Насчет мужика это дело пустое: Внеклассный урок — Тест ЕГЭ-2011 (VII) – Внеклассный урок — ЕГЭ-2011 (VII)

Внеклассный урок — Тест ЕГЭ-2011 (VII)

Тест ЕГЭ-2011 по истории России.

Вариант 7.

(ответы в конце теста)

 

 

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных событий древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 году?

1) восстание древлян

2) крещение Руси

3) призвание варягов

4) объединение Киева и Новгорода

 

А2. Первое сражение русских дружин с монголами произошло на реке

1) Калке               2) Воже               3) Угре               4) Неве

 

А3. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1) приказом                              3) челобитной

2) уложением                           4) реляцией

 

А4. Что из названного относилось к последствиям нашествия монгольских войск на Русь?

1) укрепление связей между русскими княжествами

2) установление зависимости Руси от Орды

3) ограничение крестьянской свободы

4) экономический подъем русских земель

 

А5. И.Мазепа, Карл XXII, Август II были современниками царя

1) Петра I                                3) Ивана VI Грозного

2) Павла I                                4) Бориса Годунова

 

А6. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

1) введение опричнины

2) запрещение предавать поместья по наследству

3) установление Юрьева дня

4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

 

А7. В результате Северной войны Россия получила

1) выход в Балтийское море                     3) Смоленские земли

2) Новгородские земли                              4) Финляндию

 

А8. Прочтите отрывок из работы историка и укажите, о ком идет речь в тексте.

«Прежде чем выступить в поход, Дмитрий Иванович отправился в… лавру испросить благословения у игумена этой обители… Горячо молился праведный муж вместе с московским князем об успехе предстоящего дела. Дал он князю двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые до поступления в монастырь были воинами… Потом… благословил Дмитрия Ивановича и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют».

1) Иосифе Волоцком                             3) Макарии

2) Сергии Радонежском                        4) Филарете

 

А9. «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в

1) 1811 г.               2) 1832 г.               3) 1870 г.               4) 1899 г.

 

А10. А.И.Герцен и Н.П.Огарев издавали за границей газету

1) «Колокол»                                 3) «Отечественные записки»

2) «Современник»                         4) «Трутень»

 

А11. В России в XIX веке представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли

1) диссидентами                   3) раскольниками

2) еретиками                          4) нигилистами

 

А12. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

1) Павлом I                             3) Николаем I

2) Александром I                   4) Александром II

 

А13. Отмена крепостного права в России в 1861 году привела к

1) ликвидации крестьянской общины

2) развитию капиталистических отношений в деревне

3) уравниванию имущественного положения крестьян

4) уменьшению доли вольнонаемного труда в деревне

 

А14. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о чьих воззрениях идет речь.

«– Насчет мужика – это дело пустое, — говорил кто-нибудь из спорщиков. – Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины».

1) революционных народников

2) декабристов

3) социал-демократов

4) либеральных народников

 

А15. Попытка установления военной диктатуры Л.Г.Корнилова («корниловский мятеж») в 1917 году произошла в

1) феврале                       3) августе

2) мае                               4) октябре

 

А16. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 года, назывался

1) Государственной думой

2) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

3) III Всероссийским съездом Советов

4) Учредительным собранием

 

А17. Аграрная реформа П.А.Столыпина предусматривала

1) свободный выход крестьян из общины с наделом

2) финансовую поддержку крестьянских общин

3) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность

4) конфискацию помещичьей земли

 

А18. Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 года стал их протест против

1) создания Всероссийской чрезвычайной комиссии

2) антицерковной политики большевиков

3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» — Брестского мира

4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне

 

А19. Прочтите документ и укажите название художественного метода, в нем охарактеризованного.

«Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм», — вы скажете правду. Но… эта правда в самом деле неправда… Правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша… Правда – это завтрашний день».

1) постмодернизм

2) соцреализм

3) неоклассицизм

4) эгофутуризм

 

А20. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1) Смоленское сражение

2) Сталинградская битва

3) битва на Орловско-Курской дуге

4) Висло-Одерская операция

 

А21. Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К.Евсеева, относящихся к 1942 году, и укажите, о каком городе в нем говорится.

«Как главная база флота, (город) был сильно защищен только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей… береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря. Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника… Количество самолетов было доведено до предела. Небо… уже больше их не вмещало… Дни шли за днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности… Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику… Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный… красавец, превращен теперь в руины».

1) Архангельске                      3) Севастополе

2) Владивостоке                      4) Одессе

 

А22. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны

2) Потсдамская конференция

3) испытание советской водородной бомбы

4) образование НАТО

 

А23. Какая из названных стран входила в состав Совета экономической взаимопомощи?

1) Югославия                         3) Китай

2) Чехословакия                     4) Вьетнам

 

А24. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

 

А25. Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?

1) образование совнархозов

2) отказ от планового развития промышленности

3) проведение экономической реформы А.Н.Косыгина

4) распространение стахановского почина в промышленности

 

А26. Прочтите отрывок из Обращения ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Правительства СССР и укажите год его опубликования.

«Советский Союз первым запустил межконтинентальную баллистическую ракету, первым послал искусственный спутник Земли, первым направил космический корабль на Луну, создал первый искусственный спутник Солнца, осуществил полет космического корабля в направлении к планете Венера… Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полет советского человека на космическом корабле вокруг Земли».

1) 1949 г.                   3) 1961 г.

2) 1951 г.                   4) 1975 г.

 

А27. Какая черта характеризовала экономику России к середине 1990-х гг.?

1) значительный рост производительности труда в промышленности

2) внедрение элементов хозрасчета в деятельность предприятий

3) внедрение во все отрасли производства новейших технологий

4) резкое сокращение доли России в мировом производстве

 

 

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) разделы Речи Посполитой

Б) Азовские походы Петра I

В) Каспийский поход Петра I

Г) Семилетняя война

 

В2. Какие три из названных социальных движений относятся к XVII веку?

1) восстание И.Болотникова

2) Медный бунт

3) восстание под руководством Е.Пугачева

4) Соляной бунт

5) Чумной бунт

6) восстание военных поселенцев

 

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ярослав Мудрый

Б) Андрей Боголюбский

В) Владимир Мономах

Г) Дмитрий Донской

1) введение Юрьева дня

2) написание «Поучения детям».

3) победа на Куликовом поле

4) укрепление Владимиро-Суздальского княжества

5) строительство Софийского собора в Киеве

 

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 года он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия».

