Новое рождение как стиль: «новое рождение» как стиль, 9 букв – «новое рождение» как стиль 9 букв, сканворд

Содержание

4 этапа рождения нового стиля

4 этапа рождения нового стиля, фото № 1

Как выделить свой магазин из тысяч других на Ярмарке Мастеров?
Как сделать его узнаваемым и легко запоминающимся для покупателей?

Эти вопросы рано или поздно встают перед большинством мастеров Ярмарки Мастеров.

Решить их позволяет собственный фирменный стиль.

Наверное, уже в этом месте публикации многие возмутятся:
«Фирменный стиль? Что это? И зачем все эти маркетинговые сложности простому хендмейкеру?»

И все-таки он нужен.

В первую очередь для того, чтобы с первого взгляда на визитку/аватарку/баннер/рекламу мы подумали: «А, это Маша, которая сделала тот классный фотоальбом с ромашками», а не «Наверное, это кто-то из мастеров скрапбукинга», а то и вовсе не поняли бы, чем мастер занимается.

Второй момент: магазин, сделанный в определенном, своеобразном стиле, а уж тем более с логотипом, кажется посетителям более солидным, фирменным, а мастер более профессиональным.

Сразу оговорюсь, на мой взгляд, своеобразный, не похожий на других логотип, шрифт названия, цветовая схема, даже не относящаяся к сфере деятельности мастера, запомнится лучше, чем очередной баннер кофейного оттенка с кружевами и фотографией на аватарке. Запомнятся хотя бы потому, что больше половины всех баннеров магазинов на Ярмарке бежевато-коричневых тонов, а на лица у многих людей память плохая.

Действительно, из огромного количества мастеров, чьи аватарки я постоянно вижу на Ярмарке Мастеров, бегло посмотрев, я узнаю лишь 5-6 мастеров, чтобы вспомнить остальных, нужно приглядеться к подписи под аватаркой.

В то же время мы отличаем Мегафон от Билайна, Samsung от Apple мгновенно, вне зависимости от размеров их логотипов, узнаем их, несмотря на то, что Билайн не занимается пчелами и медом, а Apple не торгует яблоками.

Конечно, говорить о разработке серьезного бренда в рамках Ярмарки Мастеров, и уж тем более сравнивать рукодельниц с промышленными гигантами было бы смешно.

Но кое-что можно сделать и самим.

Для начала определимся с понятиями.

Фирменный стиль — это набор цветовых, графических, словесных и прочих постоянных элементов, позволяющих с первой секунды узнать компанию или бренд. Это единый подход к оформлению, цветовым сочетаниям, образам в рекламе, деловых бумагах, технической и деловой документации, упаковке продукции и прочее.

Говоря языком Ярмарки Мастеров, в состав фирменного стиля входят:

— аватарка;

— баннер;

— визитки и этикетки;

— упаковка;

— оформление публикаций и мастер-классов в Журнале и блоге;

— цветовая гамма;

— «фирменный» шрифт.

А теперь давайте попробуем сформировать простенький стиль для мастера Ярмарки Мастеров.

Сделаем это на примере гипотетического магазинчика.

1. Озвученная идея.

Первое, что мы должны сделать, это тщательно продумать и озвучить (проговорить, написать), чем наш магазин действительно отличается от других и какую идею мы хотим донести обликом нашего магазина до окружающих.

Предположим, в нашем гипотетическом магазине — роспись на разных материалах, сделанная в нестандартных техниках, в том числе светящимися красками. В таком случае стиль магазина должен быть молодежным, легким, нестандартным, ярким.

2. «Креатив».

Идея ясна, теперь нужно придумать, как ее реализовать. На этом этапе набрасываем все приходящие в голову варианты, цвета, рисунки…

Мне захотелось обойтись без логотипа, воплотив идею необычности росписи в нестандартной форме самого баннера. И понеслось. Что только я с бедным баннером не делала! К сожалению, промежуточные макеты не сохранились.

Впрочем, ни один из вариантов мне не нравился. Наконец, я решилась нарисовать на листке бумаге не выходивший у меня из головы образ, и сразу же перенесла его в электронный вид.

4 этапа рождения нового стиля, фото № 2

Это буква Z и вписанная в нее буква L.
Собственно, это нестандартная аббревиатура названия нашего гипотетического магазина LZ — «Лучшие задумки».

Так появилась «печка», от которой я уже стала плясать.

3. Техническое воплощение.

Теперь нам нужно подобрать цветовую гамму, шрифт, разработать четкий логотип и так далее.

На что стоит обратить внимание?

Во-первых, все элементы стиля должны выступать единым фронтом, образовывать общую картинку.

Во-вторых, стиль должен быть узнаваемым и отличаться от остальных

В-третьих, необходимо продумать функциональность: насколько легко читается шрифт, как смотрится шрифт/логотип в черно-белом варианте, сможем ли мы нарисовать логотип от руки, сможем ли разместить его на изделии, сделать с ним штампик, нарисовать на упаковке?

Сначала я подобрала под нашу ИZюминку подходящий шрифт.

4 этапа рождения нового стиля, фото № 3

Шрифт нашелся легкий, нестандартный, молодежный. ИZюминка смотрится в нем как родная, не правда ли?)

Затем подобрала цветовую гамму.

4 этапа рождения нового стиля, фото № 4

Цвет яркий, но не ядовитый, и довольно-таки модный.

В итоге получился такой баннер:

4 этапа рождения нового стиля, фото № 5

И, соответственно, аватарка

4 этапа рождения нового стиля, фото № 6

ИZюминка хорошо видна и в цветном и в черно-белом варианте.

4 этапа рождения нового стиля, фото № 7

А значит, с ней легко сделать и цветные, напечатанные в типографии, и черно-белые, собственноручно распечатанные на домашнем принтере визитки и этикетки.

4. Проверка на «фокус-группе».

Конечно, речь не идет о полномасштабном маркетинговом исследовании. Но вот показать тестовый образец знакомым, друзьям, родственникам, в идеале клиентам, очень даже стоит.

Именно на этом этапе вдруг выясняется много всего интересного.

Например, что знакомые упорно не видят на логотипе солнце, поднимающееся за чайным домиком, или силуэт танцующей пары.

4 этапа рождения нового стиля, фото № 8

А может, получившийся баннер или вывеска несут для них какой-то иной, скрытый от дизайнера смысл

4 этапа рождения нового стиля, фото № 9

Возможно, они и вовсе не смогут прочитать ваш баннер.

4 этапа рождения нового стиля, фото № 10

В таком случае нужно будет вернуться назад, и внести в макет необходимые изменения.

Никогда не пропускайте этот этап разработки макетов и рекламы и вы не выставите себя на посмешище неожиданными ассоциациями.

Итак, чтобы создать свой стиль нужно:

1. Озвучить основную идею, которую вы хотите донести своим стилем.

2. Набросать различные варианты ее реализации.

3. Выбрать самый удачный вариант и проработать его техническое воплощение (цвета, читаемые шрифты, черно-белый вариант, легкость копирования).

4. Показать получившийся макет знакомым.

