Уровень двигательной активности – Материал по физкультуре (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме: Определение уровня двигательной активности ребёнка

Содержание

4 Двигательная активность

Двигательная активность. Роль ее в жизнедеятельности человека.

“Движение как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения” (Тиссо XVIII в. Франция)

Потребность в движении — одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физ. активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный.

Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.При этом возникает вопрос о привычной физической активности, которую можно определить уровнем и характером потребления энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Оценка этой двигательной активности проводится по двум составляющим, профессиональной и непрофессиональной.

Существует несколько методов количественной оценки двигательной активности: 1) по данным хронометража выполненного за сутки работы; 2) по показателям энергозатрат на основе непрямой каллориметрии; 3) путем подсчета энергетического баланса. Поскольку ЧСС довольно точно отражает степень нагрузки на сердечно-сосудистую систему во время мышечной деятельности и находится в прямой зависимости от потребления кислорода. Поэтому величина ЧСС во время мышечной работы может -служить количественным показателем физической активности, проверяемой во время проведения различных тестов.

Давайте посмотрим какова двигательная активность современного человека студенческого возраста. Надо отметить недостаточность движений, что вызывает целый ряд функциональных и (органических) изменений, а так же болезненных симптомов, отмечаемых во всех почти органах и системах организма. Такое явление получило название “гипокинетической болезни” “гипокинезии”.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию — удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д.. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности. Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование “старческого” механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует “задуманной” природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Способность человека противостоять гиподинамии — отсутствие мышечной активности — далеко не беспредельна.

Уже через одну-две недели постельного режима, даже у совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости. Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма даже, не имеющих отношение к мышечной работе, движению.

Например, недостаток нервных импульсов способствует развитию тормозных процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов.

В результате их функционирование, взаимодействие этих органов постепенно нарушается.

Раньше считали, что физические упражнения воздействуют в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные. Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было показано, что при мышечной деятельности возникает явление получившее название моторно-вицеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам. Это позволяет рассматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма.

Мышечной деятельности отводится одно из ведущих мест в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и др. органов.

Роль двигательной активности в вузе.

В жизненных условиях вуза повышается значимость физического воспитания и формирования всесторонне и гармонично развитой личности -выпускника вуза с высокой степенью готовности его к профессиональной деятельности.

Регулярные занятия разнообразными физическими упражнениями и спортом в учебном процессе в вузе дают организму дополнительный запас прочности, повышая устойчивость организма к самым разнообразным фактором внешней среды. Физическая культура и спорт в учебном процессе используется как средство активного развития индивидуальных и профессионально значимых для студентов качеств, они используются как средство достижения ими физического совершенствования, как средство социального становления будущих специалистов.

Для большинства людей, заканчивающих наш вуз работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием роли внимания, точности движений, быстроты реакции. Сочетание физической растренированности организма и повышения нервно-эмоционального напряжения организма в условиях интенсификации производства и ускоряющегося ритма жизни приводит к преждевременной усталости, ошибкам в производственной деятельности, которые тем серьезнее, чем более сложной техникой управляет человек, усталость — это явление, общее для всего живого мира. Усталость у здорового и нормального человека — это понижение функциональной способности органов и систем организма, вызванное чрезмерной работой и сопровождаемое характерным ощущением недомогания, приводящее к различным заболеваниям и даже ранней потере трудоспособности.

Установлена прямая зависимость между успеваемостью студентов и их физическим развитием и, хотя значительная часть людей не находит прямой взаимосвязи учебных оценок и объема физических нагрузок в вузе, она существует. Механизм такой взаимосвязи можно условно сравнить с действием инерционных весов (из-за инерции они не сразу перевешивают в ту или иную сторону). В инерционных весах обучение и занятие физическими упражнениями и спортом важно учитывать влияние двух обобщающих факторов: накопления и неизбежности проявления изменений. Эти факторы могут оказывать положительное и отрицательное влияние.

Положительное влияние состоит в том, что при регулярных занятиях по физическому воспитанию и спортом накапливаются многолетние запасы волевых качеств, устойчивости к стрессам, умственной работоспособности. Все это неизбежно приводит к повышению эффективности обучения в вузе.

Отрицательное влияние заключается в том, что пренебрежение двигательной активностью приводит к накоплению факторов риска, а это неизбежно рано или поздно проявится в заболеваниях, снижении умственной и физической работоспособности, затруднениях в учебе.

В работах многих зарубежных и отечественных ученых показано, что физически более развитые выполняли теоретические и практические задания по изучаемым дисциплинам быстрее и лучше, делали меньше ошибок, быстрее восстанавливались после напряженного умственного труда.

Физическая работоспособность.

Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье, одним из объективных критериев которого является уровень физической работоспособности человека. Физические упражнения повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов. Показателем стабильности здоровья служит высокая степень работоспособности и, наоборот, низкие ее значения рассматриваются как фактор риска для здоровья. Как правило, высокая физическая работоспособность связана с постоянной, не уменьшающейся в объеме, в сочетании с сбалансированным питанием, тренировкой (более высокой двигательной активностью), что обеспечивает эффективность самообновления и совершенствования организма.

Физическую работоспособность связывают с определенным объемом мышечной работы, который может быть выполнен без снижения заданного (или установившегося на максимальном уровне для данного индивидуума) уровня функционирования организма. При недостаточном уровне физической активности наступает атрофия мышц, что неизбежно влечет за собой ворох болезней.

Физическая работоспособность понятие комплексное и определяется следующими факторами:

  • морфофункциональным состоянием органов и систем человека;

  • психическим статусом, мотивацией и др.

Заключение о ее величине Ф.Р. можно составить только на основе комплексной оценки.

На практике физическая работоспособность определяется с помощью функциональных проб. С этой целью наукой предложено более 200 различных тестов. Наиболее широкое распространение получили пробы с 20 приседаниями за 30-40 с; 3 х минутный бег на месте.

Однако, объективно судить о физ. работоспособности человека на основании полученных результатов трудно. Это объясняется следующими причинами:

  • во-первых, получаемая информация позволяет лишь качественно характеризовать ответную реакцию организма на нагрузку;

  • во-вторых, точное воспроизведение любой из проб невозможно, что приводит к ошибкам в оценке;

  • в-третьих, каждая из проб, при оценке работоспособности, связана с включением ограниченного мышечного массива, что делает невозможной максимальную интенсификацию функций всех систем организма. Установлено, что наиболее полное представление о мобилизированных функциональных резервах организма может быть составлено в условиях нагрузок, при которых задействовано не менее 2/3 мышечного массива.

Количественное определение работоспособности имеет большое значение при организации процесса физического воспитания и учебно-тренировочной работе, при разработке двигательных режимов для тренировок, лечения и реабилитации больных, при определении степени утраты трудоспособности и т.д.

Для оценки физической работоспособности в спортивно-медицинской и педагогической практике используются спец. приборы; велоэргометры, степэргометры (восхождение на ступеньку-вышагивание), бег по бегущей дорожке.

Наиболее часто об изменениях уровня физической работоспособности судят по изменению максимального потребления кислорода. (МПК), или по мощности нагрузки, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) устанавливается на уровне 170 ударов в 1 минуту (РWС 170).

