что должен уметь, питание, сон, занятия
Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.
Физические параметры
Сначала поговорим о самом важном – физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.
Для мальчиков:
- рост: от 73,5 до 78,4 см;
- вес: от 8,7 до 11 кг;
- окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
- должен иметь 8 передних зубов.
Для девочек:
- рост: от 70,5 до 76,8 см;
- вес: от 8 до 10,2 кг;
- окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
- ребенок должен иметь 8 передних зубов.
Небольшое отклонение от нормы – не повод для тревоги, а вот более серьезные отклонения в большую или меньшую сторону обсудите с педиатром, особенно если раньше малыш развивался нормально. Серьезные заболевания лучше выявить на ранней стадии.
Режим сна малыша
Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.
- Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят грудь.
- Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
- Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.
Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема – минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.
Как раз в этот период родители могут выявить, к какому суточному типу относится ребенок. Так, поднятая рано утром “сова” будет постоянно стараться прикорнуть и добрать утренние часы снаНавыки и умения малыша
В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: что умеет делать ребенок в 1 год и 2 месяца?). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.
Советы:
- Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
- Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.
В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.
Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.
Малыш очень гордится своим новым навыком хождения, поэтому применяет его в любой удобный момент. Мамочке нужно быть осторожной, потому что ребенок становится очень любопытным и может оказаться в опасностиЧто должен уметь ваш ребенок?
- Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
- Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
- Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
- Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
- Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
- Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.
Развивающие и вспомогательные занятия
Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: здоровое развитие младенца в 1 месяц). Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: как развивается ребенок до 1 месяца?). Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».
Выводите ребенка «в люди» – в торговые центры, на разные детские площадки, в парки, соблюдая меры безопасности (например, во время эпидемий). Новые впечатления пробудят его исследовательские инстинкты, научат не бояться нового.
Игрушки, подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:
- книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: интересные и развивающие книги для детей 1-2 года).д.;
- большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.
Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см. также: полезное меню для годовалого ребенка с рецептами). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой. Звуковые игры – это то, чем стоит заниматься каждый день.
Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.
Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.
Чувство цвета для развития ребенка очень важно – оно помогает лучше понимать окружающий его мир и выражать ощущения при помощи художественных инструментовЧем можно кормить малыша?
Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус. Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром – обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно. Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.
Сбалансированное меню на 3 дня:
День первый | День второй | День третий | |
Завтрак |
|
|
|
Обед |
|
|
|
Полдник |
|
|
|
Ужин |
|
|
|
Поделитесь с друьями!
Ребенку 1 год и 1 месяц: развитие, питание и сон
Начальное развитие малыша в первый год жизни характеризуется его дальнейшим совершенствованием, ростом и формированием двигательных навыков, разговорной речи, умственного мышления. Возраст 1 год и 1 месяц – это тот возраст, который требует наибольшего внимания и общения. Малышу интересно играть со своими сверстниками. В этот период родителям стоит активно общаться и заниматься с ребенком, так как в этом промежутке малыш познает мир, многому учиться. Однако не стоит переусердствовать, чтобы не переутомлять его. Обучение и познание всего нового должно проходить в форме игры.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
В период, когда ребенку исполняется 1 год и 1 месяц он уже способен самостоятельно ходить, хотя в большинстве случаев делает он это довольно неуверенно и неустойчиво, на носочках или придерживаясь за руку, учится произносить свои первые слова, зато довольно уверенно передвигает предметы.
Малыши в этом возрасте становятся достаточно внимательными к предметам и действиям, которые их заинтересовали. Например, слушая маму или папу, он понимает своего родителя и может выполнять несложные просьбы и поручения, например, принести свою игрушку или подать знакомый ему предмет. Ребенок уже умеет самостоятельно сидеть за своим столиком во время приема пищи, ему интереснее держать ложку самому и кушать с небольшой помощью.
Речь ребенка развивается со слов, имеющих повторные слоги: «мама», «папа», «баба», в том числе слова, имеющие несложные произношения: «на», «дай». Также кроха любит повторять звуки любимых животных: «мяу», «гав», «му-му». В этот период времени кроха учится различать и запоминать звуки. Одно из увлекательных занятий – разговоры с самим собой на непонятном взрослому человеку языке. Звуки могут издаваться то слишком громко, то еле слышно, так ребенок слушает себя и свою интонацию.
Ребенок возрастом в 1 год и 1 месяц требует постоянного движения, он с трудом может усидеть на одно месте дольше 5 минут, при этом все движения сопровождаются перемещением за собой различных предметов или вещей. Для родителей в это не легкое время стоит запастись большим терпением.
Малышу общения с близкими уже недостаточно для познания всего окружающего, поэтому это та самая пора, идеально подходящая для знакомства со сверстниками. Необходимо подобрать подходящую компанию, которая придется по душе ребенку среди своих знакомых, родственников, друзей. Ребенок в этом возрасте способен найти себе единомышленников в детской песочнице или дошкольной школе развития.
Занятия и игры с ребенком 1 год и 1 месяц
Всевозможные увлекательные занятия с малышом несут познавательный и укрепляющий характер. Основной целью является совершенствование правильной ходьбы, развитие процессов речи. Игровые занятия учат ребенка управлять игрушками: вынимать и складывать в коробку, различать по цвету и размеру. Дети с радостью воспринимают игрушки, которые могут собираться-разбираться, трансформироваться. К таким можно отнести матрешки, цветные кубики, коробочки с крышками, занимательные детские книжки с крупно нарисованными персонажами.
Важно, чтобы листы книг для детей возраста 1 год и 1 месяц были плотными, можно картонными, чтобы ребенок мог самостоятельно перелистывать странички, и при этом не порвать книжку.
Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц. На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии.
Занятия и игры с кубами. Цель заключается в ознакомлении ребенка с основными особенностями куба. Геометрические фигуры в количестве восьми штук одинакового размера помещают в коробку и закрывают крышкой. Кроха открывает ее и поочередно достает кубики, таким образом, ребенок осваивает действие последовательного выкладывания предметов. Когда коробочка опустеет ее необходимо показать малышу и подтвердить факт отсутствия в ней предметов, также можно предложить крохе заглянуть во внутрь. Последующей частью занятия с кубиками – постройка башенки или паровозика (кубики выкладываются в вертикальной или горизонтальной плоскости).
Занятия с матрешками. Познавательная игра с раскладывающейся конструкцией. Для начала достаточно двух игрушек – маленькой и больше. Ход такой игры несет увлекательный характер. Матрешки можно катать на машинах, танцевать, играть в прятки. Спрятанная матрешка под платочек заставит малыша поразмышлять над поиском. Мама также может предложить своему крохе накормить и напоить матрешек. Матрешкам ставят импровизированные столики и посуду, мама помогает ребенку обыграть ситуацию кормления и чаепития, в конце игры матрешки благодарят малыша. Также многие детишки любят произвольную игру с матрешками.