 

В5. Расположите следующие фамилии военачальников в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) М.Д.Скобелев                     В) Б.П.Шереметев

Б) М.И.Кутузов                        Г) П.Н.Нахимов

 

В6. Какие три из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870 – 18880-е годы?

1) самодержавная власть

2) разорение мелкопоместных дворян

3) увеличение числа наемных работников

4) связь рабочих с деревней

5) неполноправие сословий

6) возникновение «рабочего вопроса»

 

В7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX века и отраслями науки, которыми они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А) А.С.Попов

Б) Н.И.Лобачевский

В) В.Я.Струве

Г) А.М.Бутлеров

1) математика

2) химия

3) радиотехника

4) астрономия

5) биология

 

В8. Прочтите отрывок из сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идет речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха».

 

В9. Какие три из перечисленных государственных деятелей занимали высокие посты в царствование Николая II?

1) Е.Ф.Канкрин                      4) Витте

2) П.А.Столыпин                   5) К.П.Победоносцев

3) П.Д.Киселев                       6) А.Х.Бенкендорф

 

В10. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) С.А.Есенин

Б) И.О.Дунаевский

В) К.С.Петров-Водкин

Г) С.М.Эйзенштейн

1) живопись

2) кинорежиссура

3) поэзия

4) музыка

5) архитектура

 

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний У.Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали порты. Они топили его военные суда».

 

В12. Какие три из названных мероприятий внешней политики СССР относятся к 1985 – 1991 гг.?

1) вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы

2) подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) заключение договора с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

4) ввод советских войск в Венгрию

5) вывод советских войск из Афганистана

6) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей

 

В13. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ

А) разрыв отношений с Югославией

Б) Карибский кризис

В) ввод советских войск в Афганистан

Г) прекращение гонки вооружений

1) М.С.Горбачев

2) Л.И.Брежнев

3) И.В.Сталин

4) Н.С.Хрущев

5) Б.Н.Ельцин

 

В14. Прочтите отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалось в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями», создавали атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву».

 

В15. Расположите следующие фамилии руководителей СССР во второй половине XX века в порядке их пребывания во главе государства. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) Ю.В.Андропов                   В) Н.С.Хрущев

Б) Л.И.Брежнев                        Г) М.С.Горбачев

 

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний современника (XIX в.).

2Уже несколько раз в течение своего царствования <император> останавливался на мысли о возможности <и> целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства…

…Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи…».

Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.).

«Петербург… Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада… как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чем дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окруженным потрясенной семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».

Из воспоминаний современника (XIX в.).

«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов.

На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».

 

С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идет речь. Укажите имя императора, о котором идет речь, и название организации, участники которой устроили покушение.

 

С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. Укажите не менее трех положений.

 

С3. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трех положений.

 

С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX века до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XV веке российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х годов XVII века царь Федор Алексеевич отменил местничество.

Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.

 

С7. Сравните теоретические положения М.А.Бакунина и П.Л.Лаврова.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

 

 

 

 

Ответы:

 

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

3

В1

БВГА

А2

1

В2

124

А3

3

В3

5423

А4

2

В4

Меншиков

А5

1

В5

ВБГА

А6

4

В6

145

А7

1

В7

3142

А8

2

В8

барщина

А9

3

В9

245

А10

1

В10

3412

А11

4

В11

интервенция

А12

4

В12

135

А13

2

В13

3421

А14

3

В14

Сталин

А15

3

В15

ВБАГ

А16

4

 

А17

1

 

А18

3

 

А19

2

 

А20

1

 

А21

3

 

А22

1

 

А23

2

 

А24

4

 

А25

3

 

А26

3

 

А27

4

 

 

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

 

С1

Дата: 1881 г.

Император: Александр II

Организация- участница покушения: Народная воля

 

С2

1) под угрозу были поставлены коренные реформы, которые проводились в стране и были связаны с именем Александра II

2) император не успел утвердить проект Лорис-Меликова, который мог существенно изменить политическое устройство страны

3) пришедший к власти Александр III отказался от проекта Лорис-Меликова и взял курс на поведение конрреформ.

 

С3

Настроение в обществе: тревога

Причины:

1) убийство царя

2) слухи об арестах, захвате оружия, взрывчатых веществ, обнаружении тайных типографий, революционных прокламаций

3) страх перед новыми возможными терактами

4) беспокойство за будущее страны 

 

С4

Две войны:

— русско-японская война 1904-1905 гг

— Первая мировая война

Цели России в русско-японской войне:

— защита российских экономических интересов на Дальнем Востоке от японских притязаний

— установление политического преобладания России в регионе

— стремление за счет «маленькой победоносной войны» решить внутренние проблемы, повысить авторитет монархии в стране

Цели России в Первой мировой войне:

— сохранение влияния России на Балканах

— защита Сербии и других балканских народов от австрийско-немецких притязаний

— захват Босфора и Дарданелл (окончательное решение «восточного вопроса»)

С5

—-

 

С6

Причины отмены местничества:

— местничество стесняло царя в праве выбора высших должностных лиц

— местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду бояр

— местничество мешало проведению назревших преобразований в России

— местничество негативно отражалось на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей

Значение отмены местничества:

— основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю

— был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть

— представители дворянства одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России; они постепенно становились главной опорой абсолютизма.

 

С7

Общие характеристики:

— недопустимость развития капитализма в России

— необходимость свержения самодержавия

— неизбежность социалистической революции в России

— необходимость сохранения крестьянской общины как ячейки будущего социалистического общества

— необходимость ликвидации сословного неполноправия

Различия:

Теоретические положения М.А.Бакунина:

— крестьянство готово к революции

— необходим всероссийский крестьянский бунт

— задача интеллигенции – поднять народные массы на бунт

— по мере перехода к социалистическому обществу функции государства будут отмирать, вместо будет создана конфедерация самоуправляющихся общин

Теоретические положения П.Л.Ткачева:

— крестьянство не готово к революции

— необходимо социалистическая пропаганда среди крестьян

— задача интеллигенции – революционное просвещение народа

— по мере перехода к социалистическому обществу функции государства переходят к общественным организациям

 

 

 

Внеклассный урок — ЕГЭ-2011 (VII)

Тест ЕГЭ-2011 по истории России.

Вариант 7.

(ответы в конце теста)

 

 

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных событий древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 году?