В последнее время наряду с термином “физическая работоспособность” широко используют понятие “физическое состояние”, под которым понимают готовность человека к выполнению физической работы, занятиям физическими упражнениями и спортом. Трактовка “физического состояния” обусловила выбор МПК как наиболее объективного показателя физического состояния.

Однако следует отметить, что физическое состояние не может определяться одним каким-либо показателем, а определяется совокупностью взаимосвязанных признаков, в первую очередь такими факторами, как физическая работоспособность, функциональное состояние органов и систем, пол, возраст, физическое развитие, физическая подготовленность.

Понятие “физическое состояние” равнозначно термину “физическая кондиция” (за рубежом). Чем выше уровень физического состояния, тем существеннее различия в показателе МПК. Определить МПК (показатель физического состояния) в естественных условиях можно с помощью 12я минутного теста (Купера), предусматривающего измерение максимального расстояния, которое преодолевает за это время человек. Установлено, что между длиной дистанции и потреблением кислорода существует взаимоотношения (взаимозависимость).

Дистанция бега (км)

Время бега (мин)

Оценка

ЧСС уд/мин

МПК

1/мин*кг

1,6-1,9

неудовлет.

135

25,0-33,7

2,0-2,4

12 мин

удовлет.

140

33,8-42,5

2,5-2,7

хорошо

145

42,6-51,5

2,8-более

отлично

150

51,6-более

Возраст

МПК

ЧСС

Оценка

30 31-40 41-50 51 — более

33,0 43,0 52,0 30,0 39,0 48,0 27,0 35,0 45,0 25,0 32,0 43,0

150 140 135 130

удов. хор. отл. удов. хор. отл. удов. хор. отл. удов. хор. отл.

ЧСС измеряется за 10 сек х 6, за 15 сек х 4 С ростом физического состояния все показатели работоспособности заметно возрастают, значительно расширяется объем функциональных резервов.

Методы повышения физической работоспособности.

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

  • Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

  • Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с оттягивающими, сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

  • Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления — физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Умственная работоспособность не постоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период врабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение умственной работоспособности может повторяться дважды в день. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную — в ночное время.

Умственная работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление. Что же такое утомление ?

Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость — сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения.

Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь:

  1. Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение;

  2. Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения.

  3. Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения.

  1. Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение.

Медицинские работники. Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи.

В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т.к. они постоянно воспринимают новую и в большом количестве информацию. Им присуще — ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление — это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга -“корковая мозаика” — причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма — основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: — перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение- это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил. может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность — это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон. ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

  • растет частота пульса;

  • нарастает кровяное артериальное давление;

  • ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.

При тяжелой степени перетренированности занятия спортом немедленно прекращаются на 2-3 недели. Причиной перетренированности являются не только чрезмерные, но и частые однообразные тренировки, а также нарушения тренировочного режима.

Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания могут приводить к различным заболеваниям. Во многом патологические нарушения возникают в результате снижения иммунобиологической активности. В состоянии высокой спортивной форме спортсмен чаще простуживается, легче заболевает гриппом, ангинами и т.п. Очевидно, высокая тренированность, связанная с использованием больших нагрузок, и психическое напряжение перед ответственными соревнованиями, снижают иммунобиологическую реактивность, что ведет к снижению сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

Подобные расстройства снижают работоспособность, а это вызывает чувство недовольства собой, что еще больше усиливает эмоциональное напряжение, что приводит к нарушениям функций сердечно-сосудистой системы — гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, атеросклерозу.

Творческий умственный труд протекает на фоне положительных эмоций.

Исполнительный умственный труд. которым заняты диспетчеры, операторы, чаще всего сопровождается отрицательными эмоциями (причина -аварийные ситуации, разлад в работе и др.).

При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях сердце поражается прежде всего.

Под влиянием адреналина учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к сердцу питательных веществ и кислорода ограничивается.

Отметим, что при любой умственной работе, какой бы сложной она не была, не происходит повышения уровня сахара в крови, но зато уменьшается количество лейкоцитов в крови.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности.

В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающие под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности

Напряженная умственная работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц. не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работе.

Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов — усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление. затормаживаются функции пищеварительных органов.

Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека — внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания -физкультурные паузы — т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, справится с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к студентам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание растренированности организма и роста нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсификации производства приводит к преждевременной утомляемости в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности.

Чтобы избежать этого, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни систематически пользоваться средствами физической культуры.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из головного мозга, что вызывает головную боль и снижения работоспособности.

Внешние признаки утомления.

Объект

УТОМЛЕНИЕ

Наблюдения

незначительное

значительное

резкое

При физическом труде

Окраска кожи

незначительное покраснение

значительное покраснение

Резкое покраснение, бледность, синюшность

Потливость

незначительная влажность на лбу и щеках

значительная (выше пояса)

Особо резкая, выступление солей

Дыхание

учащенное

(30 дых. в мин)

учащенное. Периодические дыхание через рот

Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи

Движения

уверенные и точные

неуверенные, нарушения ритма

Замедлены, дрожание конечностей

Внимание

безошибочное выполнение указаний и правил

ошибки в работе. Отклонение от правил

Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия

Самочувствие

отсутствие жалоб

жалобы на усталость

Жалобы на головную боль, слабость

При умственном труде

Внимание

Резкие отвлечения

рассеянное, частое отвлечение

Ослабленная реакция

Поза

непостоянная, потягивание ног и туловища

частая смена поз повороты головы

Стремление положить голову на стол

Движение

точные

неуверенные, замедленные

Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется

Интерес к новому материалу

живой интерес, много вопросов

слабый интерес, много вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Невысокая эффективность учебной деятельности студентов связана с тем. что занятия проходят при ограничении привычной для человека двигательной активности. Обнаружено, что после 6-ти часов учебных занятий у студентов наблюдается снижение уровня физических качеств, что отрицательно оказывается на их работоспособности.

В течение трудового дня, раньше или позже, начинает развиваться утомление, которое ограничивает эффективность и продолжительность работы.

Какова работоспособность человека в течении дня, суток, недели?

Работоспособность человека на протяжении трудового дня непостоянна. Вначале она низкая (период врабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (период устойчивой работоспособности), после чего снижается (период некомпенсированного утомления).

Такое изменение работоспособности человека может повторяться дважды в день: до обеденного перерыва и после него.

Работоспособность в значительной мере зависит от времени суток. Суточный ритм физиологических функций определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневные часы и пониженную в ночное время. Поэтому работоспособность утром высокая, т.к. в это время суток кора и подкорка наиболее возбуждены.

Работа в вечернее и ночное время совпадает с понижением уровня возбуждения и развитием торможения в коре большого мозга и ниже лежащих отделах. В этих условиях мозг несет двойную нагрузку и преодоление естественной потребности в ночном отдыхе. Работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг – высокая работоспособность, а развивающееся утомление – на пятницу и субботу.

Двигательная деятельность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2016; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2016; проверки требуют 5 правок.

Двигательная деятельность — совокупность двигательных актов.

Двигательная активность человека — одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка.

Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи), состоящий из движений (бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз.

Отдельное двигательное действие (например,приседание) — основной элемент физического упражнения. Это процесс многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия — прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий — подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.