PS: Казалось бы, все выше перечисленное банально, просто и всем известно. И все же постоянно натыкаешься на почти одинаковые баннеры, названия магазинов и надписи тонким черным рукописным шрифтом по темно-коричневому фону…

4 этапа рождения нового стиля, фото № 11

Как изменился стиль Эммы Стоун

Эволюция стиля одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. 

К 31 году Эмма Стоун добилась немалых высот: за ее плечами работа с самыми успешными актерами и актрисами, съемки в знаковых фильмах, а также статуэтка «Оскар» за фильм «Ла-Ла Ленд» ( е еще две номинации за пару других проектов) и «Золотой глобус». Список фильмов, в которых Эмма приняла участие, уже давно перевалил за три десятка, а последние проекты звезды то и дело попадают в списки лучших за год и в номинанты на Премию Американской академии кинематографических искусств и наук. 

Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 1


Помимо заслуг в кинематографе, Стоун пользуется популярностью и в модной среде. Стилю знаменитости подражают миллионы, а с недавних пор ее и вовсе окрестили современной иконой стиля. Но модой Эмма увлеклась не всегда, да и ее восхождение на fashion-Олимп не проходило без помощи опытного стилиста. В день рождения Эммы Стоун вспоминаем ее самые знаковые появления на красной дорожке и пытаемся проследить, как ее стиль поменялся за последние 10 лет. 

Эмма Стоун прошла долгий путь от неуклюжего подростка в сериале «Superперцы» до новой Одри Хепберн. Именно с этой актрисой сравнили Эмму в 2017-м, когда последняя получила свой первый «Оскар» в платье Givenchy — прямо как Хепберн. Сейчас практически каждый выход Стоун на красную дорожу или любое мероприятие попадает в списки самых лучших. Но так было не всегда. В начале своей карьеры Эмма не сильно заморачивалась по поводу своего внешнего вида. На светскую вечеринку она могла прийти в джинсах и топе, а платье в пол часто заменяли короткие мини ярких цветов. 

Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 2 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 3
Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 4 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 5

Как не раз признавалась сама актриса, она не умеет одеваться. Поэтому новый имидж звезды создавался при помощи команды профессионалов, в числе которых стилист Петра Фланнери. Вместе с ней Эмма и проработала свой новый образ, который теперь узнаваем во всем мире. 

Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 6 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 7

В 2017 году американка подписала контракт с французским домом моды Louis Vuitton. Теперь именно в вещах этого бренда Эмма появляется на всех знаковых мероприятиях, телепередачах и шоу. Надо отметить, такое сотрудничество пошло девушке на пользу: креативный директор марки Николя Гескьер создает эффектные образы специально для Эммы. Именно в его творениях актриса появляется на самых престижных премиях. И конечно, звезда не пропускает ни одного мероприятие Louis Vuitton, где она всегда является почетной гостьей. 

Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 8 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 9
Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 10 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 11

Изящные платья в пол часто сменяются на красной дорожке брючными костюмами, комбинезонами и сетами с нарядными асимметричными топами из блестящей ткани. Эмма не боится ярких принтов и пайеток. А ее огненный цвет волос всегда идеально дополняет образы. Прибавьте к этому макияж в насыщенных оттенках и броский цвет губ, и вы получите формулу модного успеха Эммы Стоун. 

Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 12 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 13 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 14 Как изменился стиль Эммы Стоун за 10 лет: от «Отличницы легкого поведения» до музы Louis Vuitton фото № 15

Источник фотографий: Getty Images

Поделитесь с друзьями и получите бонус

Подпишитесь на рассылку InStyle.ru


Instyle

Marksistskaya Street, 34/10, office 403 Moscow, Russia, 109147

Как рождаются новые идеи?

Наталья Гервиц, 24 года, автор идеи антикафе «Зеленая дверь»«Я знала, что нужно попробовать»

«После окончания университета моя жизнь шла по инерции: я продолжала учиться в аспирантуре, работала там же, куда устроилась еще студенткой. Мой круг общения не расширялся. Наверное, поэтому у меня и возникла эта идея: захотелось организовать такое пространство, где бы люди собирались ради общения. Вспомнились и институтские вечеринки: мы шли в какую-нибудь аудиторию после занятий, пили чай с тортиком, доделывали домашние задания… И было действительно весело! А что если открыть антикафе, где посетители платят не за еду, а за проведенное там время? Мы с друзьями впятером скинулись на создание «Двери». Было страшно вкладывать собственные средства. Но у меня и уверенность была, что нужно попробовать.

Наше антикафе – это абсолютно честный формат: человек проводит время так, как ему хочется. Гости могут посидеть в библиотеке, посмотреть кино или какую-нибудь выставку, послушать или прочитать лекцию, поиграть в настольные игры. Они могут сами что-то приготовить на кухне и даже принять душ. Полная свобода! Такого до нас никто не делал».

Записала Юлия Варшавская

«Едва ли не каждому из нас знакомо состояние мучительных раздумий над поставленной задачей. Кажется, что решение где-то совсем рядом, оно проходит по краю сознания, но ускользает в последний момент. Как нам не хватает того озарения, которое посетило Архимеда в миг, когда он вскричал свое знаменитое «Эврика!» («Нашел!»). Согласно легенде, он открыл основной закон гидростатики, погрузившись в ванну. А творческие поиски Исаака Ньютона, как рассказывают, увенчало яблоко, упавшее ученому на голову. Но добьемся ли мы того же результата, если уляжемся в ванну или получим яблоком по голове?В чем дело – в счастливом стечении обстоятельств или в особенностях личности, попавшей в эти обстоятельства? Кто те избранные, которым даются в руки великие идеи?

Кому помогает случай?

Сами авторы великих идей не слишком проясняют путь к успеху. Скорее добавляют тайны. Например, Альберт Эйнштейн говорил: «Открытие в науке совершается отнюдь не логическим путем, в логическую форму оно облекается лишь впоследствии, в ходе изложения. Открытие, даже самое маленькое, – всегда озарение. Результат приходит извне и так неожиданно, как если бы кто-то подсказал его»*.

Но наука не любит мистики, пытаясь и в творческом процессе отыскать конкретные факты и ясные закономерности. Любопытную схему творческого процесса предложили социальный психолог Грэм Уоллес (Graham Wallas) вместе с математиком и психологом Жаком Адамаром (Jacques Salomon Hadamard). Они изучили рассказы множества ученых о своей работе и выделили четыре этапа рождения идеи. Первый: решение сосредоточиться на задаче, максимально точно сформулировать ее. Второй этап: цель определена, и можно «отпустить» свой ум, переключившись на что-то другое и предоставив активно работать бессознательному. Когда решение найдено, возникает инсайт – озарение, находка – третий, самый короткий и яркий этап. И наконец, четвертый этап: найденная идея проходит проверку – действительно ли она нова? Верна или ошибочна? Представляет ли ценность?

Современные нейробиологи признают эту схему, не оставляя места романтизму. Но как же озарение, которое не требует усилий от творца?