Особенности питания детей в 1 год и 1 месяц
Основной составляющей рациона годовалого малыша – разнообразие молочных продуктов. Деткам с режимом грудного вскармливания добавляют в меню сметану, творог, сыр, кефир, натуральный йогурт. Чтобы обезопасить кроху от попадания в организм разного рода ненужных жиров и вредных консервантов следует отдать предпочтение детской молочной продукции.
Чтобы в детский организм поступали витамины и минералы, малышам в этом возрасте дают свежие овощи и фрукты. У ребенка уже есть несколько зубов, поэтому он с удовольствием будет грызть кусочек яблочка или морковки. Также в рационе ребенка могут быть тушеные овощи, рагу и прочие блюда из овощей. Овощные салаты полезны для детского организма. Их можно приготовить из отварного картофеля, моркови, свеклы или кабачков. Идеально сочетаются овощи с добавлением яичного желтка.
Наступило время добавлять в меню крохи мясо. Идеально подойдет молодая телятина, нежирная говядина или нежная курица. Из хорошо проваренного мяса можно приготовить паштет, паровые котлетки, запеканки. Мясной продукцией лучше кормить ребенка в обед. Из рациона годовалого малыша не должна быть исключена и рыба. Нежирный минтай или треску можно отварить и покормить ребенка нежным филе. К рыбе можно добавить немного овощей.
Максимально полезны кашки из овсяных хлопьев или гречка. Чтобы разнообразить рацион каши можно чередовать перловкой, ячневой или манной крупой. Это подходящее блюдо для завтрака можно приготовить на нежирном молоке или на воде добавив несколько грамм сливочного масла.
Салатики из фруктов станут отличным полдником для малыша. Плоды подаются натертые на терке, в основу могут входить бананы, яблоки, груши. В натертые фрукты добавляют ягодки малинки, смородинки, клюквы.
Особенности сна у детей в 1 год и 1 месяц
Правильный полноценный сон восстановит силы крохи, даст необходимую для малыша энергию и здоровое состояние ребенку. Для полноценного отдыха крохе требуется 13,5-14 часов сна в сутки, 2 часа отводиться на дневной сон, остальная часть на ночь.
Приготовление ко сну следует начинать за час до сна, чтобы все успеть: искупать, сделать расслабляющий массаж, почитать книжку. Кроха, таким образом привыкает к каждодневному режиму и в 21:00 он уже спит. Постоянство благоприятно воздействует на психологическое состояние и полноценное развитие ребенка.
Возраст 1 год и 1 месяц – это только начало активного пути ребенка, еще многое впереди и родителям следует запасаться огромным терпением, чтобы успевать помогать крохе познавать этот удивительный мир.
Ребенку 1 год и 1 месяц – как развивается малыш, и что умеет делать в этом возрасте?
В год и месяц малыш продолжает интенсивно расширять свой кругозор. Его интересуют названия окружающих предметов. Проходят проверку на прочность родные и, прежде всего, мама.
Необходимо запастись терпением, толково и обстоятельно отвечать на все вопросительные: «Ы?», не раздражаться при первых попытках похулиганить и, как всегда, просто любить своего ребенка.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физическое развитие ребенка в год и месяц: вес, рост и другие показатели
Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.
Мальчики
- Рост: 73,5-78,4 см
- Вес: 8,7-11 кг
- Окружность головы: 44,9-47,6 см
Девочки
- Рост: 71,5-76,8 см
- Окружность головы: 43,7-46,4 см
Отклонение от приведенных норм в большую или меньшую сторону — повод посоветоваться с врачом, особенно если в более раннем возрасте подобного не наблюдалось.
Количество зубов в норме — 8 передних.
Что умеет ребенок в 1 год и 1 месяц: навыки малыша
- В этом возрасте почти все дети уже умеют ходить, часто неустойчиво, вперевалочку или с поддержкой за руку, но стремятся к перемещению на двух конечностях. Они продолжают активно исследовать окружающий мир, тем более, что горизонты заметно расширяются.
- Кроха может самостоятельно сидеть, например, за столиком во время еды, и активно участвовать в приеме пищи, пытаясь делать это самостоятельно.
- Ребенок понимает несложные команды, например: «дай куклу» или «принеси мяч», знает названия окружающих игрушек, предметов.
- Речь, как правило, состоит из слов с повторяющимися слогами (папа, мама, баба), звуков, издаваемых животными (мяу, ав, му), и коротких словечек: на, дай. Малыш учится различать звуки, он может разговаривать сам с собой на непонятном языке то громче, то тише, с разными интонациями — так он слушает себя.
- Ребенок осознает, что можно тянуть за собой предметы или толкать их, то есть передавать своё движение.
- Общения с окружающими родными и близкими уже не достаточно, пришла пора общения со сверстниками. Может быть, вы найдете подходящую компанию среди своих друзей и родственников, в дворовой песочнице или в школе развития.
Чем помочь в развитии: занятия для детей в возрасте 1 год 1 месяц
Дети в своём исследовании мира стремятся залезть как можно выше: на стулья, столы, полки, подоконники. Слезть самостоятельно обратно не только не получится, но и опасно для здоровья. Поэтому взрослые должны вовремя отслеживать такие моменты, либо снимать малыша с опасной высоты и озвучивать свои действия словами «нельзя», либо научить спускаться без риска, например, со стула.
Постарайтесь выводить чадо «в свет», в зоопарк, парк развлечений, торговый центр (разумеется, в разумных пределах, в период эпидемии гриппа этого делать не стоит). Добавляйте в его жизнь новые впечатления, побуждающие к дальнейшему исследованию мира.
Игрушки и игры для детей в год и месяц
- Книги с яркими картинками, например, различные энциклопедии под условным названием «Первая книга малыша».
- Большие игрушки, которые можно толкать (машина, плюшевый мишка), каталки (особенно хорошо, если с трещоткой), стучалки.
Копилочка
Можно купить готовую игрушку, это коробочка с прорезью как у копилки и разноцветные «монетки-пуговки», или сделайте ее самостоятельно. Малышу предлагается по одной опускать пуговицы в прорезь. Покажите ребенку, как можно потрясти наполненную «копилочку» и послушать звук.
Прячем игрушку
Игрушка прячется сначала на глазах у ребенка, например, под пеленку, за спину. Малыш должен находить ее. Потом можно привязать к предмету разноцветную ленточку (младенец видит это) и спрятать игрушку, но оставить торчать «хвостик» от ленты. Ищем снова.
Зарядка для пальчиков
По очереди разминаем каждый пальчик на ручках со словами:
Мальчик с пальчик, где ты был?
С первым братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу варил,
С третьим братцем кашу ел,
А с четвертым — песни пел.