В качестве физических упражнений используются различные по сложности, двигательному составу и структуре движения и двигательные действия:

  • простые движения и их сочетания (аналитические). Составляют основу упражнений, избирательно направленных на воспитание различных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), на обучение сложным двигательным действиям, а также воздействующих на организм в целях развития, поддержания и восстановления его функций. В качестве физических упражнений широко используются также целостные естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т. д.)
  • другие действия, имеющие прикладное значение для жизни, спорта и военной подготовки.

Двигательная деятельность может быть направлена на:

  • защиту организма
  • поиски пищи
  • (у человека) — двигательные акты, связанные с бытовой, трудовой, спортивной деятельностью и пр.

Количественные[править | править код]

Предусматривает изучение пространственно-временных характеристик

  • объём движений
  • число движений
  • количество повторений

Качественные[править | править код]

Функциональные изменениях в организме:

  • энергетические затраты, связанные с выполнением того или иного двигательного действия и двигательной деятельности вообще

Важность и практическая ценность изучения соревновательной и тренировочной двигательной деятельности:

  • выработка более конкретных требований к построению тренировочного процесса
  • разработка модельных характеристик спортсменов
  • тесты по оценке отдельных сторон подготовленности спортсменов
  • моделирование в тренировке условий соревнования
  • и др.

Уровни активности

Классификация необходима для определения уровня активности пациента и подбора комплектующих для протезирования.


MOBIS 1

Уровень двигательной активности — НИЗКИЙ

Возможность передвижения в ограниченном пространстве: пациент передвигается на короткие расстояния в пределах квартиры или дома с помощью дополнительных средств опоры (ходунки, костыли и т.д.) или с помощью посторонних лиц. Надевание и управление протезом затруднено;


MOBIS 2

Уровень двигательной активности — СРЕДНИЙ

Ограниченные возможности передвижения во внешнем мире: пациент передвигается с помощью протеза по ровной поверхности, без дополнительных средств опоры. Продолжительность и дальность ходьбы умеренно ограничены. Пациент может самостоятельно надевать протез. Управление протезом среднее.


MOBIS 3

Уровень двигательной активности — ПОВЫШЕННЫЙ

Неограниченные возможности передвижения во внешнем мире: пациент может передвигаться на протезе с различной скоростью, без затруднений преодолевая любые препятствия. Он в состоянии выполнять значительные физические нагрузки, связанные с нахождением на ногах, для выполнения бытовых или производственных задач. Продолжительность и дальность ходьбы пациента, в сравнении со здоровыми людьми, ограничена незначительно.


MOBIS 4

Уровень двигательной активности — ВЫСОКИЙ

Неограниченные возможности передвижения во внешнем мире с повышенными требованиями к протезированию: пациент уверенно передвигается с помощью протеза. Продолжительность и дальность ходьбы не ограничены. Отличное управлении протезом. Вследствие активной эксплуатации протеза и повышенных функциональных потребностей, повышаются требования к конструкции протеза (повышенная надежность узлов и их динамическая активность, надежное крепление протеза и увеличенные амортизационные функции).

Объем двигательной активности

Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность».

Исследования показывают, что суммарная двигательная активность студентов в период учебных занятий составляет 56–65%, а во время экзаменов и того меньше – 39–46% от уровня, когда студенты на каникулах. Именно уровень физической нагрузки во время каникул отражает естественную потребность молодых людей в движениях.

Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.

Рядом отечественных и зарубежных авторов научно обоснована норма двигательной активности современного человека – 10–14 тысяч шагов в день, примерно 7–10 км. До такой нормы не дотягивает даже половина горожан. Немало людей, кто отождествляет с физической работой служебную суету по кабинетам, аудиториям, коридорам учреждений, учебных заведений, передряги на городском транспорте, хождение по магазинам. Такие нагрузки создают ощущение большой усталости психической, но не физической. Измерения показывают, то субъективная оценка преодоленного за день маршрута почти вдвое превышает реальную. Эквивалентом ходьбы могут быть другие двигательные действия.

Средства повышения двигательной активности

К основным средствам устранения дефицита мышечной деятельности людей умственного труда относятся физические упражнения. Они приводят в действие естественные резервы человека, создавая и поддерживая основу высокой работоспособности, возможность к длительному напряжению наиболее сложных функций нервной системы. Для создания оптимального эффекта занятий физическими упражнениями необходимо учитывать следующие факторы:

· индивидуальные особенности занимающихся: возраст, пол, состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и др. поскольку одно и то же упражнение в зависимости от индивидуальных особенностей вызывает разный эффект;

· особенность самих физических упражнений – сложность, новизну, эмоциональность и т.д., а также отношений к ним занимающихся;

· особенности внешних условий – метеорологические, местности для занятий, качество оборудования и инвентаря, гигиенические условия.

Для повышения двигательной активности работников умственного труда используются в основном две группы физических упражнений:

I) упражнения общего воздействия;

2) упражнения направленного воздействия.

Физические упражнения общего воздействия

Для людей, связанных с малоподвижным трудом, небольшими физическими нагрузками, особый интерес представляют упражнения, совершенствующие ССС и дыхательную систему, увеличивающие общую выносливость и т.д. Этой задаче в наибольшей степени отвечают упражнения умеренной интенсивности, но достаточной продолжительности. Такую дозированную работу могут обеспечить ходьба, бег, плавание, лыжи, гребля, спортивные игры, велосипед и др. Подобные упражнения являются также действенным средством психологической разгрузки, снятия умственного напряжения. Выбор зависит от условий занятий, интереса возможностей занимающихся и с учетом того, что используемые упражнения должны обеспечить упражняемость всех мышечных групп. Более того, упражнения общего воздействия позволяют оказывать разнообразное развивающее и тренирующее воздействие на защитные аппараты мозга. Например, бег, вызывающий при каждом шаге легкое сотрясение головы, ходьба на лыжах, сопровождающаяся размашистым покачиванием туловища и головы, а также другие видя напряжения в определенной степени тренируют амортизирующие устройства мозга. С такой же целью хорошо использовать маятникообразные упражнения, когда при качании туловища под действием сил мозг будет стремиться переместиться к одной из сторон черепа. Упражнения, при выполнении которых усиливаются раздражение вестибулярного аппарата (кувырки, перевороты. кружения, вальсирования и др.) способствуют расширению сосудов мозга, а после их выполнения сосуды возвращаются к исходному положению.

Формы занятий физическими упражнениями, тренировок очень разнообразны. Чаще всего это самостоятельные групповые (игры, походы) или индивидуальные (бег, плавание) занятия. На самостоятельных занятиях нагрузка дозируется естественно – редко когда человек совсем не ощущает меры нагрузки. На коллективных занятиях иногда подводит эмоциональная увлеченность.

Оздоровительная ходьба является наиболее доступным начальным этапом самостоятельных занятий людей при наличии противопоказаний к бегу. При ходьбе нагрузка на ноги в два раза меньше, чем при беге. При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного) этапа тренировки на выносливость у начинающих с низкими функциональными возможностями. По мере роста тренированности ходьба сменяется беговой тренировкой.

Тренирующий эффект оздоровительной ходьбы зависит от скорости и продолжительности передвижения. Медленная ходьба (до 70 шагов в минуту) почти не дает тренирующего эффекта для здоровых людей. Ходьба со скоростью 70–90 шагов в минуту обеспечивает незначительное повышение тренированности для слабо подготовленных людей. Темп 90–100 шагов в минуту оказывает значительный тренировочный эффект. Чтобы узнать среднюю длину своего шага, нужно пройти 10 метров обычным шагом, а затем разделить 1000 см на число шагов.