«Это устаревший стереотип! – убежден Лионель Наккаш (Lionel Naccache), нейрофизиолог из Института мозга в Париже. – Разум и целенаправленное усилие играют важнейшую роль в творческом процессе. Но мы осознаем лишь незначительную часть той информации, которую в действительности обрабатывает наш мозг». Это важное замечание. Смысл его в том, что мы можем и не понимать, насколько напряженно ищет наш мозг решение той или иной задачи. Скорость бессознательных операций намного выше, чем та, которую способна развить наша медлительная логика при сознательной обработке информации. Поэтому неудивительно, что, когда возникает яркая идея, нам может показаться, что она пришла извне, а не рождена нашим разумом.

Итак, если мы хотим найти решение трудного вопроса, то нам следует как можно точнее поставить задачу – а затем предоставить работать бессознательному, которое способно производить поиск решения очень быстро, интенсивно и в разных направлениях. Бессознательное может скорректировать и даже переформулировать задачу, то есть «создать совершенно новое решение, не предусмотренное первоначальной формулировкой», – считает Лионель Наккаш.

История науки знает немало примеров как бы случайных открытий, когда ученый ищет одно, а находит другое. Например, так был открыт пенициллин: биолог Александр Флеминг вернулся из отпуска и обнаружил, что в сосудах, где он оставил стафилококковые культуры, поселилась плесень. Вместо того чтобы выбросить свидетельства неудавшегося опыта, Флеминг стал их внимательно изучать. И обнаружил, что вокруг плесени есть чистое пространство, в котором бактерии не развиваются. Так родился первый в мире антибиотик. Почему повезло именно Флемингу? Ответ – в словах другого выдающегося биолога, Луи Пастера, который и сам именно так, «ненароком», пришел к идее вакцинации: «Случай помогает только подготовленному уму».

Мысль в ловушке

Мы классифицируем вещи по категориям, и эта операция позволяет нам делать обобщения. «Но каждый раз, прибегая к категории, – пишет коуч Люк де Брабандер (Luc de Brabandère), – мы закрываем глаза на уникальность объектов, которые она объединяет. Приведу пример, к чему это приводит в бизнесе. У торговой сети Carrefour были все ноу-хау и необходимые поставщики, чтобы создать самый большой в мире онлайн-магазин. А сделал это Amazon, новичок на рынке. Это и есть ловушка категориального мышления, одна из тех, в которых так часто вязнет наша креативность. Иногда компании-гиганты можно сравнить с океанскими лайнерами, настолько огромными, что люди, на них работающие, уже не видят ни океана вокруг, ни тем более других кораблей»*.

* «Les mots et les choses de l’entreprise» (Mols, 2012).

Эдуард Сагалаев, 66 лет, автор идеи телепрограмм «Взгляд», «12 этаж», «7 дней», телеканалов «ТВ-6» и «Психология 21»«Выйти за рамки привычного»

«Рождение идеи – это как настоящие роды: она и вынашивается долго, и появляется на свет мучительно. Причем весь подготовительный процесс в основном проходит неосознанно. Парадокс, но иногда оказывается плодотворным состояние депрессии, когда я испытываю глубокое недовольство жизнью, страх не состояться, потерять чье-то уважение. Так было, например, когда после прихода к власти Ельцина я занял пост гендиректора «Останкино». Очень быстро стало ясно, что сделать то свободное телевидение, о котором я мечтал долгие годы, мне не позволят. Было страшное разочарование и чувство бессилия. И вдруг ко мне пришла спасительная мысль: а кто сказал, что я не могу уйти из этой системы? Нужно создать свой канал! И сразу все встало на свои места. Конечно, было много страха, ведь частных каналов у нас еще не существовало. И вместе с тем я шел вперед, я сделал «ТВ-6», потому что хотел быть верным своему призванию. Во мне есть некая сила, которая ведет меня в экстремальных ситуациях. Это я сам, только другой: бесстрашный, уверенный, свободный.

С другой стороны, очень плодотворно для меня состояние игры. Оно также помогает выйти за рамки «нельзя» или «невозможно», сделать то, чего никто не делал. И тут лучшее средство – мозговой штурм, когда в нем участвуют неординарно мыслящие люди и мы вместе доводим идею до ума.

Самое важное для меня – смысл идеи. Несколько лет назад мой сын решил создать клинику Rehab Family для лечения зависимостей. Он выстрадал эту идею, сам пройдя через алкогольную зависимость. Его идея стала и моей, я с воодушевлением помогаю ему. И надеюсь, что это еще один проект, которым я смогу отчитаться за свою жизнь».

Записала Галина Никольская

Рецепт коктейля «творчество»

«Большие идеи почти никогда не бывают плодом внезапного вдохновения, – считает американский исследователь Стивен Джонсон (Steven Johnson). – Они должны созреть. Долгое время они обитают на заднем плане, в непроявленном состоянии, прежде чем обретут отчетливость».

Значит ли это, что упорный труд, концентрация на поставленной задаче обязательно приведут нас к нужному решению? Увы, это необходимое, но вовсе не достаточное условие.

Тогда нам поможет высокий уровень интеллекта? И это не совсем так. Уровень IQ выше определенного значения перестает коррелировать с жизненными достижениями, как показали исследования психолога Льюиса Термана (Lewis Terman).

Возможно, дело в особых креативных способностях? Снова нет. Можно показывать запредельно высокие результаты в специальных тестах на творческие способности, но так и не создать за всю жизнь ни одной яркой идеи. Для коктейля под названием «творчество» требуется еще множество ингредиентов.

«Творческие люди обладают удивительной способностью адаптироваться почти к любой ситуации и использовать все оказавшиеся под рукой ресурсы для достижения целей», – пишет психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi), посвятивший изучению этой темы 30 лет. Ключевым отличием творцов он считает сложную организацию личности. «В них сосуществуют особенности мышления и поведения, которые у большинства людей разделены между собой. У них много внутренних противоречий, они словно вмещают в себя множество личностей»**.

Творческие личности способны быть в одних ситуациях интровертами, а в других экстравертами, в них уживаются черты лентяев и трудоголиков, фантазеров и реалистов, бунтарей и консерваторов. Но одним из самых важных качеств, присущих им всем, Чиксентмихайи считает способность наслаждаться творчеством ради самого творчества.

Выделяет он и факторы, которые вредят творчеству. Это истощение от чрезмерной работы и усталость от проблем; слабость характера, лень и отсутствие дисциплины; склонность разбрасываться и неумение сосредоточиться на главном и, наконец, расплывчатость целей и нехватка мотивации для их достижения.

Креативность как синоним счастья

И все же больше всего интригует нас сам момент озарения. Какие пути ведут к нему? «Для рождения идеи необходим открытый, свежий взгляд, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. – Мы отодвигаем на задний план все предварительные установки, все, что знали раньше, и позволяем явлению, на которое смотрим, открыться нам в своей сути. Это процесс эмоционально-интуитивный. В основе озарения лежит эмоциональная вовлеченность, волнение и интерес. Креативную личность отличает чрезвычайная восприимчивость, на нее производит глубокое впечатление то, на что обычные люди могут и не обратить внимания».

