гиперактивного ребенка
Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:
- Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
- Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
- Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
- Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
- Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.
Рекомендации психологов
Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:
- Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
- Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
- Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
- Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
- Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
- У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
- Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.
Как успокоить гиперактивного ребенка?
Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:
- Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
- Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
- Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.
Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке
Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:
- Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
- Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
- Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
- Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
- Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
- Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
- Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.
У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.