При скорости ходьбы до 6,5 км/час, т.е. 110–130 шагов в минуту, ее интенсивность может достигать зоны тренировочного эффекта с частотой пульса 120–130 уд/мин. В таком режиме за один час ходьбы расходуется 300–400 ккал в зависимости от массы тела. Например, человек с массой. тела 70 кг при прохождении 1 км расходует около 50 ккал. При скорости ходьбы 6 км/час суммарный расход составит 300 ккал. Ежедневные часовые занятия дают суммарный расход энергии за неделю около 2000 ккал, что обеспечивает минимальный (пороговый) тренировочный эффект для компенсации дефицита энерготрат и роста функциональных возможностей.

Однако такой тренировочный эффект возможен у неподготовленных людей. У более подготовленных оздоровительный эффект ходьбы снижается, т.к. с ростом тренированности интенсивность такой нагрузки становится ниже пороговой. Увеличение же скорости ходьбы более 6,5 км/час затруднительно, ибо сопровождается непропорциональным ростом энерготрат. При передвижении со скоростью 7 км/час более медленно бежать легче, чем быстро идти.

Оздоровительный бег более интенсивное упражнение, чем ходьба и его можно дозировать по расходу энергии, скорости передвижения, расстоянию и т.д. Так, при скорости бега 10 км/час, т.е. трусцой, энергозатраты составляют 10,5 ккал/мин или 630 ккал/час; при скорости 15 км/час – 21 ккал/мин или 1260 ккал/час, что составляет более полвины суточной затраты энергии человека, занятого умственным трудом.

Некоторые любители бега предлагают свои методики определения нагрузки: – «Начинайте бег, дыша через нос. Наращивайте постепенно скорость, как только она заставит вас раскрыть рот для дыхания, это и будет оптимальный для данного занятия темп. На очередном занятии темп бега может оказаться иным».

Наиболее распространенные рекомендации для занятий бегом сводятся к следующему:

· продолжительность одного занятия 30–40 мин, в том числе 10 мин на разминку и 20–30 мин бега;

· постоянно иметь в виду, что нужно тренироваться, но не перетренироваться;

· темп бега немного быстрее ходьбы. Начинать заниматься бегом с короткой дистанции (50–100 м) и постепенно ее увеличивать. Продолжать бег пока не станет трудно дышать, затем перейти на ходьбу, пока дыхание не восстановится. Повторить такое чередование бега и ходьбы, пока не будет преодолено 3–5 км. На последующих занятиях увеличивать пробегаемые отрезки дистанции и сокращать те, которые преодолеваются ходьбой.

· пользоваться пригнанными к ногам спортивными туфлями с толстой и умеренно мягкой подошвой остальная одежда – по погоде.

· при беге держаться прямо, руками двигать свободно, ноги ставить на всю ступню с последующим перекатом с пятки на носок.

Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение, позволяет успешно бороться с неврастенией и бессонницей – болезнями XX века. Успокаивающее влияние бега усиливается действием гормонов гипофиза (эндорфинов), которые выделяются в кровь при работе на выносливость. При интенсивной тренировке их содержание в крови возрастает в 5 раз по сравнению с покоем и удерживается в повышенной концентрации в течение нескольких часов. Эндорфины вызывают состояние своеобразной эйфории, ощущение беспричинной радости, физического и психического благополучия, подавляют чувство голода и боли, в результате чего резко повышается настроение. Такое состояние испытывают большинство любителей бега после пробегания за тренировку 5 км. Психологи считают, что любители оздоровительного бега становятся более общительны, контактны, доброжелательны, имеют более высокую самооценку в своих силах и возможностях.

Ходьба на лыжах улучшает деятельность всего мышечного аппарата ССС и дыхательной системы. Чистый воздух, равномерно повторяющиеся движения различных частей тела успокаивающе действуют на нервную систему. Дозировать нагрузку можно, ориентируясь на общее время ходьбы и ЧСС. Скорость же передвижения часто зависит от погодных условий, состояния снежного покрова, рельефа местности. Двигаясь с небольшой приятной для себя скоростью, можно преодолевать от 5 до 20 км.

Плавание вовлекает в работу все мышечные группы, а горизонтальное положение тела, обтекание воды создают облегчение условия для работы сердца, улучшают венозное кровообращение. Общая нагрузка меньше, чем при беге или ходьбе на лыжах. Для достижения необходимого эффекта занятий плаванием необходимо развивать сравнительно большую скорость, при которой ЧСС достигала бы тренирующего режима, т.е. не менее 130 уд/мин.

Энергетическое обеспечение мышечной деятельности при плавании отличается рядом особенностей. Уже само пребывание в воде (без выполнения каких-либо движений) вызывает увеличение расхода энергии на 50% по сравнению с уровнем покоя, а поддержание тела в воде требует увеличение расхода энергии уже в 2–3 раза больше, поскольку теплопроводность воды в 25 раз больше, чем воздуха. Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции в плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью. В связи с этим плавание является хорошим средством нормализации массы тела при условии регулярности нагрузки, т.е. не менее 30 минут три раза в неделю.

Гимнастика позволяет целенаправленно воздействовать на определенные мышечные группы нуждающиеся в нагрузке.

Оздоровительная гимнастика позволяет людям, ведущим малоподвижный образ жизни укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах. Общеразвивающие упражнения, проводимые в увеличенном объеме, могут быть самостоятельными средствами повышения двигательной активности. Для занятий используются различные формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, физкультпаузы, индивидуальное выполнение целенаправленных комплексов.

Атлетическая гимнастика – это те же гимнастические упражнения, выполняемые с отягощениями. Целесообразное дозирование веса отягощений позволяет регулировать нагрузку при сохранении разумного предела повторений упражнений. Рекомендуется работа с отягощениями не более 50% от максимального веса, а подъем тяжестей осуществлять в фазе вдоха, что автоматически исключает задержку дыхания и нивелирует отрицательное действие натуживания. Во время натуживания в результате снижения притока крови к сердцу и сердечного выброса резко падает систолическое и повышается диастолическое давление. Сразу же после окончания упражнения, вследствие активного кровенаполнения желудочков сердца, систолическое давление поднимается до 180 мм. рт. ст. и более, а диастолическое резко падает. Поэтому атлетические упражнения необходимо сочетать с упражнениями, способствующими повышению аэробных возможностей и общей выносливости (бегом, играми и др.).

Ритмическая гимнастика (аэробика) характеризуется тем, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм: беговые и прыжковые упражнения влияют преимущественно на ССС, наклоны и приседания – на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения – на ЦНС. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые – выносливость, танцевальные – пластичность и т.д. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.

В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой (аэробикой) могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Оздоровительный эффект занятий можно достигнуть, если выбранный темп движений и серии упражнений осуществляются таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер с ЧСС в пределах 130–160 уд/мин.

Для повышения двигательной активности, психологической разгрузки, снятия умственного напряжения широко используются велосипедные проулки, гребля, катание на коньках, спортивные игры и т.д. Чтобы обеспечить разностороннее влияние на организм, исключить монотонность занятий и адаптацию к привычной физической нагрузке в течение многих тренировок целесообразно временное переключение с одного вида упражнений на другой или использовать их сочетание. Но в любом случае, по Н.М. Амосову, «20 минут в день удерживать пульс на отметке 120 уд/мин. Лучше 40. Каким образом вы получите это ускорение не столь важно».