Говорят о внерациональности озарения и сами творцы. Многие поэты уверяют, что в моменты вдохновения как будто пишут под чью-то диктовку. А писатели признаются, что их персонажи проявляют своеволие, выходя из-под авторского контроля. Вспомним хотя бы фразу Пушкина: «Представьте, что учудила моя Татьяна, – взяла да и замуж вышла!».

«Здесь нет ничего мистического, – уверена Светлана Кривцова. – Это просто означает, что автор достиг такого уровня, когда открывшееся ему выступает как объективная реальность. В ней нельзя ничего изменить, остается лишь как можно лучше и полнее отразить то, что открылось. И вместе с тем в этот момент человек, как никогда, ощущает себя самим собой и переживает чувство невероятной творческой свободы».

Михай Чиксентмихайи различает два типа креативности. Креативность с маленькой буквы – творчество «для себя», меняющее лишь жизнь самого человека и его ближайшего окружения. И креативность с большой буквы, изменяющая жизнь всего общества. Но совершаем ли мы открытие для всего мира или придумываем что-то лишь для себя, качество жизни в любом случае меняется. «Если идея реализована, это окрыляет нас. Мы ощущаем полноту жизни, согласие с собой и с миром, – говорит Светлана Кривцова. – А это и есть главный критерий счастливой жизни».

* А. Эйнштейн «Мир и физика» (Тайдекс Ко, 2003).

** M. Csikszentmihalyi «Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People» (HarperCollins, 1996).

Идеи рождаются… если их не критикуют

Брейнсторминг, или мозговой штурм, – метод коллективного обсуждения проблем, позволяющий компании или предприятию выработать новые идеи развития. Придумал его американский журналист и рекламщик Алекс Осборн. На начальном этапе задача состоит в том, чтобы участники высказали как можно больше идей по поводу поставленной перед ними проблемы. Критиковать их запрещено. Вместо «Да, но…» полагается говорить «Да, и…» Это одна из форм дискуссии без конфликта. Все идеи достойны того, чтобы их выслушать. Оценка и отбор будут происходить только на втором этапе, на первом же цель состоит не в том, чтобы придумать готовое решение, а в том, чтобы суметь посмотреть на задачу под новым углом зрения. Существует множество приемов и техник брейнсторминга. Вот какой пример приводит математик и бизнес-консультант Люк де Брабендер (Luc de Brabandère): «Одна из техник состоит в том, чтобы попросить сотрудников компании описать свою работу, не прибегая к привычному словарю. Однажды я проводил брейнсторминг на предприятии, где выпускают игристые вина. Я предложил участникам рассказать мне, в чем состоит их работа, не пользуясь словами «вино», «бутылка», «год урожая», «пузырьки», «экспорт», «продажи». Через некоторое время кто-то сказал: «Наша работа – делать так, чтобы праздники удались». Именно на основе этой идеи и были затем созданы производные продукты и разработано новое привлекательное оформление. Все это, с точки зрения маркетинга, стало для компании большим шагом вперед».

читайте такжеПроявить свою креативность книга на тему

Рождество Христово — Википедия

Рождество́ Христо́во (в Русской православной церкви — Рождество́ по пло́ти Господа Бога и Спаси́теля нашего Иисуса Христа; др.-греч. Ή κατά σάρκα Γέννησις τού Κυρίου καί Θεού καί Σωτήρος ἡμῶν Ιησού Χριστού; церк.-слав. Є҆́же по пло́ти ржⷭ҇тво̀ гдⷭ҇а бг҃а и҆ сп҃са на́шегѡ і҆и҃са хрⷭ҇та̀; у старообрядцев Рожество́ Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

В православии входит в число господских двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Польская и Украинская православные церкви, а также Грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и старостильные церкви празднуют 25 декабря (7 января)[1]. Константинопольская, Элладская, Болгарская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю. Католическая и протестантские церкви — 25 декабря по григорианскому календарю. Армянская апостольская церковь — 6 января.

Канонические тексты[править | править код]

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея (Мф. 1:18-25) и Луки:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле[комм. 1]. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею[комм. 2][комм. 3]. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф был потомок Давида и Мария была обручена Иосифу, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары — золото, ладан и смирну; не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3). К тому времени Святое семейство уже нашло приют «в доме» (Мф. 2:1-11).

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьёй, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

По всей видимости, сначала, в 8-й день после рождения Иисуса, произошло Его обрезание (Лк. 2:21), а в 40-й день жертвоприношение в Иерусалимском храме (Лк. 2:22—38), а только потом уже поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение младенцев.

Апокрифические источники[править | править код]

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он писал, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида[3].

Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.

Определение даты рождения Иисуса Христа[править | править код]

См. также статью Историчность Иисуса Христа

Попытки установить год рождения Христа по датам сопутствующих событий (годов правления императоров, царей, консулов и т. п.) не привели к какой-либо конкретной дате. Считается, что Иисус Христос родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э.[4] Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году[5], либо в толковании Ипполита Римского на книгу пророка Даниила, написанном до 211 года, где он пишет, что Христос родился в среду, 25 декабря, в 42-й год правления Августа[6][7][8].

Счисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом, Дионисием Малым. Дионисий, возможно, основывался на данных Хронографического сборника за 354 год (Chronographus anni CCCLIIII)[9]. Здесь рождение Иисуса отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 г. н. э. Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»)[9], то есть 25 декабря.

В различных современных исследованиях даты рождения Иисуса находятся в интервале между 12 годом до н. э. (момент прохождения кометы Галлея, которая могла быть Вифлеемской звездой) до 5-4 года до н. э., когда, предположительно, проводилась первая перепись населения в правление Квириния Сирией (Лк. 2:2)[4]. Даты после 4 года до н. э. маловероятны, так как по евангелическим и апокрифическим данным Иисус родился во времена Ирода Великого, а тот умер в 4 году до н. э. (по другим данным, в 1 году до н. э.[10]). Между тем, достоверно известно, что общеримских переписей в правление Августа не было, а провинциальная перепись Квириния происходила в 6 году н. э., то есть спустя почти 10 лет после смерти Ирода, и, судя по реакции иудеев, была первой. Разрешить это хронологическое противоречие невозможно[11], поэтому большинство учёных считает, что автор Евангелия от Луки допустил ошибку, увязав рождение Иисуса с переписью Квириния[12]. В Толковой Библии преемников Лопухина годом рождения Иисуса Христа назван 5 год до н. э. (749 год от основания Рима)[13].

Согласно Евангелию от Луки, Иисус вышел на проповедь, когда ему было «около 30 лет» (Лк. 3:23). Вместе с тем Лука даёт временные привязки, позволяющие датировать начало этой проповеди примерно 28-29 годами н. э. (Лк. 3:1). Если из 28 года вычесть тридцать, становится ясно, что Иисус не мог родиться задолго до смерти Ирода (7-5 год до н. э.)[14]. С другой стороны, ещё Ириней Лионский[15] обратил внимание на строки Евангелия от Иоанна, в которых иудеи упрекают Иисуса, что ему ещё нет и 50 лет (Ин. 8:57). В этом случае Иисус мог быть старше 30 лет и родиться задолго до смерти Ирода. Впрочем, мнение Иринея не поддерживается современными ему авторами, а число 50 в данном случае считается скорее риторическим округлением[16].