1) восстание древлян

2) крещение Руси

3) призвание варягов

4) объединение Киева и Новгорода

 

А2. Первое сражение русских дружин с монголами произошло на реке

1) Калке               2) Воже               3) Угре               4) Неве

 

А3. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1) приказом                              3) челобитной

2) уложением                           4) реляцией

 

А4. Что из названного относилось к последствиям нашествия монгольских войск на Русь?

1) укрепление связей между русскими княжествами

2) установление зависимости Руси от Орды

3) ограничение крестьянской свободы

4) экономический подъем русских земель

 

А5. И.Мазепа, Карл XXII, Август II были современниками царя

1) Петра I                                3) Ивана VI Грозного

2) Павла I                                4) Бориса Годунова

 

А6. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

1) введение опричнины

2) запрещение предавать поместья по наследству

3) установление Юрьева дня

4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

 

А7. В результате Северной войны Россия получила

1) выход в Балтийское море                     3) Смоленские земли

2) Новгородские земли                              4) Финляндию

 

А8. Прочтите отрывок из работы историка и укажите, о ком идет речь в тексте.

«Прежде чем выступить в поход, Дмитрий Иванович отправился в… лавру испросить благословения у игумена этой обители… Горячо молился праведный муж вместе с московским князем об успехе предстоящего дела. Дал он князю двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые до поступления в монастырь были воинами… Потом… благословил Дмитрия Ивановича и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют».

1) Иосифе Волоцком                             3) Макарии

2) Сергии Радонежском                        4) Филарете

 

А9. «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в

1) 1811 г.               2) 1832 г.               3) 1870 г.               4) 1899 г.

 

А10. А.И.Герцен и Н.П.Огарев издавали за границей газету

1) «Колокол»                                 3) «Отечественные записки»

2) «Современник»                         4) «Трутень»

 

А11. В России в XIX веке представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли

1) диссидентами                   3) раскольниками

2) еретиками                          4) нигилистами

 

А12. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

1) Павлом I                             3) Николаем I

2) Александром I                   4) Александром II

 

А13. Отмена крепостного права в России в 1861 году привела к

1) ликвидации крестьянской общины

2) развитию капиталистических отношений в деревне

3) уравниванию имущественного положения крестьян

4) уменьшению доли вольнонаемного труда в деревне

 

А14. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о чьих воззрениях идет речь.

«– Насчет мужика – это дело пустое, — говорил кто-нибудь из спорщиков. – Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины».

1) революционных народников

2) декабристов

3) социал-демократов

4) либеральных народников

 

А15. Попытка установления военной диктатуры Л.Г.Корнилова («корниловский мятеж») в 1917 году произошла в

1) феврале                       3) августе

2) мае                               4) октябре

 

А16. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 года, назывался

1) Государственной думой

2) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

3) III Всероссийским съездом Советов

4) Учредительным собранием

 

А17. Аграрная реформа П.А.Столыпина предусматривала

1) свободный выход крестьян из общины с наделом

2) финансовую поддержку крестьянских общин

3) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность

4) конфискацию помещичьей земли

 

А18. Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 года стал их протест против

1) создания Всероссийской чрезвычайной комиссии

2) антицерковной политики большевиков

3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» — Брестского мира

4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне

 

А19. Прочтите документ и укажите название художественного метода, в нем охарактеризованного.

«Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм», — вы скажете правду. Но… эта правда в самом деле неправда… Правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша… Правда – это завтрашний день».

1) постмодернизм

2) соцреализм

3) неоклассицизм

4) эгофутуризм

 

А20. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1) Смоленское сражение

2) Сталинградская битва

3) битва на Орловско-Курской дуге

4) Висло-Одерская операция

 

А21. Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К.Евсеева, относящихся к 1942 году, и укажите, о каком городе в нем говорится.

«Как главная база флота, (город) был сильно защищен только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей… береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря. Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника… Количество самолетов было доведено до предела. Небо… уже больше их не вмещало… Дни шли за днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности… Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику… Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный… красавец, превращен теперь в руины».

1) Архангельске                      3) Севастополе

2) Владивостоке                      4) Одессе

 

А22. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны

2) Потсдамская конференция

3) испытание советской водородной бомбы

4) образование НАТО

 

А23. Какая из названных стран входила в состав Совета экономической взаимопомощи?

1) Югославия                         3) Китай

2) Чехословакия                     4) Вьетнам

 

А24. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

 

А25. Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?

1) образование совнархозов

2) отказ от планового развития промышленности

3) проведение экономической реформы А.Н.Косыгина

4) распространение стахановского почина в промышленности

 

А26. Прочтите отрывок из Обращения ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Правительства СССР и укажите год его опубликования.

«Советский Союз первым запустил межконтинентальную баллистическую ракету, первым послал искусственный спутник Земли, первым направил космический корабль на Луну, создал первый искусственный спутник Солнца, осуществил полет космического корабля в направлении к планете Венера… Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полет советского человека на космическом корабле вокруг Земли».

1) 1949 г.                   3) 1961 г.

2) 1951 г.                   4) 1975 г.

 

А27. Какая черта характеризовала экономику России к середине 1990-х гг.?

1) значительный рост производительности труда в промышленности

2) внедрение элементов хозрасчета в деятельность предприятий

3) внедрение во все отрасли производства новейших технологий

4) резкое сокращение доли России в мировом производстве

 

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) разделы Речи Посполитой

Б) Азовские походы Петра I

В) Каспийский поход Петра I

Г) Семилетняя война

 

В2. Какие три из названных социальных движений относятся к XVII веку?

1) восстание И.Болотникова

2) Медный бунт

3) восстание под руководством Е.Пугачева

4) Соляной бунт

5) Чумной бунт

6) восстание военных поселенцев

 

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ярослав Мудрый

Б) Андрей Боголюбский

В) Владимир Мономах

Г) Дмитрий Донской

1) введение Юрьева дня

2) написание «Поучения детям».

3) победа на Куликовом поле

4) укрепление Владимиро-Суздальского княжества

5) строительство Софийского собора в Киеве

 

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 года он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия».

 

В5. Расположите следующие фамилии военачальников в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) М.Д.Скобелев                     В) Б.П.Шереметев

Б) М.И.Кутузов                        Г) П.Н.Нахимов

 

В6. Какие три из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870 – 18880-е годы?