Характеристики двигательной активности и ее значение в жизнедеятельности человека

Если человек ведет здоровый образ жизни, то он наверняка знает, что высокая двигательная активность является неотъемлемой частью здоровья.

Во время технологий и машин мы все чаще забываем, что движение является панацеей от многих заболеваний, поэтому рассмотрим подробнее двигательную активность и ее значение для здоровья человека.

Что это?

Двигательная активность является совокупностью движений, которые выполняются в процессах жизнедеятельности человека. Можно также сказать, что это неотъемлемая часть образа жизни людей, которая зависит от социально-экономических и культурных факторов, а также физического воспитания, функциональных особенностей организма.

На двигательную активность также влияет количество свободного времени, мотивация, доступность мест и сооружений для осуществления физических нагрузок.

Двигательная активность является двигательными действиями, которые являются целенаправленными двигательными актами, которые состоят из движений бессознательных, не целесообразных механических перемещений тела или его частей.

Двигательная деятельность — это часть физических упражнений, которые бывают разными по сложности, структуре движения, двигательному составу и двигательному действию.

Выделяют:

  • Совокупность простых движений и их сочетаний, которые называются аналитическими. Они являются основой упражнений, которые избирательно направленные на то, чтобы воспитывать различные двигательные способности.
  • Силовые и скоростные — они воздействуют на организм как развивающие, поддерживающие и восстанавливающие факторы.
  • Естественные движения, такие как бег, ходьба, метание, прыжки, плавание.
Двигательная деятельность направляется на то, чтобы:
  • защитить организм;
  • заниматься трудовой, бытовой и спортивной деятельностью.

Количественные и качественные характеристики

Количественные характеристики состоят из:

  • объема движений;
  • числа движений;
  • количества повторений.
Качественные характеристики состоят из энергетических затрат, которые связаны с выполнением двигательного действия и деятельности. Важно! Мышечная нагрузка очень важна для предотвращения заболеваний суставов, а также является профилактикой раннего старения.

Действие на организм

Мышечная нагрузка, которая происходит в качестве двигательной активности, позволяет снять усталость, нервное напряжение, повысить работоспособность и жизненный тонус. Благодаря импульсам, которые поступают со скелетных работающих мышц, происходит стимулирование течения воспалительных процессов, а также функциональной активности органов и систем, что является неотъемлемой частью для того, чтобы сохранить здоровье человека и для профилактики старения организма.

Действие на организм двигательной активности:

  • Тренировка сосудов, улучшение капиллярного и коллатерального кровообращения.
  • Раскрытие и функционирование мельчайших кровеносных сосудов, которые пронизывают скелетные мышцы, а также сердце.
  • Кровь насыщается кислородом и увеличивается емкость сосудов, происходит поступление резервной крови из селезенки и печени.
  • Происходит приток крови, которая богата кислородом, улучшается микроциркуляция, обмен веществ в тканях и клетках организма, стимулируется функция пищеварительных желез, улучшается деятельность кишечника, поджелудочной железы и печени.
  • Двигательная активность способствует расширению кровеносных сосудов, обогащению организма человека кислородом, успокоению возбужденной нервной системы, а в утренние часы пробуждает организм, положительно влияет на психологическое состояние.
  • Люди, которые занимаются физической активностью, являются долгожителями, меньше болеют гипертонией, атеросклерозом и ишемической болезнью сердца.
Вечерняя активность позволит снизить психоэмоциональное напряжение, которое накопилось за день, а также утомление, что способствует лучшему засыпанию и крепкому сну. Важно! Двигательной активностью обязательно должны заниматься больные, которые имеют начальные проявления атеросклероза и гипертонической болезни, также очень важно заниматься физической активностью лицам умственного труда, потому что физические нагрузки являются стимуляцией для работы мозга. Особенно заниматься двигательной активностью важно детям. Физические нагрузки можно начинать с раннего возраста.

Дело в том, что в детстве физические упражнения позволят предупредить развитие хронических заболеваний, диабета, заболеваний сердца, остеопороза, будет способствовать улучшению умственного развития.

Виды двигательной активности

Существуют разные виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние организма. Они отличаются между собой и имеют некоторые особенности, рассмотрим их подробнее.

Ходьба

Ходьба является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека — это сложная координированная деятельность скелетных мышц и конечностей, которая является способом локомоций.

Знаете ли вы? Локомоциями называют перемещение человека в пространстве, которое обусловлено его активными движениями.

Ходьба является самым простым способом двигательной активности. Пешие прогулки очень полезны для организма. При ходьбе работает большая часть мышц человека, благодаря чему стимулируется газообмен в легких, улучшается дыхание и память.

Особенно полезно ходить в утром и вечером, поэтому если у вас есть возможность, то осуществляйте пешие прогулки именно в это время.

Бег

Бег является одним из способов передвижения человека, в отличие от ходьбы он имеет некую «фазу полета». Это происходит благодаря сложной и координированной активности конечностей и скелетных мышц.

Бег в отличие от ходьбы, не не имеет двойной фазы опоры, хотя в обеих случаях задействованы одинаковые функциональные группы мышц.

Знаете ли вы? Первые олимпийские соревнования, которые проводились до нашей эры, состояли именно из бега. В 1210 году до н. э. они были организованы Гераклом.

Бег способствует увеличению порога выносливости, улучшению обмена веществ, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, а также помогает контролировать вес. Бег благотворно влияет на иммунитет человек, повышает тонус кожи, укрепляет мускулатуру ног, улучшает обмен веществ и предотвращает целлюлит, помогает наладить работу нервной и эндокринной системы.

Во время осуществления этого вида движения происходит активация капилляров, что стимулирует резонанс кровотока в сосудах.

Танцы и фитнес

Эти виды двигательной активности представляют собой ритмичные движения, которые выполняются под музыку. Во время таких упражнений работают не только мышцы, но легкие и сердце.

Танцы и фитнес являются длительными по времени и достаточно интенсивными нагрузками, что способствует развитию выносливости, а также является очень эффективным при похудении.

Велосипедные прогулки

Велосипедные прогулки являются очень популярным видом физической активности, влияют на снижение веса человека.

Также во время езды на велосипеде работает большинство мышц, езда на велосипеде позволяет предупредить развитие сердечно-сосудистых заболеваний, болезней легких, опорно-двигательного аппарата.

Во время езды на велосипеде активно работает дыхательная система и кровь обогащается кислородом.

Такая активность помогает ускорить процессы обмена в организме, что способствует похудению и держит организм в тонусе.

Плаванье

Плаванье повышает силу дыхательных мышц, увеличивает их тонус, способствует усилению вентиляции легких и увеличению их жизненного объема.

В результате регулярных занятий плаванием можно укрепить сердце, так как возрастает сила сердечной мышцы.

Занятие плаванием оказывает положительное воздействие на центральную нервную систему, помогает ее укрепить, способствует улучшению кровоснабжения мозга.

Также плавание является эффективным средством закалки, что способствует повышению устойчивости организма к простудным заболеваниям и сопротивляемости инфекциям.

Влияние недостатка движения

Если человек не осуществляет физическую активность, то может происходить атрофия мышц, которая случается в пожилом возрасте.