Как отмечает исследователь Роберт Д. Майерс: «Библейское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Но сообщение Луки (Лк. 2:8), что „были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего“, указывает на то, что Иисус родился летом или ранней осенью. Так как декабрь в Иудее холодный и дождливый, пастухи, по всей вероятности, ночью искали бы убежища для своего стада»[17]. Однако, согласно Талмуду, пастухи, пасшие стада для храмовых жертв, бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. e. в феврале, когда количество дождя в Иудее бывает весьма значительно, что опровергает мнения критиков[18].

История появления праздника и установление даты[править | править код]

Христиане Востока до IV века не отмечали Рождество, так как унаследовали ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий[19]. В иудейской традиции весёлое празднование дня рождения считается подражанием язычникам, таким как фараон из библейской истории Иосифа Прекрасного (Быт. 40:20)[20]. Однако правитель Галилеи Ирод Антипа,

по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским.

Для ранних христиан более важным с вероучительной точки зрения было ежегодное воспоминание страданий и смерти Спасителя (Пасха) и еженедельное воспоминание Его воскресения.

Христиане считают Иисуса Христа Богом с момента его воплощения, поэтому Его крещение назвали Богоявлением. До IV века Крещение и Рождество Христово праздновались совместно 6 января и в этот день вспоминались события не только крещения Христа в Иордане и Его рождение, но и поклонение волхвов, претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, насыщение множества народа (в Африканской Церкви) в смысле проявления Божественной силы Спасителя[21].

Согласно профессору, епископу Феодору (Смирнову), празднование 25 декабря, как дня рождения Иисуса Христа, существовало на Западе уже во времена Климента Александрийского (конец II — начало III века) параллельно с празднованием Богоявления 6 января[22]. Согласно профессору М. Н. Скабаллановичу, впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века[23]. 25 декабря как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском» впервые упоминает римский Хронограф 354 года[24], основывающийся на календаре, восходящем к 336 году. В тот же день там отмечен римский гражданский праздник с тридцатью гонками колесниц в честь Дня рождения непобедимого Солнца (Dies Natalis Solis Invicti), который не упоминается в других римских календарях. Это относительно позднее свидетельство наводит на мысль, что Рождество было пост-Никейским праздником, учреждённым в пику и как реакция на этот языческий праздник, установленный в 274 году императором Аврелианом[25]. С другой стороны, по словам археолога С. Хийманса, нет прямых свидетельств того, что этот праздник был установлен Аврелианом и что он древне́е праздника Рождества Христова, поэтому нельзя исключать обратную связь — учреждение языческого праздника в ответ на христианский[26]. По мнению О. Г. Ульянова, праздник Рождества был установлен первым христианским императором Константином Великим, временем правления которого следует датировать тропарь праздника[27].

На Востоке отдельный праздник в честь Рождества Христова, празднуемый 25 декабря, появился в последней четверти IV века, а в Палестине лишь после указа императора Юс­ти­ниа­на I (560—561 гг.)[19]. Согласно архиепископу Сергию (Спасскому), Римская церковь издревле праздновала Рождество Христово 25 декабря, а с IV века по её примеру в этот день этот праздник стали праздновать и на Востоке[28].

Согласно другой точке зрения, донатисты праздновали Рождество ещё до IV века (возможно, уже в 243 году), и дата его уже была вычислена[29].

Датой празднования Благовещения было установлено 25 марта (в амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря[30]). Прибавление к этой дате девяти месяцев (период беременности человека) даёт 25 декабря. Как раз на 25 декабря тогда же (при Юлии Цезаре) приходился день зимнего солнцестояния[31], после которого продолжительность светового дня в Северном полушарии Земли начинает прибывать, что послужило поводом объявить 25 декабря днём рождения непобедимого Солнца. Для христиан Солнцем Правды (Мал. 4:2) является Иисус Христос, поэтому раннехристианские апологеты активно использовали астрономическую символику зимнего солнцестояния.

Однако, уже к моменту повсеместного закрепления церковного празднования Рождества Христова на 25 декабря в IV веке, из-за неточности юлианского календаря, день зимнего солнцестояния за прошедшие четыре столетия сместился уже на три дня и стал приходиться уже не на 25 декабря, а на 22 декабря, а в високосные годы — даже на 21 декабря. Аналогичное изменение произошло и с празднованием Благовещения, когда весеннее равноденствие стало наблюдаться уже не 25 марта, как при Юлии Цезаре в 46 году до н. э., а на несколько дней раньше — 22 марта, а в високосные годы — 21 марта.

В настоящее время Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют Рождество 25 декабря по григорианскому календарю.

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Польская, Украинская православные церкви, Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX—XXI веках соответствует 7 января по григорианскому календарю.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и все другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года совпадает с григорианским календарём, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

Особая ситуация с празднованием Рождества сложилась в Японской православной церкви. Хотя Японская церковь является автономной частью Русской, в которой принято праздновать Рождество Христово 25 декабря (7 января), этой традиции следует лишь часть приходов Японской православной церкви, а в большинстве приходов празднуют 25 декабря по новому стилю[32][33].

Среди Древневосточных церквей Армянская апостольская церковь празднует Рождество 6 января в один день с Крещением Господним под общим именем Богоявления (в Иерусалимском патриархате Армянской апостольской церкви Богоявление празднуется по юлианскому календарю и соответствует 19 января по новому стилю). Коптская православная церковь празднует Рождество 29 числа месяца хойяк по коптскому календарю (в XX—XXI веках соответствует 7 января по новому стилю)[34], Эритрейская православная церковь и Эфиопская православная церковь — 29 числа месяца тахсас по эфиопскому календарю (в XX—XXI веках соответствует 7 января по новому стилю)[35]. В високосные годы празднование Рождества переносится на 28 число месяца хойяк/тахсас для сохранения интервала в 275 дней между Благовещением и Рождеством[36][37][38][39]. В этом случае праздник в XX—XXI веках также соответствует 7 января по новому стилю (в високосном году).

Рождество в христианском богослужении[править | править код]

Рождество в богослужении Православной церкви[править | править код]

В иерархии праздников Русской православной церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Ему предшествует 40-дневный рождественский пост, неделя праотцев, неделя отцев, особая суббота перед Рождеством, предпразднство и рождественский сочельник, а продолжается Рождество попразднством и святками.

В преддверии Рождества и в сам праздник, помимо описанной в Евангелии рождественской тематики, почитаются и ветхозаветные прообразы этого события. Например, спасение трёх отроков в печи вавилонской стало прообразом воплощения Сына Божия от Девы Марии[40] и славословие ими Бога, изумление царя Навуходоносора с сатрапами по случаю их спасения (Дан. 3:95-100). Также в церковных песнопениях присутствуют славословия Бога ангелами и пастырьми, поклонение волхвов, пришедших с подарками к Иисусу Христу.

Тексты богослужебных последований праздника содержатся в Минее, а порядок их совершения — в Типиконе.