1) самодержавная власть

2) разорение мелкопоместных дворян

3) увеличение числа наемных работников

4) связь рабочих с деревней

5) неполноправие сословий

6) возникновение «рабочего вопроса»

 

В7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX века и отраслями науки, которыми они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А) А.С.Попов

Б) Н.И.Лобачевский

В) В.Я.Струве

Г) А.М.Бутлеров

1) математика

2) химия

3) радиотехника

4) астрономия

5) биология

 

В8. Прочтите отрывок из сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идет речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха».

 

В9. Какие три из перечисленных государственных деятелей занимали высокие посты в царствование Николая II?

1) Е.Ф.Канкрин                      4) Витте

2) П.А.Столыпин                   5) К.П.Победоносцев

3) П.Д.Киселев                       6) А.Х.Бенкендорф

 

В10. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) С.А.Есенин

Б) И.О.Дунаевский

В) К.С.Петров-Водкин

Г) С.М.Эйзенштейн

1) живопись

2) кинорежиссура

3) поэзия

4) музыка

5) архитектура

 

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний У.Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали порты. Они топили его военные суда».

 

В12. Какие три из названных мероприятий внешней политики СССР относятся к 1985 – 1991 гг.?

1) вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы

2) подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) заключение договора с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

4) ввод советских войск в Венгрию

5) вывод советских войск из Афганистана

6) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей

 

В13. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ

А) разрыв отношений с Югославией

Б) Карибский кризис

В) ввод советских войск в Афганистан

Г) прекращение гонки вооружений

1) М.С.Горбачев

2) Л.И.Брежнев

3) И.В.Сталин

4) Н.С.Хрущев

5) Б.Н.Ельцин

 

В14. Прочтите отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалось в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями», создавали атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву».

 

В15. Расположите следующие фамилии руководителей СССР во второй половине XX века в порядке их пребывания во главе государства. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) Ю.В.Андропов                   В) Н.С.Хрущев

Б) Л.И.Брежнев                        Г) М.С.Горбачев

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний современника (XIX в.).

2Уже несколько раз в течение своего царствования <император> останавливался на мысли о возможности <и> целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства…

…Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи…».

Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.).

«Петербург… Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада… как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чем дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окруженным потрясенной семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».

Из воспоминаний современника (XIX в.).

«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов.

На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».

 

С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идет речь. Укажите имя императора, о котором идет речь, и название организации, участники которой устроили покушение.

 

С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. Укажите не менее трех положений.

 

С3. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трех положений.

 

С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX века до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XV веке российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х годов XVII века царь Федор Алексеевич отменил местничество.

Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.

 

С7. Сравните теоретические положения М.А.Бакунина и П.Л.Лаврова.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

3

В1

БВГА

А2

1

В2

124

А3

3

В3

5423

А4

2

В4

Меншиков

А5

1

В5

ВБГА

А6

4

В6

145

А7

1

В7

3142

А8

2

В8

барщина

А9

3

В9

245

А10

1

В10

3412

А11

4

В11

интервенция

А12

4

В12

135

А13

2

В13

3421

А14

3

В14

Сталин

А15

3

В15

ВБАГ

А16

4

 

А17

1

 

А18

3

 

А19

2

 

А20

1

 

А21

3

 

А22

1

 

А23

2

 

А24

4

 

А25

3

 

А26

3

 

А27

4

 

 

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

 

С1

Дата: 1881 г.

Император: Александр II

Организация- участница покушения: Народная воля

 

С2

1) под угрозу были поставлены коренные реформы, которые проводились в стране и были связаны с именем Александра II

2) император не успел утвердить проект Лорис-Меликова, который мог существенно изменить политическое устройство страны

3) пришедший к власти Александр III отказался от проекта Лорис-Меликова и взял курс на поведение конрреформ.

 

С3

Настроение в обществе: тревога

Причины:

1) убийство царя

2) слухи об арестах, захвате оружия, взрывчатых веществ, обнаружении тайных типографий, революционных прокламаций

3) страх перед новыми возможными терактами

4) беспокойство за будущее страны 

 

С4

Две войны:

— русско-японская война 1904-1905 гг

— Первая мировая война

Цели России в русско-японской войне:

— защита российских экономических интересов на Дальнем Востоке от японских притязаний

— установление политического преобладания России в регионе

— стремление за счет «маленькой победоносной войны» решить внутренние проблемы, повысить авторитет монархии в стране

Цели России в Первой мировой войне:

— сохранение влияния России на Балканах

— защита Сербии и других балканских народов от австрийско-немецких притязаний

— захват Босфора и Дарданелл (окончательное решение «восточного вопроса»)

С5

—-

 

С6

Причины отмены местничества:

— местничество стесняло царя в праве выбора высших должностных лиц

— местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду бояр

— местничество мешало проведению назревших преобразований в России

— местничество негативно отражалось на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей

Значение отмены местничества:

— основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю

— был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть

— представители дворянства одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России; они постепенно становились главной опорой абсолютизма.

 

С7

Общие характеристики:

— недопустимость развития капитализма в России

— необходимость свержения самодержавия

— неизбежность социалистической революции в России

— необходимость сохранения крестьянской общины как ячейки будущего социалистического общества

— необходимость ликвидации сословного неполноправия

Различия:

Теоретические положения М.А.Бакунина:

— крестьянство готово к революции

— необходим всероссийский крестьянский бунт

— задача интеллигенции – поднять народные массы на бунт

— по мере перехода к социалистическому обществу функции государства будут отмирать, вместо будет создана конфедерация самоуправляющихся общин

Теоретические положения П.Л.Ткачева:

— крестьянство не готово к революции

— необходимо социалистическая пропаганда среди крестьян

— задача интеллигенции – революционное просвещение народа

— по мере перехода к социалистическому обществу функции государства переходят к общественным организациям

 

 

 

«В построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее

Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и укажите, о чьих воззрениях идет речь.
«Насчет мужика — это дело пустое, — говорил кто-нибудь из спорщиков. — Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины.»
 (*ответ*) социал-демократов
 революционных народников
 декабристов
 либеральных народников
Прочтите отрывок из воспоминаний участника Великой Отечественной войны и укажите, о каком городе идет речь.
«Потерпев неудачу в своих расчетах взять город с ходу, а затем и штурмом, фашисты замкнули вокруг города стальное кольцо блокады, перерезав все сухопутные коммуникации, связывавшие его со страной. На стиснутой вражескими клещами территории оставалось менее двух с половиной миллионов мирных жителей, в том числе около 400 тысяч детей. Фашисты пытались во что бы то ни стало сломить сопротивление населения. Ежедневно город подвергался массированным обстрелам и бомбежкам»