Также научным путем установлено, что при соблюдении постельного режима в течение 12 дней происходят застойные явления, уменьшается сила сердечного сокращения, замедляется пульс, происходит расстройство обмена веществ, кислородное голодание организма, общая слабость, атрофия некоторых мышц.

Особенно эти симптомы проявляются в период операций и травм, после которых человек обязан соблюдать строгий постельный режим, поэтому докторами назначается лечебная физкультура и двигательная активность. Во время недостатка мышечной активности современного человека, который называют гиподинамией, происходят глубокие изменениями сердечно-сосудистой системы, нарушение кровообращения и обмена веществ, изменение структуры и функции миокарда, развитие атеросклероза аорты и периферических коронарных артерий.

Важно! При возникновении тромбоза у таких людей может случиться смертельный исход, потому что окольные пути кровообращения очень слабо развиты, имеют низкую резервную возможность сердца.

Человек, который привык вести сидячий образ жизни, может получить регенерацию сердечной мышцы, при которой слабеет кровоснабжение миокарда, уменьшаются резервные капилляры, анастомозы и соединяющие артерии.

Другие составляющие здоровья человека

Здоровый образ жизни — это не только двигательная активность, но и другие его составляющие, такие как:

  • сбалансированное питание;
  • режим дня;
  • отказ от вредных привычек;
  • соблюдение правил личной гигиены.
Двигательная деятельность направлена на то, чтобы укрепить здоровье всего организма, предотвратить развитие опасных заболеваний. Важно выбрать подходящий именно вам вид физической нагрузки, выполняя его в соответствии с рекомендациями лечащих врачей или инструкторов.

Современные виды двигательной активности

Физическая активность – неотъемлемая часть здоровой жизни. Виды двигательной активности принято называть физическими упражнениями. Они оказывают благотворное воздействие на все системы организма, улучшая мышечный тонус, настроение и состояние кожи. Что ещё следует знать о физической активности?

Спорт и здоровье

Спорт занимает важное место в жизни каждого человека. Желание давать или не давать телу физические нагрузки здесь не при чём. Для здоровья телу необходимо движение и напряжение. Физическая активность – это первое и важнейшее условие здоровья. Движение сопровождает человека с самого рождения. Новорождённый малыш активно машет ножками и ручками, чтобы размять ноющие мышцы. Как только ребёнок учится ходить, его очень сложно удержать на месте. Сам организм заставляет малыша бегать и прыгать. Это приносит огромное удовольствие всем мышцам.

виды двигательной активности

Современные условия жизни не всегда позволяют человеку уделять достаточно времени своему физическому здоровью. Это очень плохо, ведь здоровье — это главное. Какой бы плотный ни был график работы, необходимо находить время хотя бы для активной разминки. Регулярные, даже небольшие, нагрузки могут существенно улучшить общее состояние здоровья, поднять иммунитет и настроение. Для того чтобы эффективно заниматься, необходимо знать, какие виды двигательной активности подходят вам — именно об этом сегодняшняя статья.

Двигательная активность

Говоря простым и понятным языком, двигательная активность — это комплекс двигательных актов тела, которые совершаются автоматически или с определённой целью. Физические действия, совершаемые с определённой целью, называются тренировками. Стоит заметить, что у животных двигательная активность является основной функцией мышечной системы. Для человека же это важная биологическая потребность. Жизнедеятельность и здоровое функционирование всех систем организма возможны только при определённом уровне активности. Нехватку физической нагрузки можно смело сравнить с кислородным голоданием или недостатком витаминов, поэтому стоит понимать, какая роль отводится спорту. Двигательная активность базируется на элементарном физическом действии — сознательном и направленном акте. Действие состоит из поз и движений.

Двигательная активность человека может быть трех видов. Она бывает регламентированной, частично-регламентируемой и не регламентируемой. Последний вид физической активности означает самопроизвольные двигательные акты, которые не имеют никакого смысла. Он присущ маленьким детям, поскольку их организм просто «просит» физической нагрузки, которая может и не иметь определённой цели. Частично-регламентированная активность совершается с определённым намерением, но конечной целью является не сама нагрузка. Это может быть утренняя гимнастика, подвижные игры, танцы. Регламентированная деятельность – это специально подобранные нагрузки, которые должны определённым образом повлиять на тело человека.

Характеристика двигательной деятельности

Виды двигательной активности, физиология которых может быть очень разной в зависимости от конечной цели человека, могут классифицироваться по некоторым признакам. Они имеют количественные и качественные характеристики. Эти две характеристики считаются первоначальными. Уже из них вытекают все остальные. Количественные характеристики учитывают пространственно-временные показатели. Это число движений, их объём и количество повторов. Качественные характеристики направлены на показ функциональных изменений, происходящих в организме при занятиях физической активностью. К таким показателям относятся энергетические затраты, которые несёт организм при выполнении упражнений или занимаясь физической активностью в целом.

виды двигательной активности благотворно

Соревнования и тренировки представляют собой основную территорию для занятия физической активностью. Их практическая ценность очень велика, при этом эффективность также достигает высших пределов. На соревнованиях у человека происходит выброс адреналина, тело работает на пике своих возможностей. Регулярные и частые соревнования не всегда полезны для организма, а вот более редкие «экстремальные» моменты будут очень полезны и послужат некоей разрядкой. О пользе тренировок можно говорить очень долго. Это действительно эффективный метод работы со своим телом и здоровьем, который направлен на максимизацию пользы от интенсивной физической нагрузки.

Важность и ценность тренировок и соревнований заключается в следующем:

  • выработка конкретных требований к тренировочному процессу;
  • усовершенствование модельных характеристик спортсменов;
  • разработка тестов по оценке отдельных характеристик спортсменов;
  • моделирование тренировочных условий.

Виды двигательной активности

Нагрузка ранжируется по интенсивности. Всего выделяют три степени интенсивности: лёгкую, умеренную и высокую. Перечислите основные виды двигательной активности, которые вы знаете. Не так уж и много, правильно? Как их классифицировать? Вот об этом мы поговорим в следующих абзацах.

Любые виды двигательной активности благотворно сказываются на теле человека, его самочувствии и настроении. Но стоит понимать, что не каждому доступны все нагрузки в силу ряда причин. У человека могут иметься заболевания, которые не допускают интенсивных занятий спортом. В таком случае очень важно разработать собственную программу тренировок, которая будет в достаточной мере нагружать тело, избегая перегрузки. Рассмотрим виды двигательной активности по расходу энергии.

современные виды двигательной активности

Лёгкая нагрузка предполагает затраты энергии не более 2-3 МЕТ. К такой физической активности можно отнести рутинные домашние дела (стирку, глажку, приготовление пищи, уборку, работу за компьютером и т. д.). Также к лёгкой нагрузке можно отнести длительную игру в бадминтон, гольф или танцы.

Умеренная физическая активность предполагает затраты энергии около 4-6 МЕТ. К такой нагрузке можно отнести более активную домашнюю работу (мытьё полов, работа с пылесосом, ремонт). Также сюда относятся ходьба, бег трусцой, катание на коньках и лыжах и т. д.

Высокая нагрузка требует затрат энергии от 7 МЕТ и выше. Она включает в себя следующие виды двигательной активности: греблю, прыжки, занятия на велотренажерах, бег, катание на коньках и лыжах с нагрузкой на сердце. Такие же затраты энергии можно встретить на тренировках спортсменов-профессионалов, при разгрузочных работах, в каменных шахтах.