В этих песнопениях (трипеснцах и канонах) отражена основная богословская мысль о том, что воплощение Слова Божия, будучи Его «истощанием» (кенозисом), Его уничижением, явилось для Него своего рода Крестом, первым Крестом, может быть, менее легким, чем Крест последний, то есть Распятие. Сын Божий, воплотившись, принимает «перстность» человеческого естества, принимает образ «раба»[41].

Богослужение Рождества Христова имеет значительные отличия от богослужения прочих двунадесятых праздников. Так, в состав всенощного бдения накануне праздника входит великое повечерие (как и в канун Богоявления) вместо Великой вечерни (как в остальные двунадесятые праздники)[42].

В праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на них — «Славим Его!».

Русская православная церковь с 1814 года (согласно указу Александра I) в самый день Рождества празднует также и воспоминание избавления Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двадесяти язык[43].

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями 11 автокефальных православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю Рождество отмечают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. 4 Поместных Патриархата — Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский, а также Православная Церковь Украины следуют юлианскому календарю. Также Рождество 25 декабря (7 января) празднуют в Афонских монастырях[44]. Юлианскому календарю следуют также все «старокалендарные» деноминации греческой Церкви, а также истинно-православные синоды, отделившиеся от вышеперечисленных автокефалий и патриархатов.

Тропарь и кондак на Рождество Христово
Греческий текст Церковнославянский текст (транслитерация) Русский текст
Тропарь, глас 4 Ἡ γέννησίς σου Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ἀνέτειλε τῷ κόσμῳ, τὸ φῶς τὸ τῆς γνώσεως·ἐν αὐτῇ γὰρ οἱ τοῖς ἄστροις λατρεύοντες, ὑπὸ ἀστέρος ἐδιδάσκοντο·σὲ προσκυνεῖν, τὸν Ἥλιον τῆς δικαιοσύνης, καὶ σὲ γινώσκειν ἐξ ὕψους ἀνατολήν, Κύριε δόξα σοι. Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак, глас 3 Ἡ Παρθένος σήμερον, τὸν ὑπερούσιον τίκτει, καὶ ἡ γῆ τὸ Σπήλαιον, τῷ ἀπροσίτῳ προσάγει. Ἄγγελοι μετὰ Ποιμένων δοξολογοῦσι. Μάγοι δὲ μετὰ ἀστέρος ὁδοιποροῦσι·δι’ ἡμᾶς γὰρ ἐγεννήθη, Παιδίον νέον, ὁ πρὸ αἰώνων Θεός. Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же за звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, предвечный Бог!

Рождество в богослужении Римско-католической церкви[править | править код]

Adventvespers.jpg

В иерархии праздников Римско-католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи. Празднованию Рождества Христова в католическом литургическом календаре предшествует период Адвента. Он всегда начинается за 4 воскресенья до Рождества; фактическая его длительность зависит от того, на какой день в этом году приходится Рождество. Ранее Адвент считался периодом поста. Современные правила обязательного поста не предписывают, хотя многие католики принимают на этот период постные постановления. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния — верным рекомендуется приступить к таинству исповеди; духовенство носит облачения фиолетового, покаянного, цвета. Это период ожидания праздника Рождества и размышлений о приходе Христа на землю: как в Рождестве, так и во Втором Пришествии.

Богослужения каждого из четырёх воскресений Адвента имеют определённую тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.

С периодом Адвента связано несколько традиций, таких, как рождественский венок, рождественский календарь и другие.

Adventvespers.jpg

24 декабря в Рождественский сочельник начинается вигилия (от лат. vigilia, бдение), всенощная служба. Во многих странах в этот день верующие соблюдают строгий пост. Входное песнопение этого дня — «Вот уже пришла полнота времён, когда послал Бог Сына Своего на землю» подчёркивает значение наступающего праздника.

Накануне Рождества вечером положена особая месса, называемая Месса Навечерия Рождества (Ad Missam in Vigilia). В самый же день Рождества, 25 декабря, могут быть совершены три различные мессы — Месса ночью (Ad Missam in nocte), Месса на заре (Ad Missam in aurora) и Месса днём (Ad Missam in die), имеющие несколько различные последования и разные чтения Писания. В Средневековье эти три мессы символически рассматривались как три рождения Христа — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются ангельской, пастырской и царской по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. При этом на практике, особенно в приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером. Литургические песнопения этой мессы отличаются большой торжественностью. По традиции в ходе этой мессы предстоятельствующий на ней священник кладёт в рождественский вертеп фигурку Младенца.

С 1978 года, после избрания Папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы, также известные как Пастырские. Эти мессы были приняты в христианской церкви с V века, однако с XVIII века эта традиция в Западной Европе почти прекратилась (Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно). Папа-поляк Иоанн Павел II официально вернул всенощную рождественскую службу в обиход Ватикана, эту традицию продолжил его преемник — Бенедикт XVI.

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.

Рождественское время продолжается и после окончания Октавы Рождества. По древней традиции, Рождество праздновалось, по аналогии с Пасхой, 40 дней, вплоть до праздника Сретения. Крещение же Господне отмечалось 13 января, в октаву Богоявления. Эта практика до сих пор сохранилась у католиков, придерживающихся традиционного обряда. В современном же обряде Рождественское время завершается праздником Крещения, который, в свою очередь, приходится на первое воскресенье за Богоявлением, 6 января. (Однако во многих странах, особенно в Европе, принято переносить некоторые церковные праздники на ближайшее воскресенье. Список этих праздников в каждой стране свой. В этом случае, если Богоявление попадает в число таких праздников, оно переносится на воскресенье между 2 и 8 января. Крещение же отмечается в воскресенье после 6 января. Если же это воскресенье уже «занято» праздником Богоявления, то Крещение, и, соответственно, завершение Рождественского периода, переносятся на ближайший понедельник[45]). В течение всего Рождественского времени духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.

Государства, в которых Рождество Христово — выходной день[править | править код]

Adventvespers.jpg Рождество — однодневный, двухдневный и трёхдневный выходной Adventvespers.jpg 39 стран, где Рождество отмечается неофициально и не празднуется Adventvespers.jpg К рождественским праздникам — пальмы и растения. Москва, 1906

В списке представлены страны, в которых выходными днями (государственными праздниками), являются Рождественский сочельник (день перед Рождеством), Рождество Христово, Второй день Рождества и День подарков (26 декабря)[46].

Один выходной день[править | править код]

Юлианский календарь — Википедия

Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введён в Римской империи с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.

В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона»[1].

Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Юлианский календарь был введён эдиктом Юлия Цезаря и основывался на современном ему римском календаре. Римский календарь состоял из двенадцати месяцев общей суммой 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, в каждом втором году между VII и VI днями до мартовских календ (между 23 и 24 февраля) вставлялся дополнительный месяц Мерцедоний). Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно, кроме того, понтифик порой принимал решения по политическим мотивам, желая удлинить или укоротить правление тех или иных консулов (два консула избирались на год и правили от января до января следующего года)[2].

На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. Цезарь провёл календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря с временами года и избежать подобных проблем в будущем. Цезарь реформировал календарь, изменив длину месяцев так, чтобы в сумме они составили 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Плиний пишет, что эта реформа была разработана с помощью александрийского астронома Созигена. Календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э.

Чтобы восстановить соответствие календаря временам года, Цезарь вставил 67 дополнительных дней между ноябрём и декабрём, разделив их на два месяца (Intercalaris Prior и Intercalaris Posterior). Вместе с Mensis Intercalaris 46 год до н. э. длился 445 дней[3][4].

Цезарь переименовал месяц квинтилис (Quintilis) в свою честь, дав ему имя Iulius (июль). Впоследствии несколько императоров называли месяцы своими именами, но, помимо июля, лишь август, названный в честь преемника Цезаря, остался до сих пор.

Счёт дней в римском и юлианском календаре[править | править код]

Римский календарь основывался на обратном счёте от одного из трёх дней месяца — календ (первый день месяца), нон (примерно четверть месяца) или ид (середина месяца). В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-й день месяца, а ноны — на 7-й день, в остальные месяцы — на 13-й и 5-й день соответственно. Дата отсчитывалась обратным включительным счётом от ближайших календ, ид, или нон; так первый день апреля назывался апрельскими календами, последний день марта — днём перед апрельскими календами (Pridie Kal Apriles), предпоследний день марта — третьим днём до апрельских календ, и т. д.. Такое обозначение дат долгое время сохранялось и в юлианском календаре.

Начиная со средних веков начала распространяться более привычная нам система последовательного счета, в которой все числа месяца нумеруются от первого до последнего. На сегодняшний день такая система используется повсеместно, римская система дат практически полностью вышла из употребления.

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше продолжительности тропического года (средняя продолжительность — 365 дней 5 часов 48 минут 45,19 секунды) на 11 минут и 15 секунд.

365,25=365+0,25=365+14{\displaystyle 365,25=365+0,25=365+{\frac {1}{4}}}

В юлианском календаре годы бывают високосные и невисокосные; первым днём года может быть любой из семи дней недели с понедельника по воскресенье. В совокупности это даёт 2 × 7 = 14 вариантов календаря.

Юлианский календарь на 2020 год
Январь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29
Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Июнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Июль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
Счёт по костяшкам рук: «бугорок» — 31 день, «впадинка» — 30 дней (для февраля 29 или 28 дней)

Правило запоминания количества дней в месяце[править | править код]

Существует простое правило запоминания количества дней в месяце — «правило костяшек».

Если выставить перед собой составленные вместе кулаки так, чтобы видеть тыльные стороны ладоней, то по «костяшкам» (суставам пальцев) на краю ладони и промежуткам между ними можно определить, является какой-либо месяц «длинным» (31 день) или «коротким» (30 дней, кроме февраля). Для этого нужно начать считать месяцы с января, отсчитывая костяшки и промежутки. Январю будет соответствовать первая костяшка (длинный месяц — 31 день), февралю — промежуток между первой и второй костяшками (короткий месяц), марту — костяшка, и т. д. Два следующих подряд длинных месяца — июль и август — попадают как раз на соседствующие костяшки разных рук (промежуток между кулаками не считается).

Существует также мнемоническое правило «Ап-юн-сен-но». Слоги этого слова указывают на названия месяцев, состоящих из 30 дней. Известно, что февраль, в зависимости от конкретного года, содержит 28 или 29 дней. Все же остальные месяцы содержат 31 день. Удобство данного мнемонического правила заключается в отсутствии необходимости «пересчитывания» костяшек рук.

На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте.

Летосчисление, использующее византийское начало года, называется сентябрьским стилем. Летосчисление, в котором год начинается в марте следующего года (то есть, на полгода позже византийского начала года), называется мартовским стилем. Летосчисление же, использующее мартовский год, начинающийся на полгода раньше византийского, называется ультрамартовским. До начала XII века на Руси преобладал мартовский стиль, а в XII—XIII веках стал широко использоваться ультрамартовский стиль. С 1492 года преобладающим стал сентябрьский год, вытеснивший оба мартовских.

Переписчики некоторых летописей могли учитывать переходы на новые стили летосчисления и вносить поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года[5].

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 декабря 7208 года (19 (29) декабря 1699 года)[6] после 31 декабря 7208 года следовало 1 (11) января 1700 года от Рождества Христова, «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…».

7208 год, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь[7].

Вытеснение григорианским календарём[править | править код]

Рекламное объявление в номере газеты «Биржевые ведомости» от 28 апреля (10 мая) 1862 г. 365,25=365+0,25=365+{\frac {1}{4}} Приказ по «белому» гарнизону города Харькова 25 июня 1919 года: завтрашний день считать 13 июня в связи с отменой григорианского и переходом на юлианский календарь

Продолжительность года в юлианском календаре 365 1/4 дней, что на 11 с небольшим минут больше, чем длина солнечного («тропического») года, каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наибольшую проблему представляло смещение дня весеннего равноденствия, от которого отсчитывается Пасха. Для расчёта дня Пасхи в юлианском календаре дата весеннего равноденствия условно принята 21 марта. В XVI веке весеннее равноденствие происходило примерно на десять дней раньше, 11 марта. Разница была замечена ещё в начале второго тысячелетия, возникла необходимость коррекции календаря, однако только в 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря. В новом календаре, получившем название григорианского, уменьшили количество високосных лет и применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта было пропущено 10 дней, и в 1582 году следующий после 4 октября день был объявлен 15 октября.

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII—XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён с 14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года[8]. Последним днём юлианского календаря являлся день 31 января 1918 года. Дни с 1 по 13 февраля 1918 года в Советской России официально не существовали.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году[9].

Православие[править | править код]

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют многочисленные неканонические юрисдикции.

С 15 июня 2014 года на юлианский календарь перешла (точнее, вернулась к нему) Польская православная церковь[10][11].

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), отдельные епархии Румынской православной церкви (Бессарабская митрополия[12] и украинское викариатство[13]), греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, — по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи — по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Католицизм[править | править код]

Юлианский календарь используют поместные Украинская грекокатолическая церковь (за исключением приходов украинской диаспоры) и Российская грекокатолическая церковь, которые принадлежат к 22 Восточнокатолическим церквам.

Разница в датах между юлианским и григорианским календарями[править | править код]

Разница между юлианским и григорианским календарями постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные четырём (делящиеся без остатка на 4). В григорианском календаре год является високосным, если он кратен 4, но годы, также кратные 100, являются високосными только тогда, когда они также кратны 400. Таким образом, скачок, увеличивающий разницу между календарями на один день, происходит 1 марта завершающего столетие года, номер которого кратен 100 и не кратен 400.

Дата 5 октября по юлианскому календарю соответствует дате 15 октября 1582 года по григорианскому календарю; остальные даты периодов соответствуют датам 1 марта — 29 февраля по юлианскому календарю.

Разница дат юлианского и григорианского календарей по периодам[14][15][16][17]:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 15 октября 1582 — 11 марта 1700
11 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 12 марта 1700 — 12 марта 1800
12 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 13 марта 1800 — 13 марта 1900
13 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 14 марта 1900 — 14 марта 2100
14 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 15 марта 2100 — 15 марта 2200
15 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 16 марта 2200 — 16 марта 2300

В связи с нарастанием разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января, хотя в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю)[18].

В ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) — даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии). В России принято отмечать события, произошедшие после 15 октября 1582 года, по григорианскому календарю, кроме случаев законотворческих ошибок.

Пролептическим (от др.-греч. πρόληψις «предвосхищение») называется календарь, используемый для обозначения дат, более ранних, чем дата введения самого́ календаря. Например, для обозначения всех дат до нашей эры чаще всего используется юлианский календарь, введённый только с 1 января 45 года до н. э. — следовательно, более ранние даты обозначаются по пролептическому юлианскому календарю. Существует также и пролептический григорианский календарь, расширенный на период до его введения 15 октября 1582 года.

  1. ↑ А. Н. Зелинский. Конструктивные принципы древнерусского календаря // Контекст. М., 1978. С. 62—135.
  2. ↑ Климишин, 1990, с. 282, 287—292.
  3. ↑ Calendarium (англ.). Дата обращения 9 апреля 2019.
  4. ↑ Климишин, 1990, с. 288.
  5. ↑ Климишин, 1990, с. 375—384.
  6. ↑ О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира :Именный : [Указ] № 1735, 19 декабря 1699 г. /Петр Алексеевич. //Российская империя. Полное собрание законов Российской Империи c 1649 года. Том 3, 1689—1699. — Санкт-Петербург : Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. — С. 680—681
  7. ↑ В России введён Юлианский календарь (рус.). Calend.ru. Дата обращения 13 марта 2019.
  8. ↑ История календаря в России и в СССР
  9. Крис Тёрни. Изменчивый календарь // Кости, скалы и звезды. Наука о том, когда что произошло = Bones, Rocks and Stars: The Science of When Things Happened. — Альпина нон-фикшн. — 240 p. — 3000 экз. — ISBN 978-5-91671-087-8, ISBN 978-0-230-55194-7.
  10. ↑ Zmiana kalendarza liturgicznego. (польск.)
  11. ↑ Православные Польши вернулись к юлианскому календарю // Фома, журнал, официальный сайт, 05 февраля 2015 г.
  12. ↑ Молдавская митрополия РПЦ требует от властей Молдавии пересмотра решения об объявлении 25 декабря выходным днём, Regnum (10 декабря 2009). Дата обращения 26 августа 2017.
  13. ↑ Mitropolia Banatului (рум.) (недоступная ссылка). Secretariatul de Stat pentru Culte. Дата обращения 26 августа 2017. Архивировано 26 августа 2017 года.
  14. Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука, 1970. — С. 70—72. — 224 с. — 11 000 экз.
  15. ↑ Климишин, 1990, с. 308—309.
  16. Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука, 1991. — С. 140—146. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7.
  17. ↑ Nautical almanac offices of the United Kingdom and the United States. Explanatory Supplement to the Astronomical Ephemeris and The American Ephemeris and Nautical Almanac. 1961 page 417. (англ.)
  18. ↑ Православие и мир. О календаре. Новый и старый стиль: по юлианскому календарю «день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну».

Как помочь процессу рождения идей? Часть I

Давно хотела поделиться некоторыми практическими советами, которые способствуют процессу рождения идей, но не знала с чего начать. За помощью обратилась к интернету и по мере изучения материала, нашла объяснение самого процесса рождения идей. В итоге — статья получилась длинной, поэтому разобью её на несколько частей. Сегодня речь пойдет о процессе рождения идей и о главном составляющем этого процесса.

Рождение идеи — творческий процесс. Объяснение этого процесса предложили социальный психолог Грэм Уоллес (Graham Wallas) вместе с математиком и психологом Жаком Адамаром (Jacques Salomon Hadamard). Они изучили рассказы множества ученых о своей работе и выделили четыре этапа рождения идеи.

Первый: решение сосредоточиться на задаче, максимально точно сформулировать ее.

Второй этап: цель определена, и можно «отпустить» свой ум, переключившись на что-то другое и предоставив активно работать бессознательному.

Когда решение найдено, возникает инсайт – озарение, находка – третий, самый короткий и яркий этап.

И наконец, четвертый этап: найденная идея проходит проверку – действительно ли она нова? Верна или ошибочна? Представляет ли ценность?

Современные нейробиологи признают эту схему, не оставляя места романтизму. Но как же озарение, которое не требует усилий от творца?

«Это устаревший стереотип! – убежден Лионель Наккаш (Lionel Naccache), нейрофизиолог из Института мозга в Париже. – Разум и целенаправленное усилие играют важнейшую роль в творческом процессе. Но мы осознаем лишь незначительную часть той информации, которую в действительности обрабатывает наш мозг».

Это важное замечание. Смысл его в том, что мы можем и не понимать, насколько напряженно ищет наш мозг решение той или иной задачи. Скорость бессознательных операций намного выше, чем та, которую способна развить наша медлительная логика при сознательной обработке информации. Поэтому неудивительно, что, когда возникает яркая идея, нам может показаться, что она пришла извне, а не рождена нашим разумом.

С процессом рождения идеи разобрались, но как поспособствовать этому процессу? Ответ на этот вопрос становится очевидным, если исходить из сравнения, что идеи — это связи.

Любая идея, даже самая простая — это ассоциация между возникшими ранее, уже известными идеями. Наш разум постоянно формирует такие связи — чаще всего самопроизвольно и неосознанно.

Поскольку процесс появления идей носит случайный характер, вряд ли здесь возможен прямой подход. Единственный путь повысить шансы на создание хорошей идеи — увеличить число идей, доступных для образования связей. Даже самые обычные идеи служат исходным материалом для идей более высокого уровня. Чем больше у вас идей, тем больше материала есть у вашего разума, чтобы сопоставить их и выдать хорошую.

Для увеличения числа идей, необходимо постоянно заботиться о пополнении образов. Нужно быть внимательным, много смотреть, сохранять и фиксировать все то, на чем задержалось внимание.

Как помочь процессу  рождения идей? Часть , фото № 1

Кейт Сойер написала в своей книге «Зигзаг: неожиданные открытия на пути развития творческих способностей»:

«Оригинальная идея начинается с набросков в записных книжках или на клочках бумаги и только потом, постепенно, они вызревают в нечто чистое и мощное. Одна вещь отличает выдающихся творческих людей – художников, актёров или учёных – то, как часто они записывают или набрасывают на бумаге свои неожиданно пришедшие в голову мысли, образы и идеи. Это может быть что угодно: отдельная фраза или неожиданное наблюдение, кусок диалога, черта характера. Великие произведения рождаются не через внезапные озарения, они долго вынашиваются своими создателями, когда одни и те же образы прокручиваются в их головах снова и снова».

Вывод: лучший способ придумать хорошую идею — придумать множество идей.

В следующей статье я приведу несколько практических действий, которые способствуют процессу рождения идей и поиску ответа на задачи, возникающие в процессе творчества. А пока пополняем образы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.