Что можно кушать малышу в 1 год и 1 месяц: меню и рацион питания
Даже если зубов у вашего чада почти нет, это не повод отказываться от продуктов и держать ребенка только на творожках и пюре из баночек. Просто вся пища должна быть достаточно измельчена, чтобы не доставить затруднения при глотании.
Познание мира происходит в том числе и через новые вкусы. Например, бутерброд с маслом избавьте от корочек, порежьте небольшими кусочками, а сыр натрите сверху на мелкой терке.
Примерное меню на 3 дня
1-й день | 2-й день | 3-й день | |
Завтрак | Омлет паровой Каша на молоке Хлеб с маслом Чай | Овощное пюре Хлеб с маслом и тертым сыром Чай с молоком | Манно-морковное суфле Молоко Хлеб с маслом |
Обед | Протертый борщ Суфле из курицы Пюре картофельное Компот | Суп-пюре из цветной капусты Суфле рыбное Пюре из кабачков Сок | Щи вегетарианские Запеканка картофельная с мясом Печенье Компот |
Полдник | Кефир Печенье Яблоко тертое | Кефир Сухарики Фрукты | Творог Кефир Фрукты |
Ужин | Гречневая каша Молоко Хлеб | Запеканка творожная Молоко Хлеб | Овощное пюре Чай с молоком Хлеб |
Приготовьте мусс из яблок
Яблоки 150-200 г, сахарный сироп 25-30 г, вода 50 г.
Яблоки обмыть и наколоть со всех сторон вилкой, на дно посуды налить воды и поставить запекаться в духовку. После того, как яблоки испекутся и станут мягкими, протереть их через сито, смешать с сиропом и взбить ложкой до получения белой пышной массы.
Календарь развития ребенка от 1 до 2 лет по месяцам
Поделитесь с друзьями:рост и поведение малыша в этом возрасте
В этой статье:
Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц имеет свои особенности. В этот период родители уже не так активно отслеживают физические изменения ребенка, больше обращая внимание на освоение новых навыков поведения. Для родителей в этот период развития малыша очень важно понимать, что их ребенок не отстает от других детей и умеет делать то, что должен уметь делать в этом возрасте.
Такое желание родителей вполне объяснимо: им хочется гордиться малышом перед родственниками, врачами в поликлинике и мамочками в дворовой песочнице. На самом же деле в этом возрасте не настолько важно, чтобы малыш опережал сверстников в физическом и психическом развитии, насколько то, чтобы он оставался здоровым и продолжал развиваться согласно своему индивидуальному графику. На что же все-таки стоит обратить внимание родителям и что обычно умеют делать дети в 1 год и 1 месяц?
Физическое развитие малыша
После года малыш меняется физически не так активно, как до этого. В месяц он набирает в среднем по 100-200 грамм, либо его вес остается и вовсе без изменений. В итоге к двум годам малыш прибавит не более 3-4 кг и вырастет примерно на 2-4 см. Именно поэтому в этом возрасте можно отвыкать от ежемесячного взвешивания, за исключением тех случаев, когда вес ребенка сильно отличается от нормы.
В 1 год и 1 месяц малыш становится заметно более самостоятельным. Большая часть малышей уже умеют либо ходить, либо быстро добираться до цели на четвереньках или с помощью родителей — за руку.
Кроха в этот период проявляет огромный интерес ко всему новому, поэтому тщательно изучает каждый квадратный метр дома. Родителям нужно будет подумать о том, чтобы обезопасить доступные для малыша территории, удалив все опасные предметы.
Помните о том, что годовалый малыш может добираться до интересующих его вещей, вскарабкиваясь на стул, кровать или даже на стол. Будьте бдительны и не оставляйте чадо без присмотра!
К новым навыкам годовалого крохи можно отнести и умение ходить назад, вполне осознанно играть мячом. Пусть пока ребенок и не способен словить большой мяч или точно попасть по нему ногой, но с маленьким он справиться в состоянии. Любимым занятием детей в этом возрасте также является исследование содержимого шкафов. Они с большим удовольствием вытягивают из них все вещи и не желают принимать участие в процессе возвращения их на место.
Если после года малыш по-прежнему не делает попыток ходить, то на это есть несколько причин, среди которых:
- наследственность;
- ранее неудачные попытки сделать первые шаги;
- избыточный вес;
- лень.
Не стоит обвинять ребенка или себя в том, что в год и месяц он не умеет ходить. Правильным будет стимулировать кроху игрой и похвалой за удачные попытки. Пробуйте увлечь малыша мячиком, предлагая его догнать, коляской, которую он сам покатит, игрушками или лакомствами на расстоянии нескольких шагов от него.
О нервно-психическом развитии малыша
13 месяцев — это период, когда ребенок хочет быть в центре событий, независимо от того, где и как они происходят. Малыш старается быть все время рядом со взрослыми, изъявляет желание им помогать в уборке, готовке и даже ремонте. Специалисты рекомендуют не пресекать инициативу, даже если ребенок откровенно мешает. Кроха в этом возрасте делает первые осознанные попытки быть полезным взрослым, с удовольствием помогает, а запреты отобьют у него всю охоту к этом делу в будущем.
Родителям на этом этапе развития малыша важно проявить максимум терпения и помочь делать то, к чему у него возникает интерес, деликатно направляя и подсказывая. Пусть ребенок повторяет за взрослыми – так происходит его развитие. Окружите его предметами, похожими на те, которыми пользуетесь вы – пусть он придумывает для себя ситуации и пробует играть роль взрослых. Это может быть старый телефон, старый веник, неработающий утюг без провода и другие безопасные вещи.
Как только малышу исполнится год, он начнет делать попытки освоить разговорную речь, несмотря на то, что в словарном запасе его пока будет минимум слов. Считается, что норма для 13 месяцев — это 10 слов. На деле же многие детки говорят меньше, и в этом нет ничего страшного. Просто больше разговаривайте с крохой, читайте ему, пойте песни и рассказывайте стихи, показывайте картинки с отдельными предметами и животными, четко произнося их названия.
Чтобы проверить, насколько малыш усваивает информацию, посмотрите, как он сможет выполнить простые просьбы. Попросите ребенка принести мяч, куклу, машину и прочие предметы. Пусть пока он не может их назвать, но понимать, что и как называется, в этом возрасте малыш уже способен.
Не стоит переживать, если малыш не заговорил после года. Возможно, причина кроется в индивидуальных особенностях крохи. А может быть и так, что взрослые не уделяют должного внимания развитию речи чада, например, слишком быстро и много говорят, так что ребенок не успевает усваивать информацию, либо, наоборот, больше отмалчиваются, считая, что малыш мало что понимает в этом возрасте.
Чтобы ускорить развитие речи у ребенка в 13 месяцев, родителями нужно почаще с ним разговаривать, постоянно комментируя все происходящее, называя окружающие предметы, рассказывая интересные истории перед сном или во время прогулки.
Как развивается мелкая моторика ребенка?
К 13 месяцам кроха уже способен удерживать игрушку в одной руке, играя с ней второй рукой, используя умения обеих рук. Родителям в это время важно стимулировать развитие мелкой моторики с помощью игр и специальных упражнений. Например, можно предложить малышу поработать с мелкими кубиками, учить его пользоваться карандашом, ручкой или фломастером.
На руку будет и желание годовалого малыша копировать поведение взрослых. Родители на собственном примере могут показать, как играть машинками с открывающимися мелкими деталями или как складывать бусины в вазу.
В 1 год и 1 месяц кроха уже умеет самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе именно занятия с книгами привлекают его больше всего. Можно пробовать развлекать ребенка играми с использованием бумаги: пусть он разворачивает, мнет и рвет листы, старые газеты — это также ускорит развитие мелкой моторики пальцев.
Что происходит с аппетитом ребенка?
Как только малышу минует год, у него может заметно снизится аппетит. Многих родителей это настораживает и даже пугает. На самом деле уменьшение аппетита вполне нормальное явление для этого этапа развития. Малыш не останется голодным и обязательно даст сигнал, когда действительно захочет есть, поэтому не нужно слишком настаивать в попытках «впихнуть» в ребенка прежние порции.
Помните о том, что физическое развитие на этом этапе подразумевает планомерное, но незначительное увеличение веса, поэтому поводов для беспокойства нет. Главное — в период повышенного беспокойства не начать откармливать ребенка тем, что ему не принесет пользы, например, мучными изделиями и бутербродами.
Что должен уметь ребенок в 13 месяцев?
В 1 год и 1 месяц дети особенно эмоциональны, добродушны и доверчивы. Они пока не способны корректировать чувства и тем более не умеют их скрывать, поэтому часто можно увидеть, как кроха к великому стыду родителей открыто проявляет неприязнь к тому или иному человеку. Не стоит стыдиться и тем более ругать за это малыша. Возможно, причина неприязни действительно веская.
Обычно дети не воспринимают людей, вызывающих у них неприятные ощущения, дискомфорт, от которых они чувствуют угрозу и которые, по их мнению, имеют непривычный вид. Так, например, малыш может испугаться слишком крупного человека или же одетого в форму пожарного, врача, милиционера. Также причиной неприязни могут стать обычные очки, непривычные головные уборы или борода.
В 1 год и 1 месяц развитие ребенка находится на том этапе, когда он способен запомнить имена близких, места хранения отдельных предметов, названия животных, насекомых и пр.
Обычно в этом возрасте дети умеют:
- ходить без поддержки или с поддержкой;
- взбираться на небольшие препятствия;
- одеваться и умываться самостоятельно;
- играть с игрушками и мячом;
- строить башни из кубиков и собирать пирамидки;
- использовать две руки во время игр с игрушками;
- бросать и поднимать игрушки;
- проявлять эмоции;
- прислушиваться к запретам;
- проявлять интерес к игрушкам и новым предметам;
- интересоваться окружающими людьми.
Особенности воспитания годовалых мальчиков и девочек
До того, как ребенку исполнится год, родители не слишком разделяют воспитание «для девочек» и «для мальчиков». А вот после года многие считают, что пора мальчиков воспитывать «по-мужски». С этого момента будущим мужчинам не разрешают плакать по поводу и без, внушая им, что они должны расти сильными и терпеливыми.
Специалисты уверены, что такая манера воспитания в этом возрасте не приведет ни к чему хорошему. Дело в том, что различия между годовалыми мальчиками и девочками несущественны, поэтому ограничивать эмоции детей не имеет смысла – так вы можете нарушить процесс нормального формирования личности.
Эффективнее в воспитании применять принцип похвалы и поощрения, одобряя правильные поступки ребенка. Конечно же, родители не должны скупиться на любовь и ласку по отношению к малышу в 1 год и 1 месяц, даже если мечтают вырастить из маленького сына сильного и мужественного мужчину.
Что можно есть малышу?
В 1 год и 1 месяц многие родители по-прежнему считают, что кроха слишком мал для того, чтобы есть с общего стола. Их главной ошибкой становятся молочные каши и перетертые овощные и фруктовые пюре. После года ребенку нельзя перетирать пищу и намеренно лишать его целого ряда необходимых для роста и развития продуктов. Малыш должен не только освоить навыки жевания, но и научиться различать вкусы блюд.
После года уже можно заканчивать прикладывать малыша к груди, заменяя материнское молоко обычными продуктами питания. В это время ребенок ест 5 раз в день, и объем одной порции может составлять 250 мл. Важно не забывать давать крохе пить. Это может быть как простая вода, так и специальный детский чай, сок или компот без сахара или с небольшим количеством меда.
В 1 год и 1 месяц в рацион ребенка должны входить мясо и рыба. Эти продукты помогут обеспечить ему нормальное физическое и психическое развитие. К этому времени у крохи уже должна быть собственная детская посуда и стульчик, за которым он сможет есть. Старайтесь не показывать малышу вредные продукты, избегайте сладостей, которые в этом возрасте лучше заменить свежими фруктами.
Блюда нужно готовить вкусные, полезные, без искусственных добавок. Овощи и фрукты желательно покупать в проверенных местах или выращивать на собственном огороде.
Приобщение малыша к спорту: как рассчитать физические нагрузки?
Чтобы физическое развитие проходило по запланированному природой графику без сбоев, необходимо приучать малыша к соответствующим его возрасту физическим нагрузкам, начиная с первого месяца жизни. В год и месяц обычной гимнастики для грудничков ребенку будет уже недостаточно. В это время мышечная масса ребенка уже более 4 кг, поэтому нужно продолжать работать над ее увеличением и укреплением.
В день с малышом можно заниматься не больше 15 минут, главное — делать это правильно и весело, используя подручные предметы, например мяч или гимнастический обруч. Также в этом возрасте уже можно включить в жизнь ребенка спортивные снаряжения — брусья или перекладину, на которых ребенок сможет выполнять непродолжительные висы со страховкой взрослых.
Обязательно нужно приучать малыша к ходьбе по поверхностям разного типа для развития координации, работать с ним над упражнениями для укрепления брюшного пресса.
Тренироваться с ребенком лучше всего на улице. Если погода не позволяет, то можно перенести занятия в дом, перед этим тщательно проветрив комнату. В год и месяц уже можно отправляться с малышом на прогулки с преодолением длительных дистанций, направленные на укрепление мышц конечностей и спины. Приучайте кроху к спорту с детства, и он обязательно будет вести здоровый образ жизни в дальнейшем.
Водные процедуры: улучшаем сон годовалого ребенка
В год и месяц малыш уже должен быть приучен к тому, что каждое утро у него начинается с умывания и чистки зубов. Ребенок должен понимать, что это не только полезно, но и приятно, постепенно привыкая к процедурам.
В этом возрасте дети с удовольствием принимают душ, купаются. Некоторые родители закаляют детей с самого рождения, постепенно понижая температуру воды во время купания. Закаленные малыши к году купаются в воде с температурой до 28 градусов.
Практикуя ежедневные купания, не забывайте использовать специальные средства для и после купания, предотвращающие высыхание кожи малыша. После года давайте малышу возможность мыться самостоятельно, контролируя его и не оставляя одного в ванной.
нормы развития и навыки, выбор игрушек
Как быстро растут дети. Кажется, только вчера малыша принесли из родильного дома, а сегодня ему уже больше года. На детской площадке мамы хвалятся успехами своих крох, их маленькими победами. Для многих родителей это очень сложный период. Что делать, если, по рассказам соседок, их дети умные, подвижные, говорливые, а ваш ребенок самый обычный, и не выказывает признаков гениальности? Что вообще должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, давайте попробуем разобраться.
Физическое развитие
Малыш активно исследует окружающий мир. Это уже вполне самостоятельная и очень любопытная кроха. Мальчики и девочки такого возраста различаются по физическим параметрам, их интересуют разные игрушки и занятия.
Мальчики
Он значительно вырос, по данным ВОЗ, физические параметры ребенка в этом возрасте составляют:
- рост — от 73,5 до 78,4 сантиметров;
- вес — от 8,7 до 11 килограмм;
- окружность головы — от 44,9 до 47,6 сантиметров;
- количество зубов — 8 штук.
Поскольку мальчики развиваются чуть медленнее девочек, сын в этом возрасте может еще не начать ходить. Он активно ползает, может заняться складыванием кубиков или пирамидки, катает машинку, любит музыкальный коврик или молоток. Несколько минут играет самостоятельно, не вовлекая в процесс родителей.
Девочки
По физическим параметрам девочки обычно чуть уступают мальчикам, но при этом быстрее развиваются, более социализированы. Физическое развитие девочек:
- рост — от 70,5 до 76,8 сантиметров;
- вес — от 8 до 10,2 килограмм;
- окружность головы — от 43,7 до 44,6 сантиметров;
- количество зубов — 8 штук.
Абсолютное большинство девочек к этому возрасту уже умеют ходить. Они стараются не упускать маму из виду. Дочка в этом возрасте может практически самостоятельно кушать, в играх пытается накормить мишку или куклу. В игру обязательно вовлекает родителей. Малышки в таком возрасте очень любят сидеть у мамы на руках, разглядывая яркую книжку.
Если ребенок немного не укладывается в эти нормы, нет повода беспокоиться, а вот в случае серьезного отставания в росте и весе или значительного превышения этих параметров следует проконсультироваться с педиатром.
Важно: если малыш еще не ходит и при этом имеет слегка избыточный вес, не волнуйтесь, килограммы уйдут, как только он научится ходить.
Кроха в 13 месяцев много двигается. Он может быстро ползать, ходить, держась за опору. Те, кто пошел в 8-11 месяцев, уже вполне самостоятельно передвигаются и даже учатся бегать. Ребенок в этом возрасте требует повышенного внимания близких, его ни на минуту нельзя оставлять одного, поскольку шустрого малыша следует беречь от опасности.
Разница в воспитании мальчика и девочки
Мальчики и девочки различаются с самого рождения не только по половым признакам. В 13 месяцев очень заметны психологические различия между ними. Девочки раньше начинают ходить и говорить, как правило, не так тяжело болеют. Мальчики более прочно стоят на ножках, активнее исследуют окружающий мир.
И девочкам, и мальчикам в этом возрасте необходимы мамины объятия и тактильный контакт, но девочкам все же чуть больше, чем маленьким представителям сильного пола. Папа в воспитание сына должен включаться с первых месяцев жизни. При этом следует учитывать, что сын подсознательно копирует поведение папы, а девочка — мамы.
Мальчикам нужно давать больше самостоятельности, при этом поощряя словами за самые мелкие достижения. Девочки больше любят общаться, практически не могут играть самостоятельно, не вовлекая в процесс маму или папу. Мальчики могут увлечься кубиками или пирамидкой, абсолютно не обращая внимания на окружающих и даже не реагируя на зов родителей.
Конечно, каждому родителю хочется баловать сына или дочку, однако, следует помнить, что малыш, вне зависимости от пола, очень быстро привыкает к излишней опеке, потом уже трудно перестроиться и взрослым членам семьи, и ребенку.
Что должен уметь ребенок в таком возрасте
Малыш в этом возрасте умеет распознавать и демонстрировать весь спектр эмоций и настроения. Он замечает мамину грусть, и может расплакаться, радостно реагирует на улыбку близких, а наблюдать удивление или озадаченность крохи при знакомстве с окружающим миром просто уморительно. В норме он, пока еще с опаской, но уже и с большим интересом, реагирует на малышей того же возраста, робко пытается с ними контактировать.
В этом возрасте ребенок пытается побольше узнать об окружающем мире. Он с интересом исследует комнату и квартиру, к которой привык, пытается самостоятельно добраться до заинтересовавших его вещей, причем делает это весьма проворно.
Он знает названия практически всех привычных игрушек, выполняет простые просьбы и задания: «дай зайчика», «на ведерко». У крохи вырабатывается младенческий язык, когда, кроме гуления, в детском лепете присутствуют слоги и даже отдельные слова: мама, папа, дай, би-би. Он прислушивается к собственному голосу и меняет интонацию.
Ребенок воздействует на игрушки. Толкает, отбрасывает, тянет, пытается спрятать. Ему нравятся эти занятия, он осознает собственные возможности и бурно радуется новым открытиям. Радуйтесь вместе с ребенком, показывайте, как можно играть с игрушками, поощряйте его к действиям.
Малыш уже сам сидит на детском стульчике, кушает с помощью ложки. Конечно, проще его покормить и напоить, это будет гораздо быстрее, и не понадобится отмывать кухню, однако не следует требовать от ребенка умения и самостоятельности, если ему никто не показывал, как надо, и не позволял ошибаться. Если ребенок еще не ходит, водите его за ручки, поощряйте самостоятельно добраться до яркой игрушки, зовите, сидя на диване, пусть он сделает свои первые шаги. И, конечно, не забывайте хвалить малыша, разговаривать с ним, объяснять свои самые простые действия.
Нервно-психическое развитие
В этом возрасте ребенок очень подвижен, он старается добраться до ярких вещей в квартире, пытается открыть дверцы шкафов, отправиться в путешествие на кухню или в ванную, где огромное множество интересных вещей. Вот примерный список умений малыша в таком возрасте:
- ходит или быстро ползает;
- стоит, держась за край дивана или другую опору, если нужно что-то рассмотреть:
- присаживается на корточки, наклоняется, чтобы поднять игрушку;
- катает мячик, машинку на веревочке, другие подвижные игрушки;
- складывает башенку из кубиков;
- знает около 10-15 простых слов, понимает гораздо больше;
- самостоятельно пьет из чашки, пытается есть большой ложкой.
Он начинает интересоваться сверстниками, способен покормить куклу, принести маме свою любимую игрушку. Конечно, это весьма примерный список, малыш может уметь чуть больше или меньше, главное – это ежедневное общение с малышом, игры, систематические занятия с крохой.
Моторика
Ребенку этого возраста очень полезны игры с водой, песком, малыш с удовольствием осваивает пальчиковые краски. Он уже способен нанизывать кольца пирамидки и строить башенку из кубиков. Такие занятия важны для малыша, они должны быть короткими (не более 15 минут), но ежедневными. При купании можно бросить в ванну несколько плавающих ярких игрушек и показать малышу, как собрать их в ведерко, или научить по одной подавать их маме. Даже самые простые действия и новые впечатления развивают кроху.
Развитие речи
Для развития речи ребенка следует как можно больше с ним разговаривать, медленно и внятно комментируя его и свои действия. Читайте ребенку стихи, сказки, при чтении меняйте интонацию. Детки в таком возрасте очень музыкальны. Они пытаются повторить простые детские песенки, воспроизвести мелодию, учатся танцевать.
Можно купить малышу вертушку, которая крутится, если на нее подуть, свистульку, дудочку. Упражнения, которые выполняются с этими предметами, укрепляют мышцы щек и языка. Почаще обращайтесь к малышу с просьбами и не забывайте его хвалить.
Игрушки для детей в 1 год и 1 месяц
Малышу очень пригодятся мячики разного размера, кубики, пирамидки. Сортер – одна из самых удобных развивающих игрушек для детей этого возраста. Это емкость с отверстиями разных форм и фигурами, которые нужно просунуть в определенное отверстие. С помощью таких игрушек с ребенком можно учить формы предметов, цвета, на более сложных моделях могут присутствовать фигурки животных. Очень удобны сортеры-каталки, такую игрушку малыш может тянуть за собой.
Копилочка
Эта простая игра способствует развитию мелкой моторики. Понадобится банка с широким горлом, пластиковый стакан или контейнер с крышкой. Покажите, как складывать в емкость разные яркие предметы через прорезь в крышке, а затем высыпать их. Можно использовать крупные бусы, большие яркие пуговицы, белую и красную фасоль. Нужно показать малышу, как греметь баночкой. Конечно, все занятия проводятся под присмотром взрослых.
Прячем игрушку
К любимой игрушке малыша привязывается яркая ленточка. Игрушку следует недалеко спрятать, чтобы малыш видел кончик ленточки. Затем найти игрушку и вместе с малышом бурно радоваться успеху.
Зарядка для пальчиков
Самая простая зарядка для пальчиков в таком возрасте – это «Сорока», «Этот пальчик – дедушка», сжимание и разжимание пальчиков в кулачок, подглядывание через раздвинутые пальчики. Любое занятие выполняется только в игровой форме, обычно малыша очень увлекают подобные упражнения.
Занятия и игры
С ребенком можно покатать мяч, разобрать и собрать пирамидку или матрешку. Малыша можно учить закрывать и открывать разные баночки с крышками. Очень нравятся крохам книжки с яркими картинками. Дети развиваются в процессе тесного общения с родителями, они подражают действиям взрослых, копируют интонацию и эмоции. Чем больше позитива будет выказываться в общение с ребенком, тем радостнее, счастливее и контактней будет малыш.
Развивающие и вспомогательные занятия
Для детей такого возраста очень полезны яркие музыкальные коврики, пирамидки, неваляшки, наборы кубиков и формочек. При выборе интерактивных игрушек следует быть осторожнее – такая игрушка может напугать малыша.
Уход
Поскольку малыш стал значительно больше двигаться и пачкаться, мыть его следует чаще. На прогулке, кроме влажных салфеток, могут пригодиться растворы для дезинфекции, поскольку крохе не избежать падений и царапин. Малыша следует ежедневно причесывать. Дитя следует усаживать для завтрака, обеда и ужина рядом со взрослыми. Это позволит ему быстрее научиться правильно пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно кушать.
Возможные проблемы
Следует придерживаться режима. Спать годовалый ребенок должен 2 раза за день. Ему нужно набираться сил для будущих открытий. Привыкнув к режиму, он станет менее капризным, да и у мамы появится такое необходимое время на собственные нужды.
В таком возрасте дитя развивается стремительно, пополняется его словарный запас, появляются новые навыки. Если малыш не полностью соответствует приведенным нормам, не стоит беспокоиться. Однако, если он сильно отстает в развитии, необходима консультация специалиста. Если проблема замечена в столь нежном возрасте, у ребенка будет возможность, опираясь на помощь родителей, нагнать сверстников.
умения, питание, сон, игры, занятия
Вашему крохе едва исполнился годик. Чем кормить малютку? Чем занять ребёнка в год и месяц? Как часто укладывать спать и в какие игры играть? На все эти важные для мам вопросы мы с радостью дадим полноценные ответы.
Развитие — первое, о чём тревожится мама. А не отстает ли её крошка от других детей? Всё ли происходит в соответствии с материнской энциклопедией? Может быть, что-то не так? Прекратите выискивать изъяны в своём любимом чаде. Если ребёнку исполнился 1 год и 1 месяц, его развитие сосредоточено, прежде всего, на ножках. Если малыш уже пошёл, значит в течение этих тридцати дней его шаги станут крепче и увереннее. Если ходьбу ещё не освоил, пришло самое время это сделать. Поэтому, уважаемые родители, готовьте фотоаппараты и видеокамеры, чтобы успеть запечатлеть первые шаги своего крохи.
Что должен уметь
Если вашему ребёнку исполнился год и месяц, вы наверняка интересуетесь вопросом, что он должен уметь. Обращаем ваше внимание, что все перечисленные ниже умения весьма условны. Если ваш малыш не делает того, о чём мы говорим, значит его время ещё не пришло. Не переживайте понапрасну и не забывайте о том, что ваш кроха самый лучший. Даже если соседский ребёнок, по словам самой соседки, абсолютный вундеркинд.
В первый месяц второго года жизни дети начинают говорить отдельными слогами. Там, где раньше было “ммммм”, может появиться отчётливое “ма” или даже “мама”. На втором году жизни малыш уже знает, какие звуки произносят некоторые животные. Возможно, это собака или кошка, а быть может, даже корова. Это зависит от того, в какой местности он живёт. Очевидно, что городской ребёнок, корову в глаза не видевший, вряд ли произнесёт “му” в год и месяц. А вот кроха, живущий с родителями в селе или деревне, к таким звукам более привычен. Словарь малыша будет постоянно расширяться. И чем больше вы будете с ним разговаривать, тем больше новых слов начнёте от него слышать.
Занятия
Занятия с ребёнком, которому исполнился 1 год и 1 месяц, выглядят достаточно примитивно с родительской точки зрения. Однако такие занятия необходимы вашему крохе. Купите ему сортер или матрёшку. А лучше и то, и другое. В этот период жизни малыш учится выполнять последовательные действия. Например, класть, а затем вынимать. Или разбирать, а затем собирать. Сортер, кстати, научит не только определенной логической последовательности, но и цветам, фигурам.
Кроха продолжает своё знакомство с окружающим миром. Поэтому если вы не знаете, чем занять вашего ребёнка в год и месяц, возьмите кастрюльку с игрушечными овощами и по очереди демонстрируйте ему каждый овощ. Рассказывайте, что это, какого оно цвета, какое на вкус. То же самое можно проделывать с любыми предметами. Важно только, чтобы они были связаны какой-то общей темой. Так крохе будет проще запомнить.
Игры
Главное правило, в соответствии с которым должны происходить любые игры с ребёнком, достигшим возраста 1 год 1 месяц, — удовольствие. Игра должна нравиться не только крохе, но и вам. Вы тоже должны получать удовольствие от времяпрепровождения с вашим чадом.
Отличным вариантом игры будет пирамидка. Положите перед малышом кольца разной величины и разного цвета и покажите, как нанизывать их на стержень. Поначалу пусть малыш обучится этой практике. А уж затем можно разбираться в величине предметов, нанизывая сперва большие, а затем меньшие по диаметру фигуры.
В играх с малышом в возрасте год и месяц используйте предметы, изготовленные из разных материалов: дерево, картон, пластик, металл.
Питание
Основное правило, в соответствии с которым должно быть сформировано меню ребёнка, достигшего возраста 1 год 1 месяц, — сбалансированность. Скорее всего, у вашего крохи уже появились зубы. Он знаком со всеми основными продуктами питания и самостоятельно ест свежие фрукты и овощи. По сути, питание вашего ребёнка в год и 1 месяц ничем не отличается от “годовалого” рациона. Знакомство с новыми продуктами можно продолжать. А вот запихивать еду силком не стоит. Не хочет — не кормите. Через время малыш непременно проголодается и с удовольствием слопает всё, что вы для него приготовили.
Нередко рацион ребёнка в возрасте 1 год и месяц состоит из существенной порции грудного молока, и при этом кроха очень плохо ест взрослую пищу. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, ведь мамино молочко вкуснее каш и отварной брокколи. Постепенно снижайте количество кормлений грудью, и тогда всё встанет на свои места.
Сон
На вопрос о том, сколько спит маленький ребёнок в год и месяц, универсального ответа не существует. В идеале малыш должен в течение дня спать трижды (не считая ночного сна). Однако как показывает практика, подобное явление возможно лишь в тех семьях, которые соблюдают чёткий детский график. Если пустить это дело на самотёк, кроха может спать всего пару раз в день, да и то в течение тридцати-сорока минут. Это плохо и для ребёнка, и для мамы, для которой детский сон — долгожданное свободное время.
Теги по теме: питаниеребенок 1-3Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц
Оцените статью:
Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц характеризуется дальнейшим совершенствованием двигательных навыков, речи. Малыш уже ходит, говорит первые слова, уверенно манипулирует предметами. Он все больше нуждается в общении. Его начинают интересовать сверстники, с которыми он активно играет. В этот период можно многому научить ребенка, не следует упускать возможностей. Родителям стоит активно заниматься с малышом, но не переутомлять его. Обучение должно проходить в форме игры.
Правильное развитие ребенка в 1 год и 1 месяц
Физическое развитие годовалого ребенка
Вес мальчиков в год и месяц в среднем 8,7-11 кг, рост – 73,5-78,4 см, охват головы – 44,9-47,6 см. девочки в этом возрасте немного меньше мальчиков. Их средний вес – 8-10,2 кг, рост – 71,6-76,8 см, охват головы — 43,7-46,4 см. Показатели эти относительны, ведь каждый ребенок развивается по-своему. Во многом его физические данные зависят от генетики, питания, активности. Более подробно параметры роста и веса малышей поможет узнать специальная таблица, в которой указаны нормы развития детей после года.
Ребенок в год и месяц уже ходит. Получается у него не совсем уверенно, придвигается кроха вперевалочку. Но есть дети, которые в этом возрасте начинают бегать. Если малыш еще не стал самостоятельно ходить, пугаться не стоит, у него еще 2-3 месяца впереди. Обратиться к врачу стоит при снижении общей активности у малыша. Дети с патологиями плохо сидят, не ползают, не могут самостоятельно есть и держать игрушки в руках. Если ваш карапуз все это умеет, значит скоро он и ходить начнет.
Годовалые дети очень активные, они осваивают квартиру и тащат все, что видят. У них в руках легко может оказаться ваш телефон, пульт от телевизора, ключи. Потому нужно спрятать все опасные предметы подальше, а ручки шкафов тумбочек заблокировать. Во время своего передвижения ребенок может легко натыкаться на острые углы. Потому в квартире следует создать побольше свободно пространства, чтобы карапуз мог бегать без опаски.
Вначале второго года жизни хорошо развивается у малыша моторика рук. Он начинает держать в руках ложку и пробует самостоятельно есть. Хорошо пьет из кружки, легко снимает крышку из бутылочки. Умеет складывать игрушки в большие емкости. Может правильно угадать фигуру и вставить ее в соответствующее место на специальной рамке. Кроха интересуется из чего состоят игрушки, разбирает их на детали, а потом пробует собрать обратно. Уверенно складывает пирамидку и башенку из кубиков. Дети уже умеют толкать предметы и тащить их за собой, держать в одной руке несколько вещей одновременно.
Развитие интеллекта и социальных навыков у ребенка
Ребенок в год и месяц интенсивно развивает свою речь. Он уже может произносить отдельные слова. В основном они состоят из двух одинаковых слогов – «мама», «папа», баба», «диди». Он может имитировать голоса животных, обозначая зверей таким образом. Например, собачку называет «ав-ав», корову – «му-му». Часто малыш может произнести только ударный слог, и таким образом дает названия тем или иным предметам. Стол он называет «то», кубик «ку», ложку «ло», кошку «ко». Поскольку он четко ассоциирует эти слоги с конкретными вещами, их можно условно назвать первыми словами. Также ребенок усваивает глаголы, он говорит «дай», если хочет что-то получить или «няма», когда хочет есть. При чем в словарном запасе одних детей больше названий предметов, а у других – обозначений действия.
Ребенок все больше усваивает речь
После года дети учатся делать первые обобщения. Они выделяют в конкретном предмете какой-то характерный признак, и начинают называть так все другие похожие вещи. Например, все круглое может быть мячом, все животные могут называться кисами или «ав-ав». Объединяют малыши и действия. Все, что связано с едой, называют «ням-ням», движущиеся предметы могут называть «би-би». Пассивный словарный запас у крохи намного больше активного. Он довольно хорошо понимает родителей. На слова гулять или купаться может реагировать радостью, капризами, в зависимости от настроения. Если малыша попросить принести какую-либо вещь, он легко ее находит. Понимает слово «нельзя», правда не всегда слушается.
Не менее важны для ребенка второго года жизни социальные навыки, которые активно развиваются после года. Он уже не так сильно привязан к маме, четко отделяет собственное «я», может сам играть в комнате. Но страхи никуда не делись, когда мамы долго нет, малыш может легко расплакаться. По-прежнему настороженно относится к чужим людям. Если дома карапуз чувствует себя хозяином положения, то на улице, увидев незнакомца, старается быть поближе к маме. Ребенок начинает интересоваться сверстниками, он старается с ними знакомится, играть. Часто годовалые дети начинают обмениваться игрушками, разговаривать между собой на своем языке, иногда дерутся.
Питание годовалого ребенка
В год и месяц ребенок ест пять раз в день. Некоторые дети уже переходят на четырехразовое питание. Рацион должен состоять из молочных продуктов, овощей, каш, мяска. В этом возрасте можно смело добавлять к меню сырые овощные салатики, из огурчика, тертой морковки, с помидорчиком без кожицы. Норма молока для младенца составляет 700 мл, включая то молоко, которое используется для приготовления блюд. Мяска он должен съедать 85 грамм. Яйцо еще не дают цельное, в блюда добавляют только желток. Кашами малыша не следует кормить чаще, чем раз в день.
Дети в начале второго года жизни уже неплохо умеют жевать. Потому им можно давать хлебушек, измельченное мяско, а не только блюда в виде пюре. О соске желательно забыть, она формирует неправильный прикус, замедляет развитие жевательных навыков. Белковые продукты и мяско рекомендуют давать ребенку в первой половине дня, так как они дольше перевариваются. Вечером можно кормить кашкой или овощным пюре. Вот приблизительное меню для малютки в годик и месяц:
- Утренний прием пищи. Омлет паровой, кашка с молочком, хлебушек с маслом, чай
- Обед. Борщ протертый, суфле паровое из курочки, пюре из картошки
- Полдник. Тертое яблочко, печенье несладкое, йогурт натуральный
- Вечерний прием пищи. Запеканка из творожка, молочко, кусочек хлебушка с маслом.
Каждый ребенок имеет свои вкусовые предпочтения. При составлении меню их обязательно нужно учитывать. В год и месяц детям по-прежнему противопоказаны сладости, шоколад, нельзя давать им копченую колбаску, разные консервы и маринады. Цитрусовые после года можно пробовать маленькими порциями, чтобы не было аллергии. То же самое относится к рыбке, желательно не включать ее в рацион чаще одного раза в неделю. Овощное пюре лучше готовить смешанным, включая морковку, кабачок, тыкву, брокколи и цветную капусту. Если ребенку нравится, можете дать ему мелкие макароны, с маслом или молочком.
Занятия с ребенком в год и месяц
Гармоничным развитие ребенка в 1 год и 1 месяц может быть только тогда, когда уделять ему достаточно внимания. Обучение должно проходить в виде игры и вызывать у малыша лишь позитивные эмоции. Если он капризничает, протестует, занятие следует прекратить и дать ребенку возможность заняться своими делами или просто отдохнуть. Для обучения следует иметь такие материалы:
- Детские краски и альбомы
- Специальный пластилин для лепки
- Сыпучие материалы (крупный песок, крупы)
- Конструктор с крупными деталями
- Сортеры, рамки-вкладыши и пирамидки
- Кубики или карточки с рисунками, буквами, цифрами и слогами
- Книжки с картонными страницами
- Если есть возможность, поставьте дома шведскую стенку, повесьте гимнастические кольца, сделайте детскую горку.
Хоть малыш после года уже научился ходить, но делает он это еще неуверенно. Потому нужно совершенствовать его навыки. Когда гуляете, не возите ребенка постоянно в коляске. Позвольте потолкать свой «транспорт». Ему это очень понравится, и он будет учиться лучше двигаться. На детской площадке помогите крохе вскарабкаться на горку или перекладины. Можно установить похожие дома и учить малыша вылезать на возвышенность и спускаться с нее.
Развивать мелкую моторику рук поможет лепка и занятия с сыпучими предметами. Сейчас в магазинах продается специальный пластилин, который ребенок может даже съесть. Ведь он еще таскает все в рот. К набору пластилина добавляются специальные формочки, из которых можно делать разные фигуры, животных, цифры и буквы. Обязательно комментируете все, что получилось у малыша. Так он будет совершенствовать не только речь, но и движения. Не выполняйте за ребенка его работу, пусть он все делает сам.
Происходит развитие моторики
Занятия с сыпучими материалами выглядят следующим образом. В банку насыпают крупу и кладут туда горошину, ракушку или большую макаронину. Просят ребенка ее достать. Можно дать малышу крупные горошины и попросить сложить их в бутылку. Многие дети просто любят перебирать крупу, развивая при этом свои ручки. Учите ребенка рисовать пальчиками. Конечно, после таких занятий придется все отмывать, но это не так важно. Рисование развивает творческие способности, улучшает восприятие цветов, помогает совершенствовать мелкую моторику ребенка после года.
Не забывайте малышу читать книжки и стихи, чтобы пополнить его словарный запас, закладывать правильные обороты речи. Попробуйте раннее развитие навыков чтения с помощью специальных карточек и кубиков со слогами и буквами. Занятия не должны занимать больше нескольких минут, чтобы ребенок не утомился. Обязательно слушайте с малышом музыку, разучивайте песни, чтобы развивать его слух, чувство ритма. В этом возрасте многие дети танцуют под веселые мелодии, а под спокойные прекрасно засыпают. Показывайте крохе обучающие видео. Они не должны заменять игрушки, но с помощью интересных материалов, в них представленных, можно многому малыша научить. Все занятия следует проводить в первой половине дня. Иначе у ребенка будет неспокойный сон, из-за перегрузки нервной системы.
Многие мамы, заглянув на женский форум, сравнивают своего карапуза с другими детьми. Не стоит этого делать, так как развитие ребенка очень индивидуально. Одни начинают топать в 10 месяцев, другие в полтора года. Некоторые дети говорят уже в годик, а другие начинают произносить осмысленные фразы только в три. Если малыш здоров, он догонит своих сверстников, на все свое время.