Признаки двигательной активности

Известно, что правильно подобранные виды двигательной активности благотворно сказываются на организме человека. Но какие признаки есть у всех видов активности, что их объединяет? Итак, выделим основные:

  • виды упражнений;
  • тип занятий упражнениями;
  • форма проведения занятий;
  • социальная направленность.

Согласно этим признакам также выделяют следующие виды двигательной активности:

  1. Физкультурная деятельность.
  2. Спортивная деятельность.
  3. Физкультурно-игровая деятельность.
  4. Спортивно-игровая деятельность.

Современное физическое воспитание использует все вышеперечисленные виды активности, которые мы рассмотрим подробнее.

Физкультурная деятельность – это не спорт, а целенаправленное воздействие на человека. Его целью является гармоничное развитие его природных и духовных сил. Физическая культура является важным условием общей культуры человека. Такая деятельность имеет несколько направлений:

  1. Обучающее-развивающее. Направлено на обучение важным двигательным умениям, развитие всех органов и систем организма. В этом случае используются общеукрепляющие упражнения, которые человек может выполнять самостоятельно.
  2. Спортивно-рекреационное. Направлено на оздоровление всего организма, привитие самостоятельных умений и навыков физической культуры, развитие определённых физических способностей.
  3. Профессионально-ориентированное. Направлено на совершенствование имеющихся физических навыков при помощи специальных программ тренировок.
  4. Корригирующее. Направлено на устранение недостатков в фигуре или строении тела.

Спортивная деятельность характеризуется личностной направленностью человека на развитие в определённом виде спорта. Важным ее преимуществом является то, что она гарантирует развитие не только физических, но и личностных качеств человека. Спортивную деятельность можно характеризовать следующим образом:

  • желание достичь максимального результата в выбранном виде спорта;
  • большие физические нагрузки;
  • осознание общественной важности спортивной деятельности.

Основные виды двигательной активности включают в себя небольшое ответвление – соревновательную деятельность. Она осуществляется на пределе психических и физических возможностей спортсменов с целью установления рекордных достижений.

виды режимов двигательной активности

Спортивно-игровая деятельность направлена на командное достижение значимых результатов. Очень важным моментом является умение работать в команде и действовать согласно продуманному плану. Основные признаки такой деятельности:

  • наличие быстро изменяющихся ситуаций;
  • конфликтность с другими командами;
  • возникновение проблем, которые требуют командного подхода;
  • осознание себя членом целого и неделимого;
  • большое разнообразие чувств, переживаемых в процессе игры.

Физкультурно-игровая деятельность очень похожа на спортивную и спортивно-игровую, но имеется ряд отличий. Они заключаются в характере упражнений. Такая нагрузка весьма эффективна на начальном этапе формирования личностных и физических черт человека, поэтому её часто используют в дошкольном возрасте. Основные признаки такой деятельности заключаются в следующем:

  • наличие имитационных моментов;
  • возможность менять структуру и цель игры для развития творческих способностей;
  • возможен изначальный сюжет игры и распределение ролей;
  • первоначальной целью является разнообразие игрового процесса, а не достижение определённых результатов.

Режимы активности

Виды режимов двигательной активности назначаются в зависимости от разных факторов. Такими факторами служат: возможности пациента к адаптации, клиническое течение болезни, функциональные возможности организма и т. д. Все эти показатели очень важно учитывать, чтобы составить рациональный режим. Виды режимов двигательной активности можно поделить на две основные категории: активный и пассивный.

Активный направлен на стимуляцию и тренировку организма. Как следствие возникают положительные эмоции, здоровый румянец и чувство удовлетворения. Мышечная нагрузка оказывает огромное влияние на общее состояние человека, это давно доказанный и проверенный факт. Активный режим формирует волю и уверенность в себе. Важную роль в нем играет психологическая составляющая, которая направлена на поднятие боевого духа больного, пребывающего в медицинском учреждении. Стоит очень осторожно назначать активный режим, так как больной может быть просто не в состоянии его придерживаться. В результате такое решение может обернуться ещё худшими последствиями. Назначать активный режим следует, исходя из возраста, профессии, состояния больного, стадии заболевания, клинических проявлений, уровня тренированности всего организма и т. д.

виды двигательной активности физиология

Пассивный режим или гиподинамия может отрицательно отразиться на состоянии больного. Стоит понимать, что спокойствие и активные движения не должны противопоставляться друг другу. Каждый вид активности должен быть лишь дополнением к другому виду. Также стоит учитывать, что пассивный режим в любом случае приведёт к некоторому угасанию условно-рефлекторных связей. Важна и психологическая компонента пассивного режима – погружение в себя, негатив, обдумывание болезни и т. д. Ослабший мышечный тонус может значительно замедлить весь процесс выздоровления.

Активность пациентов

Виды двигательной активности пациента делятся на:

  1. Строгий постельный режим.
  2. Постельный режим.
  3. Полупостельный режим.
  4. Общий режим.

Строгий постельный режим назначается при тяжёлых заболеваниях на ранней стадии. Он полностью ограничивает свободу действий больного. Нельзя самостоятельно вставать, садиться и даже поворачиваться на другой бок. Такие виды двигательной активности человека направлены на сохранение энергии, которая должна послужить резервом при борьбе с болезнью.

Постельный режим более разнообразен. Он назначается, когда процесс выздоровления становится явным. Но такой режим позволяет двигательную активность лишь в пределах постели. Все мероприятия по уходу за собой, соблюдению личной гигиены и питанию производятся медработниками.

Полупостельный режим пациента позволяет ходить, садиться, самостоятельно посещать туалет и питаться. Он чаще всего используется при заболеваниях средней и лёгкой тяжести.

виды двигательной активности пациента

Общий режим больного характеризуется тем, что физическая активность не ограничивается вовсе. Взрослый человек может самостоятельно выполнять все необходимые действия, а ребёнок может гулять и играть на улице в сопровождении взрослого человека.

Экстремальные виды двигательной активности

Такие виды активности очень необходимы взрослым и детям. Ведь они направлены на удовлетворение базисных потребностей в риске и смене впечатлений. При этом стоит учитывать, что виды двигательной активности детей должны быть тщательно продуманы. Это необходимо во избежание несчастных случаев. К экстремальным видам активности могут относиться горнолыжный спорт, велоспорт и т. д. Все эти занятия имеют значительную долю риска, даже несмотря на высокий уровень подготовленности человека. Подобные виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние, являются просто незаменимым психологическим расслаблением. Переходя на более глобальный уровень, можно говорить о том, что такие нагрузки способны значительно уменьшить процент негативных и преступных явлений в обществе.

Расход энергии

Любые виды двигательной активности рассчитаны на сжигание калорий и подразумевают расход определённого количества энергии. Даже в условиях полного покоя организм всё равно тратит калории. Они расходуются на внутренние процессы: биение сердца, переваривание пищи, движение крови по сосудам и т. д. Все системы организма расходуют большое количество энергии на обеспечение своей жизнедеятельности. Основной обменный процесс происходит после сна натощак и при температуре 15-20 градусов. Расход энергии может колебаться в зависимости от внутреннего состояния организма и наличия болезней. Если работа определённой железы или органа нарушается, то организму требуется больше энергии для того, чтобы наладить работу.