 (*ответ*) Ленинграде
 Москве
 Киеве
 Севастополе
Прочтите отрывок из документа, принятого 1 марта 1917 г., и укажите его название _
«1. Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода воинских управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей… 6. …Вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется»
 (*ответ*) Приказ № 1 по частям Петроградского гарнизона
 Декрет о мире
 Обращение Временного комитета Государственной думы
 Строевой устав
Прочтите отрывок из записи в дневнике писателя А. Злобина и укажите, о каком руководителе СССР идет речь.
«Он освободил не только 10 миллионов людей, сидевших в лагерях, но и всех нас. И меня он освободил, хотя я и был как бы на свободе».
 (*ответ*) Н.С. Хрущеве
 Л.И. Брежневе
 Ю.В. Андропове
 М.С. Горбачеве
Прочтите отрывок из книги современного историка и укажите год, когда произошли описанные события.
«25 февраля… — последний день работы XX съезда партии — впоследствии войдет в историю. Именно тогда неожиданно для абсолютного большинства присутствующих делегатов Хрущев вышел на трибуну с докладом «О культе личности и его последствиях»
 (*ответ*) 1956
 1953
 1964
 1972
Прочтите отрывок из письма рабочего и укажите фамилию деятеля партии и государства, с которым он полемизирует.
«У кого же закружилась голова? На деле получилось так, что к середняку применили политику, направленную против кулака… Выходит, «царь хорош, а чиновники на местах негодные»»
 (*ответ*) И.В. Сталиным
 Н.И. Бухариным
 МП. Томским
 А.И. Рыковым
Прочтите отрывок из статьи газеты «Правда» и укажите, в какой период она была напечатана.
«…В театральной критике сложилась антипартийная группа последышей буржуазного эстетства… Эти критики утратили свою ответственность перед народом, являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему буржуазного космополитизма, они мешают развитию советской литературы…»
 (*ответ*) 1945-1953 гг.
 1953-1964 гг.
 1964-1985 гг.
 1985-1991 гг.
«Буря в пустыне» — это
 (*ответ*) военная операция, проведенная коалицией государств под эгидой ООН против Ирака в 1991г.
 название художественного произведения
 план нападения Ирака на Кувейт в 1990 г.
 название тайфуна, нанесшего большой материальный ущерб странам Средиземноморья в 1992г.
«В <стране> построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.», – это отрывок из Конституции, принятой в _ г.
 (*ответ*) 1977
 1924
 1936
 1993

Прочтите отрывок из программы политической организации и укажите название этой организации.

«Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпион­ства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произ­вола со стороны правительства, администрации и т.п., имеет своей целью подорвать обаяние правительства силы, давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства… поднимать, таким образом, революционный дух народа в веру в успех де­ла и, наконец, формировать годные к бою силы…».

1) «Черный передел»

2) «Народная воля»

3) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

4) группа «Освобождение труда»

 

Прочтите отрывок из письма Н.М. Карамзина и укажите, о какой категории крестьян идет речь.

«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на доче­ри… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям…? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомяну­того Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих пред­писаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое де­ло знать, что справедливо и для вас полезно».

1) государственных

2) удельных

3) посессионных

4) крепостных

 

Прочтите отрывок из записок современника и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Сельское житье его было мучительно для несчастных крестьян, между которыми завел он дисциплину совершенно военную. Ни покоя, ни малейшей свободы, ни веселия, пля­сок и песней не знали жители села Грузина… И эта каторга должна была служить ему образцом изобретенных им воен­ных поселений».

1) К. П. Победоносцев

2) А. X. Бенкендорф

3) П. Д. Киселев

4) А. А. Аракчеев

 

Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и укажите, о чьих воззрениях идет речь.

«— Насчет мужика — это дело пустое, — говорил кто-ни­будь из спорщиков. — Ульянов прав: чтобы установить дикта­туру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины».

1) революционных народников

2) декабристов

3) социал-демократов

4) либеральных народников

Прочтите отрывок из книги и укажите имя художника, о котором идет речь.

«Война в полотнах вновь предстала во всей своей суровой и мужественной правде. Картины Балканской серии с беспощадной правдивостью воспроизводят будни войны, ее грязь и кровь. Здесь и напряженное ожидание атаки, и тяжелые горные переходы рус­ской армии, и полевые перевязочные госпитали, и сцены зверства турецких захватчиков. Художник смело раскрыл и оборотную сто­рону войны».

1) И.Репин

2) И. Перов

3) В. Верещагин

4) В. Суриков

А 23, А 25, А 31: XX (1900-1940), (1941-1945), (1945-1991)

А23: 1900-1940

Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я за­метил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) Ф.И. Шаляпин3) С.П. Дягилев

2) СВ. Рахманинов 4) С.И. Мамонтов

 

2. Прочтите отрывок из воспоминаний П. Сорокина и ука­жите, когда происходили описанные автором события.

«Трамвай не ходил, а извозчиков не стало, я пошел пешком к Петроградской стороне… Стрельба все еще не прекращалась, на улицах не горели фонари… На Литей­ном увидел бушующее пламя… Лица смеющихся, тан­цующих и кричащих зевак выглядели демонически в крайних отсветах пламени. Тут и там валялись разные деревянные изображения российского двуглавого орла, сорванные с правительственных зданий, и эти эмблемы империи летели в огонь по мере возбуждения толпы. Старая власть исчезла, превращаясь в прах, и никто не жалел о ней».

1) в декабре 1905 г. 3) в октябре 1917 г.

2) в феврале 1917г.4) в марте 1921 г.

 

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком политическом деятеле идет речь.

«В IV Государственной думе он был сначала председа­телем небольшой группы трудовиков, а затем вместе с этой группой примкнул к партии социалистов-революционеров. В момент переворота 1917 он был избран това­рищем председателя Петроградского Совета, и солдатская масса видела внём человека, тесно связанного с Советом и с социалистической партией. Он хотел быть надпар­тийной, общенациональной фигурой. Замечательно, что… [его] имя… впоследствии стало синонимом слабого, без­вольного правительства, имел большие субъективные наклонности к сильной власти, командованию».

1) А.И. Гучкове 3) П.Н. Милюкове

2) Л.Д. Троцком 4) А.Ф. Керенском

Прочтите отрывок из выступления меньшевика Дана в Петросовете и укажите, о каком правительстве идет речь.

«Мы не только готовы подержать… правительство, мы не только делегировали ему всю полноту власти; но мы требуем, чтобы этой властью правительство пользовалось».

1) царском 3) большевистском

2) Временном 4) большевистско-эсеровском

 

5. Прочтите отрывок из документа и укажите, когда он был опубли­кован.

«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепле­ния крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государст­венных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом».

1) в 1918 г. 3) в 1929 г.

2) в 1921 г. 4) в 1940 г.

 

6. Прочтите отрывок из воспоминаний П.Н. Милюкова о событиях 1917 г. и укажите, о становлении какой вла­сти идет речь.

«…Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял свое положение в столице, разделив Пе­тербург на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей… насе­ление приглашалось «организовать местные комитеты и взять в свои руки управление местными делами». Вре­менный комитет Думы был оттеснен в далекий угол дворца…»

1) единовластия Советов

2) власти Временного правительства

Двоевластия

4) конституционной монархии

 

Прочтите отрывок из протокола заседания ЦК партии кадетов и укажите, в какой период происходило это заседание.

«…Для партии выгоднее, чтобы жизнь нынешнего правительства продлилась дольше, чтобы неизбежные репрессии были предприняты по инициативе и решению самого социалистического правительства. Новым важным фактором является сейчас сведение на нет прежнего значения Советов солдатских и рабочих депутатов. Раз они бросились в большевизм, тем самым они предрешили свою судьбу… Средняя группа социализма сыграла свою роль и ухо­дит, на смену является большевизм, а за ним и призрак неизбежного хирургического вмешательства…»

1) октябре 1905 г. 3) августе 1917 г.

2) феврале 1917 г. 4) июне 1918 г.

 

Прочтите отрывок из воззвания и укажите событие 1917 г., к которому оно относится.

«Русские люди! Великая Россия наша умирает. Бли­зок час ее кончины. Вынужденный выступать открыто, я, генерал … заявляю, что Временное правительство под давлением большинства советов действует в полном со­гласии с планами германского генерального штаба и од­новременно с предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье, убивает армию и потрясает страну изнутри…»

1) октябрьский большевистский переворот

Корниловский мятеж

3) отречение царя

4) июльский кризис Временного правительства

 

9. Прочтите отрывок из радиограммы Временного прави­тельства и укажите, кто подписал данную радиограмму.

«26 августа ген. Корнилов прислал ко мне члена Гос. думы В.Н. Львова с требованием передачи Временным правительством ген. Корнилову всей полноты граждан­ской и военной власти с тем, что им, по личному усмот­рению, будет составлено новое правительство для управ­ления страной…

…Приказываю:

1) Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего…

2) Объявить город Петроград и петроградский уезд на военном положении…»

1) П.Н. Милюков 3)Л.Д. Троцкий

2) А.Ф.Керенский 4) В.И.Ленин

 


Рекомендуемые страницы:

«Прощать — это дело Бога». В соцсетях восторгаются фейковой фразой Путина

В интернете расходится фраза, якобы сказанная Владимиром Путиным о борьбе с террористами. «Прощать террористов – это дело Бога, мое дело – отправить их к нему», — эти слова российскому президенту приписывает ведущая программы новостей на Russia Today Реми Малуф. Пользователи Twitter тут же вспомнили боевик «Гнев», в котором герой Дензела Вашингтона произносит похожие слова, заряжая автомат.

@RemiMaalouf That is a quote form the movie «Man on Fire» Forgiveness is between them and God. It’s my job to arrange the meeting. — Islam M.Ali (@Islamx) 17 ноября 2015

«Это же цитата из фильма «Гнев». «Прощение — это дело их и Бога. Моя работа в том, чтобы обеспечить им встречу».

Изначально «цитата Путина» появилась в профиле в журналистки RT в Twitter, ее стали активно обсуждать в соцсети.  

#Putin : to forgive the terrorists is ip to God but to send them to him is up to me #ISIS#Syria#Moscowpic.twitter.com/hmTdvnb25C — Remi Maalouf (@RemiMaalouf) 17 ноября 2015

В комментариях под записью журналистки пользователи восхищаются российским лидером и критикуют политику Барака Обамы. «Никогда не думал, что доживу до момента, когда начну желать, чтобы наш лидер был таким же твердым, как и российский лидер», — пишет Roland Tibbs. «Я бы обменял его на 100 Обам и почти каждого чиновника из нашего коррумпированного правительства», — пишет HarryWeed Вот. А вот, что сказано в статье о Путине, опубликованной на сайте Barstoolsports.

Читайте на MedialeaksСын хвастался маме, что одноклассник — его двойник. И совместное фото мальчиков чуть не довело женщину до слёз

«Я знаю, что Путина нельзя назвать хорошим парнем, но даю вам слово – мне нравится эта цитата. Она восхитительна и полна истерики. Он мировой лидер, больше похожий на героя из кино. « Прощать террористов – это дело Бога, мое дело – отправить их к нему.” Кто может такое сказать? Путин может!», — пишет журналист.

Между тем, российские источники оригинал фразы не приводят, не перепечатывают эти слова и именитые международные СМИ, за исключением Fox News. Как писал ранее Medialeaks, после серии терактов в Париже и растущей угрозы со стороны запрещенного в России «Исламского государства» Запад стал мягче к России и лично к Путину. На саммите G20 лидеры западных государств один за другим проводили встречи с Путиным и позировали для фото.

Пресс-служба президента пока подлинность этих слов не комментировала.

100 хитрых загадок, которые с лёгкостью отгадывали советские школьники

Лёгкие загадки

— 1 —

Стоит дуб. В нём 12 гнёзд. В каждом гнезде по 4 яйца, в каждом яйце по 7 цыплят.

Разгадка

Скрыть ответ

— 2 —

В углу сито, не руками вито.

Разгадка

Скрыть ответ

— 3 —

Кто над нами вверх ногами?

Разгадка

Скрыть ответ

— 4 —

На раскрашенных страницах много праздников хранится.

Разгадка

Скрыть ответ

— 5 —

В лесу без огня котёл кипит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 6 —

Шёл мужик по лесу, нёс зеркало за поясом. Лесу поклонился, лес повалился.

Разгадка

Скрыть ответ

— 7 —

Меня легко найдёшь зимой, но гибну я всегда весной; расту я корнем вверх — вниз головой.

Разгадка

Скрыть ответ

— 8 —

У кого глаза на рогах, а дом на спине?

Разгадка

Скрыть ответ

— 9 —

Бел, да не сахар. Пушист, да не птица. Нет ног, а идёт.

Разгадка

Скрыть ответ

— 10 —

Не мотор, а гудит. Не пилот, а летит. Не змея, а жалит. Не воин, а врага валит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 11 —

Дом — не дом. Из трубы — дым столбом. Весь он ходит ходуном. И качается народ взад-вперёд.

Разгадка

Скрыть ответ

— 12 —

По сеням взад-вперёд ходит, а в избу не входит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 13 —

Оля, Катя, Таня, Яша, Боря, Рита за собою тянут мягкий знак.

Разгадка

Скрыть ответ

— 14 —

Какие животные хвойные?

Разгадка

Скрыть ответ

— 15 —

Шарик невелик, да плакать велит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 16 —

Соль, а не солёная, фасоль, а не зелёная.

Разгадка

Скрыть ответ

Ноты фа и соль

— 17 —

Всем, кто придёт, и всем, кто уйдёт, руку подаёт.

Разгадка

Скрыть ответ

Дверная ручка

— 18 —

Сам верхом, а ноги за ушами.

Разгадка

Скрыть ответ

— 19 —

Ходоки на весь свет, а ног своих нет.

Разгадка

Скрыть ответ

— 20 —

Ходят великаны, горбят океаны. К берегу придут — сразу пропадут.

Разгадка

Скрыть ответ

— 21 —

Колоб-колобок забрёл на потолок.

Разгадка

Скрыть ответ

— 22 —

При двух руках, с одной ходит по воде. На себе носит, а не тонет.

Разгадка

Скрыть ответ

— 23 —

Две сестры качались, правды добивались. Правды добились — остановились.

Разгадка

Скрыть ответ

— 24 —

Не бранит никто мальца, но колотят без конца. Пока он не скроется, никто не успокоится.

Разгадка

Скрыть ответ

— 25 —

Какой чудачок имел пятачок, его не потратил и другого не нажил?

Разгадка

Скрыть ответ

— 26 —

Грамоты не знаю, целый век пишу.

Разгадка

Скрыть ответ

— 27 —

Молод был — молодцом глядел; под старость устал, меркнуть стал. Новый родится — опять развеселится.

Разгадка

Скрыть ответ

— 28 —

Летит — пищит. Сядет — замолчит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 29 —

Шар невелик, лениться не велит; если знаешь предмет, то покажешь весь свет.

Разгадка

Скрыть ответ

— 30 —

А утром выйдет солнышко — и не найти ни зёрнышка!

Разгадка

Скрыть ответ

— 31 —

Вот так дом: одно окно. Каждый день в окне кино!

Разгадка

Скрыть ответ

— 32 —

Сидит на ложке, свесив ножки.

Разгадка

Скрыть ответ

Загадки посложнее

— 1 —

Крылья есть, а не летает. Ног нет, а не догонишь. Кто это?

Разгадка

Скрыть ответ

— 2 —

Кланяется, кланяется. Придёт домой — растянется.

Разгадка

Скрыть ответ

— 3 —

Стучит, гремит, вертится, ходит весь свой век, а не человек.

Разгадка

Скрыть ответ

Настенные часы

— 4 —

Звенит, плюёт, взад-вперёд идёт. Что в зубы возьмёт, на две части разоймёт.

Разгадка

Скрыть ответ

— 5 —

Меня одну не едят, а без меня мало едят.

Разгадка

Скрыть ответ

— 6 —

Что общего найдёшь у дерева и книжки?

Разгадка

Скрыть ответ

— 7 —

Брат с сестрою рядом живут, а друг от друга как враги бегут.

Разгадка

Скрыть ответ

— 8 —

Маленькое озёрко, а дна не видать.

Разгадка

Скрыть ответ

— 9 —

Кручу, бурчу. Знать никого не хочу.

Разгадка

Скрыть ответ

— 10 —

Мал пузырёк, как звезда огонёк.

Разгадка

Скрыть ответ

— 11 —

Сочная и золотая меж зелени мелькает, а во рту так и тает.

Разгадка

Скрыть ответ

— 12 —

Кричит горлан через море-океан — получает ответ через целый свет.

Разгадка

Скрыть ответ

— 13 —

Изогнут, словно хвост петуха, зазубрен, словно зубы щуки.

Разгадка

Скрыть ответ

— 14 —

Дарья с Марьей видятся, да не сходятся.

Разгадка

Скрыть ответ

— 15 —

Что за зверь: в зиму ест, а летом спит; тело тёплое, а крови нет; сядешь на него, а с места тебя не свезёт?

Разгадка

Скрыть ответ

— 16 —

Был ребёнок — не знал пелёнок. Стал стариком — сто пелёнок на нём.

Разгадка

Скрыть ответ

Кочан капусты

— 17 —

Две головы, шесть ног. А едет на четырёх.

Разгадка

Скрыть ответ

Всадник на коне

— 18 —

У чего нельзя найти ни конца, ни начала?

Разгадка

Скрыть ответ

— 19 —

В кружке — точка, в точке — ночка; что ни встретит, всё заметит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 20 —

Без крыльев летает, без зубов кусает. Меньше ягоды, сильней быка.

Разгадка

Скрыть ответ

— 21 —

Жёлто, а не золото. Тает, а не снег.

Разгадка

Скрыть ответ

— 22 —

Есть всегда у кораблей и, конечно, у людей.

Разгадка

Скрыть ответ

— 23 —

Вот дом из жести, а жильцы в нём — вести.

Разгадка

Скрыть ответ

Почтовый ящик

— 24 —

Рассыпался горох на четыреста дорог. Солнце взойдёт — всё соберёт.

Разгадка

Скрыть ответ

— 25 —

Зимой в доме мёрзнет, а на улице нет.

Разгадка

Скрыть ответ

Оконное стекло

— 26 —

Без тела живёт, без языка говорит, никто его не видит, а всякий слышит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 27 —

Не связана — как дорожка, а связана — так одёжка.

Разгадка

Скрыть ответ

— 28 —

Бежит — шумит, а зимой молчит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 29 —

Синее одеяло высоко бежало, книзу опустилось — в воду обратилось.

Разгадка

Скрыть ответ

— 30 —

Вечером прилетит, всю ночь пролежит, а утром опять улетит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 31 —

Бежит, бежит — не выбежит, течёт, течёт — не вытечет.

Разгадка

Скрыть ответ

— 32 —

Из избы — пляшут, в избу — плачут.

Разгадка

Скрыть ответ

— 33 —

В воде купался, а сух остался.

Разгадка

Скрыть ответ

— 34 —

Под стеклом сижу, в одну сторону гляжу.

Разгадка

Скрыть ответ

— 35 —

Дам есть — плачет и ворчит. Ничего не дам — она молчит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 36 —

На чужой спине едет, а на своей груз везёт.

Разгадка

Скрыть ответ

— 37 —

Горит столб, а углей нет.

Разгадка

Скрыть ответ

Сложные загадки

— 1 —

На ямке, ямке сто ямок с ямкой.

Разгадка

Скрыть ответ

— 2 —

Нет ушей, а слышит. Нет рук, а пишет.

Разгадка

Скрыть ответ

— 3 —

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает.

Разгадка

Скрыть ответ

— 4 —

У кого есть столько глаз, сколько дней в году?

Разгадка

Скрыть ответ

У родившегося 2 января

— 5 —

Что проходит большое пространство, не двигаясь с места?

Разгадка

Скрыть ответ

— 6 —

Чем больше отдаю, тем больше вырастаю. Величину свою отдачей измеряю.

Разгадка

Скрыть ответ

— 7 —

Чёрен, голенаст. Выгибаться горазд.

Разгадка

Скрыть ответ

— 8 —

Узелок завязал, тебе не развязать.

Разгадка

Скрыть ответ

— 9 —

Сила не сила, а грязь убило.

Разгадка

Скрыть ответ

— 10 —

Сделана из тряпок, а ниток не видно.

Разгадка

Скрыть ответ

— 11 —

Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 12 —

Кто не рожден, не учён, а правдой живёт.

Разгадка

Скрыть ответ

— 13 —

Живёт — лежит. Умрёт — побежит.

Разгадка

Скрыть ответ

— 14 —

Кругом вода, а с питьём беда.

Разгадка

Скрыть ответ

— 15 —

Костяной порог, а за ним красный говорок.

Разгадка

Скрыть ответ

— 16 —

Летом — кудри, а зимой — в пудре.

Разгадка

Скрыть ответ

— 17 —

Ума нет, а хитрый.

Разгадка

Скрыть ответ

— 18 —

Что это за дорога: кто идёт, тот хромает?

Разгадка

Скрыть ответ

— 19 —

Лёгонькое, маленькое, а на крышу не закинешь.

Разгадка

Скрыть ответ

— 20 —

Не летает, не поёт и не птица, а клюёт.

Разгадка

Скрыть ответ

— 21 —

Облетел конёк целый мир в денёк.

Разгадка

Скрыть ответ

— 22 —

Два брюшка, четыре ушка.

Разгадка

Скрыть ответ

— 23 —

Снаружи птица, внутри человек.

Разгадка

Скрыть ответ

— 24 —

Чёрный конь скачет в огонь.

Разгадка

Скрыть ответ

— 25 —

От конца до конца протянулось полкольца.

Разгадка

Скрыть ответ

— 26 —

Стоит над рекой, трясёт бородой.

Разгадка

Скрыть ответ

— 27 —

Без рук, без топорёнка построена избёнка.

Разгадка

Скрыть ответ

— 28 —

В деревянной колыбельке спит на веточке Емелька.

Разгадка

Скрыть ответ

— 29 —

Одно бросил — целую горсть взял.

Разгадка

Скрыть ответ

— 30 —

Зимой всех теплей, а летом всех холодней.

Разгадка

Скрыть ответ

— 31 —

Зубы имеют, а зубной боли не знают.

Разгадка

Скрыть ответ

Загадки для этого поста взяты из детского журнала «Мурзилка» за 1924-1950 гг.

Читайте также 🤔

34 известные пословицы, у которых, оказывается, есть продолжение (И порой оно полностью меняет их смысл)

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы часто используем в своей речи пословицы и поговорки, не задумываясь об их происхождении. А бывает и так, что одно изречение трансформировалась со временем совсем в другое и даже приобрело иное значение.

AdMe.ru собрал 34 пословицы, о продолжении которых вы могли даже не догадываться.

Пословицы с забытым продолжением

  • В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
  • Всяк правды ищет, да не всяк ее творит.
  • Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина.
  • Семеро одного обедать не ждут, а смелый и один ест.
  • Дело мастера боится, а иной мастер — дела.
  • Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

34 известные пословицы, у которых, оказывается, есть продолжение (И порой оно полностью меняет их смысл)

  • Свой глаз — алмаз, а чужой — стекло.
  • За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
  • И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
  • Хлопот полон рот, а перекусить нечего.
  • От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
  • Как с гуся вода, так с тебя худоба.
  • Первый парень на деревне, а деревня в два двора.

34 известные пословицы, у которых, оказывается, есть продолжение (И порой оно полностью меняет их смысл)

  • Ласковый теленок двух маток сосет, а бодливому и одна не дается.
  • Утро вечера мудренее — трава соломы зеленее.
  • Чем черт не шутит, пока бог спит.
  • Что было, то прошло; что будет, то придет.
  • Бог не без милости, казак не без счастья.
  • Заварил кашу — не жалей масла.
  • Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы.

34 известные пословицы, у которых, оказывается, есть продолжение (И порой оно полностью меняет их смысл)

  • Попытка не пытка, а спрос не беда.
  • Друг познается в беде, как золото в огне.
  • В ступе воду толочь — вода и будет.
  • Где тонко, там и рвется, где худо, там и порется (вариант: где толсто, там и наслаивается).

Пословицы с вновь приобретенным продолжением

Некоторые пословицы не встречаются в официальных сборниках и словарях. Однако сегодня их часто можно услышать в повседневной речи или увидеть в различных статьях на просторах интернета. А поскольку пословицы относятся к народному творчеству и у них не может быть строго зафиксированного автора и даты создания, то мы добавили в список и новые версии.

34 известные пословицы, у которых, оказывается, есть продолжение (И порой оно полностью меняет их смысл)

  • Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится.
  • Под лежачий камень вода не течет, а под катящийся не успевает.
  • Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
  • На вкус и цвет все фломастеры разные.
  • Семь бед — один ответ, восьмая беда — совсем никуда.
  • Москва слезам не верит, ей дело подавай.
  • На обиженных воду возят, а на добрых сами катаются.

34 известные пословицы, у которых, оказывается, есть продолжение (И порой оно полностью меняет их смысл)

  • И рыбку съесть, и косточкой не подавиться.
  • Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.