виды двигательной активности принято называть

По количеству расходуемой энергии, исходя из профессиональной деятельности, людей можно поделить на 6 категорий:

  • 1 группа — это люди, ведущие сидячий образ жизни, чаще всего это офисные работники. Они тратят в день 2200-2500 калорий.
  • 2 группа – это люди, которые имеют нормальную мышечную нагрузку, но работают сидя. Сюда относятся ювелиры, регистраторы и учителя. Они тратят в день 2600-2900 калорий.
  • 3 группа — это люди, которые имеют мышечную нагрузку, но она совсем незначительна. К этой группе можно отнести врачей, официантов и почтальонов. Их трата энергии равна 3000-3100 калориям.
  • 4 группа – люди с напряженной мышечной работой (тренеры, дирижеры, слесари). Их затраты энергии равны 3500-3700 калориям.
  • 5 группа – те, кто занимается тяжёлый физическим трудом (работники цеха, профессиональные спортсмены). При этом тратится около 4100 калорий.
  • 6 группа – очень тяжелый труд (шахтеры, каменщики). Затраты энергии в таком случае равны 5100 калориям, но этот порог может превышаться.

Несмотря на всеобщее заблуждение умственная работа забирает совсем немного энергии, поэтому стоит разумно строить свой рацион.

Активность детей

Современные виды двигательной активности позволяют выбрать наиболее подходящий спорт для ребёнка. Нагрузка для растущего организма является важным и незаменимым фактором гармоничного роста и развития. В современном обществе имеет место быть тенденция ухудшения детского здоровья. Одной из основных причин такого положения вещей является недостаток физической активности. Несмотря на то что современные виды двигательной активности очень разнообразны и интересны, дети предпочитают компьютерные игры и развлечения в интернете.

Для того чтобы совершенствовать двигательный режим детей, очень важно изучать отдельные индивидуальные особенности в разных видах активности. Такой подход поддерживали учёные А. Н. Леонтьев, А. П. Усова и А. В. Запорожец. Только индивидуальный дифференцированный подход способен привить ребёнку заботу о своём здоровье с самых ранних лет.

Очень важно приучать детей к активным играм, подвижному времяпровождению, физкультуре и закаливающим процедурам. Если уделять этому должное внимание с раннего возраста, то ребёнок будет воспринимать подобные мероприятия как нечто само собой разумеющееся.

32.Двигательные качества и основные виды движения у детей. Показатели дви­гательной активности школьников.

» процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные (нижсния, объем которых определяется биологическими особенное- I ими организма, а их реализация зависит от социальных факторов.

Суммарная величина разнообразных движении за определенный промежуток времени (час, сутки) называется двигательной активностью оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естестненную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).

Суточная двигательная активность — это сумма движений, выполня­емых ребенком в процессе жизнедеятельности: активность в процессе физического воспитания;

физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

спонтанная физическая активность в свободное время. Она может быть измерена и оценена на протяжении суток по продолжительности динамического компонента и отдельных видов деятельности коли­честву локомоций (шагов), величине энерготрат и изменениям ЧСС.

Двигательная активность является важнейшим компонентом здо­рового образа жизни и поведения детей и подростков. Она зависит от социально-экономических условий жизни общества, его ценностных ориентиров, организации физического воспитания, индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности, телосложения и функ­циональных возможностей растущего организма, количества свобод­ного времени и характера его использования, доступности спортив­ных сооружений и мест отдыха для детей и подростков.

Привычной считается такая активность, которая устойчиво прояв­ляется в процессе жизнедеятельности. Уровень привычной двигатель­ной активности может % соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, спо­собствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Такое несоответствие часто встречается у детей школьного возраста и приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья детей и подростков.

Уровень привычной двигательной активности детей и подростков определяется биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол.

Среднесуточная активность с возрастом увеличивается. У девочек в возрасте 8—9 лет двигательная активность практически не отлича­ется от аналогичной величины у мальчиков. Однако с увеличением

возраста различия двигательной активности в зависимости от пола становятся существенными (у девочек меньше).

Двигательная активность наименьшая — у детей, не занимающихся спортом или другими видами физической культуры. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.

Дефицит движении (гипокинезия) вызывает многообразные морфо- функпиональные изменения в организме — от адаптации к низкому уровню двигательной активности до более глубоких изменений (пред патологи чес кие и патологические состояния): развития асте­нического синдрома, снижения функциональных возможностей и нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата и вегета­тивных функций.

Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) встречается гораздо реже и распространяется в связи с ранней спортивной специ­ализацией. При этом могут наблюдаться истощение симпатико-адре- наловой системы, дефицит белка и снижение иммунитета.

Важными социальными факторами, формирующими привычную двигательную активность, являются организация массовых спор­тивных соревнований и создание благоприятных условий для регу­лярных тренировочных занятий различными видами спорта. Образ жизни семьи, ее двигательный режим также существенно влияют на формирование у детей осознанной потребности в активной двига­тельной деятельности.

На двигательную активность детей заметное влияние оказывают неблагоприятные климатические условия и сезоны года. В зимний период наблюдается наименьшая активность как у мальчиков, так и у девочек.

В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологи­ческой потребности школьника в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учашихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной актив­ности достигается при участии школьников в комплексе мероприя­тий дня каждой школы, в частности при проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продленного дня, уроков физ­культуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных сорев­нований и «дней здоровья», самостоятельных занятий физкультурой (табл. 4.1,4.2).угольная активность и гигиена физического воспитания детей

Общешкольные мероприятия

участие в соревно­ваниях в учебном году, разы

Самостоятель­ные занятия физкультурой, не менее (мин)178 Глава4

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для млад­ших школьников необходимо включать предметы двигателъно-активногохарактера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Возрастные нормы двигательной активности учитывают общие закономерности процесса роста и развития, нелинейность изменения кинезофилии (биологической потребности организма в движениях) с возрастом и дают допуск возможных колебаний с установлением ниж­ней (минимально необходимой величины) и верхней (максимально допустимой величины) границ.

Наиболее доступной в практических целях является возрастная норма суточных локомоций (число шагов за 24 ч).

Массовые обследования здоровых детей с нормальным морфофунк- циональным развитием, находящихся в благоприятных условиях окружающей среды и имеющих рациональное физическое воспитание и режим дня, позволили А.Г. Сухареву (1991) обосновать гигиеничес­кий норматив суточных локомоций для детей и подростков разного возраста и пола.

В подростковом возрасте довольно часто наблюдаются уменьше­ние числа локомоций и увеличение числа движений, выполняемых в положении сидя или стоя, но сопровождающихся значительными энерготратами. Такие движение встречаются при профессиональном обучении, трудовой деятельности и занятиях некоторыми видами спорта (тяжелая атлетика, гимнастика, парусный спорт и т.д.) и могут идти в зачет суммарных локомоций подростка.

В сенситивные периоды развития физических качеств и психо­моторных функций необходимо отдавать предпочтение целенаправ­ленным физическим упражнениям. Если сенситивный период по какой-либо причине «пропущен», последствия обычно бывают необ­ратимыми. Утраченное время и возможности в дальнейшем не удается компенсировать: ребенок, не умеющий плавать и не обладающий ловкостью, став взрослым, не может успешно овладеть указанными двигательными навыками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *