Как готовиться ко Святому Причащению
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
— Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове.
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
– канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу,
– канона молебного ко Пресвятой Богородице,
– канона Ангелу-Хранителю,
– акафиста ко святому Причащению.
(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Пост
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3-7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Детей до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
***
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9-е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).
Как подготовиться к исповеди и причастию – НИКОЛО-СОЛЬБИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Молитвенное правило
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Пост
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца и продукты их содержащие. При строгом посте исключается и рыба.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей больных, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Жизненно важные лекарства едой не являются, при необходимости их можно принять после полуночи.
Покаяние. Исповедь.
Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской.
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Чтобы хорошо подготовиться к исповеди, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
На исповеди следует только перечислить свои грехи, а если есть потребность пообщаться со священником, рассказать подробности, задать вопросы и попросить совета, то можно договориться со священником и после литургии побеседовать.
Это очень важно, потому что, во-первых, исповедь – это таинство, и если мы общаемся во время исповеди на интересующие нас темы, задаем вопросы или жалуемся на ближних, то смысл таинства искажается, мы таким образом проявляем неблагоговение к таинству. А во-вторых, мы задерживаем ближних, которые ждут своей очереди, и могут не успеть исповедоваться и причаститься.
В нашем монастыре в воскресные дни и большие праздники исповедь проходит в храме святителя Спиридона Тримифунтского: вечером с 16:00, утром с 7:30.
Примирение
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые. Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков? Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».
Как подходить в святой чаше
Перед началом причастия причащающиеся подходят поближе к царским вратам. Делать это нужно заранее, чтобы потом не торопиться и не толкаться. Когда царские врата открываются, священник выходит с чашей и возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», – нужно сделать по мере возможности земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая рука находится сверху).
Священник читает вслух молитву: «Верую, Господи, и исповедую…» – и причастники повторяют ее про себя.
К чаше подходят по очереди, в монастыре первыми полагается пропустить монашествующих, затем в нашем монастыре причащаются воспитанницы приюта, а после этого младенцы, дети, мужчины и женщины. Подойдя к чаше, нужно четко назвать свое имя, полученное во святом крещении, и широко открыть уста. После причастия следует поцеловать нижний край святой чаши, он символизирует ребро Спасителя, из которого истекла кровь и вода. Руку священника при этом не целуют.
Отойдя от чаши, не разнимая рук, нужно подойти к столику, где раздают кусочки просфоры и запивку (теплую святую воду). После того как причастник запил, он молится до конца Божественной литургии и вместе со всеми подходит ко кресту.
Как правило, после литургии в храме читаются молитвы по святом причащении. Если их по каким-то причинам не прочли, причастник читает их дома, как только придет из храма. Их можно найти в православном молитвослове.
В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклоненных молитв на праздник Троицы.
После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от пустых развлечений и разговоров, пребывать в молитве, чтении духовных книг, творении добрых дел.
О причащении детей
Крещеные младенцы, как чада святой Православной Церкви, также сподобляются святого причащения. Пока ребенку не исполнилось семи лет, его можно причащать без исповеди и поста. С трех-четырехлетнего возраста младенцев обычно причащают натощак. Примерно с трехлетнего возраста дети вместе с родителями накануне причащения могут прочесть две-три известные им молитвы.
В храм с младенцами следует приходить не к самому причастию, а заранее, рассчитав время так, чтобы не опоздать к причастию, но вместе с тем, чтобы ребенок мог по мере сил и возраста побыть на литургии. Конечно, здесь у каждого своя мера, но детей необходимо приучать к молитве в Церкви. Делать это нужно постепенно, чтобы не утомить младенца и не причинять беспокойства молящимся в храме. Дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, могут присутствовать почти на всей литургии.
К посту перед причастием после 7 лет нужно подходить постепенно, начав с одного дня перед причастием.
Как готовиться к Причастию — Православный журнал «Фома»
Если коротко, то готовиться надо так, как благословляет духовник. Есть очень много обстоятельств, которые делают невозможным применение общих правил. Тем не менее существует 4 основных этапа подготовки к Причастию: пост, молитвенное правило, исповедь, присутствие на вечернем богослужении и литургии. О них и еще нескольких моментах в Слайдах “Фомы”.Подробнее о подготовке к Причастию можно прочитать в церковном документе, утвержденном Архиерейским Совещанием Русской Православной Церкви, — «Об участии верных в Евхаристии».
01
Пост
Отказ от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), супружеских отношений и развлечений. Срок — от 1 до 3 дней. Если литургия с утра, после 24.00 есть нельзя — это называется «евхаристический пост». Если литургия служится вечером или в обед, евхаристический пост длится не менее 6 часов. К Причастию подходят натощак.
02
Вечернее богослужение
Присутствие на вечернем богослужении обязательно. Например, вечером в субботу всегда совершается воскресная всенощная, на которую церковные люди стараются ходить неопустительно, даже когда не имеют возможности причаститься в воскресенье. Если нет возможности прийти на службу, нужно обязательно сказать об этом священнику. Здесь тоже может быть очень много исключений, но это не отменяет самой идеи участия в церковном богослужении как необходимой составляющей жизни христианина, вершиной которой является Евхаристия.
03
Исповедь
Таинство Православной Церкви, на котором человек в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение. Исповедь перед Причастием обязательна, кроме тех случаев, когда верующий по благословению духовника причащается несколько раз в неделю. На исповеди священник может скорректировать индивидуальную подготовку к Причастию — продолжительность и строгость поста, вид молитвенного правила, присутствие на богослужениях. Исповедь проходит во время вечернего богослужения или утром перед литургией.
04
Молитвенное правило
Включает в себя последование ко святому Причащению: канон к Причастию и молитвы. Дополнительно иногда читаются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Они могут заменяться на другие молитвы или отменяться вовсе в зависимости от подготовленности и жизненных обстоятельств человека. Этот вопрос обсуждается с духовником, но если его нет, то просто со священником, который принимает исповедь. Это правило касается только взрослых и не подходит для детей, которым требуется другая молитвенная практика.
05
Исключения
Из любого пункта священник может сделать исключение: сократить, заменить или вовсе отменить какой-либо из них, а иногда увеличить. Это может быть единовременное решение, например, человек из-за работы не успел прийти на вечернее богослужение, или носить продолжительный характер: человек по болезни должен принимать с утра лекарства и не может причащаться натощак. Такие вопросы решаются индивидуально.
06
Кому нельзя причащаться?
Неподготовленным людям, не получившим благословение священника на принятие Святых Таин. Женщинам во время месячных — за исключением случаев смертной опасности или когда продолжительное кровотечение вызвано заболеванием. Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид.
07
Дети
Продолжительность и содержание подготовки к Причастию определяют родители вместе с священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Возраст совершения первой исповеди и частота ее совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей. Для детей до трех лет евхаристический пост не нужен. С трехлетнего возраста детей постепенно приучают к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребенок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребенка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объем и содержание определяют родители в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребенка.
08
После Причастия
Христианин должен выслушать в храме благодарственные молитвы после Святого Причащения (их обычно читает чтец сразу после окончания службы) или прочесть их самостоятельно. Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему.
09
Светлая седмица
Христиане, соблюдавшие Великий пост, в период Светлой седмицы (неделя после Пасхи) ограничиваются евхаристическим постом. Аналогичная практика может соблюдаться в период между Рождеством и Богоявлением (7–19 января). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также последования ко Святому Причащению.
10
В итоге
Пост, исповедь, молитва, служба, но все по силам и по обстоятельствам каждого, все исключения — как послабления, так и большую строгость в подготовке — надо обсудить со священником.
| Читайте также:
Таинство радости
Причастие: благодарность Богу
Великий четверг
Другие материалы рубрики Коротко
Как подготовиться к исповеди? — Православный журнал «Фома»
О сакральном смысле исповеди и покаяния написано много книг, статей и брошюр. И вроде бы все понятно: все грехи подробно описаны, нашел в книге совпадения, выписал их на листик и зачитал на исповеди. Но тут есть проблема — выходит то слишком общо, то сухо, а порой складывается впечатление, что эти грехи напрямую к тебе не относятся и все попахивает формализмом. Так как же каяться? Какие грехи называть? Пускаться в витиеватые описания подробностей ссоры с соседями или ограничиться фразой «делом, словом и помышлением»? Разбираемся в Слайдах “Фомы”. Материал можно распечатать в формате А4.
01
Что такое исповедь?
Церковное таинство, в котором человек кается в своих грехах, а Господь их прощает. Исповедь — завершающий этап покаяния (раскаяния) человека в своих грехах.
02
Как к ней подготовиться?
«Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут, ясны грехи. Иначе — приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце», — священник Александр Ельчанинов.
03
А на практике это как выглядит?
Священник читает молитву перед исповедью, человек подходит к нему и рассказывает свои грехи. После этого священник читает разрешительную молитву (отпускает грехи) и благословляет кающегося. Во время исповеди священник может задавать уточняющие вопросы (не из любопытства, а чтобы узнать настоящие причины того или иного поступка), особенно если он видит человека впервые. Иногда может что-либо посоветовать. А может просто молча выслушать.
04
А священник зачем, Бог же прощает грехи, а не он?
Священник — свидетель того, что человек действительно покаялся. Посредством его свидетельства Господь отпускает грехи людям.
05
Это не сами священники выдумали?
Нет, это сказал Спаситель апостолам: какие грехи они отпустят людям на земле, такие будут отпущены и на небе (Мф 18:18).
Так как священники — преемники апостолов, сказанное распространяется и на них.
06
Есть норма, которую нужно соблюдать в исповеди?
Нет единого правила, что именно и в какой последовательности нужно говорить на исповеди и какая должна быть длинна у списка грехов. Покаяние у всех разное. Главное — желание исправить свою жизнь, быть искренним и не возвращаться к сделанному.
07
Хочу покаяться, с чего начать?
Нужно прочитать Евангелие и спросить свою совесть: а в чем я грешен? Голос совести всегда подскажет, в чем надо каяться, просто надо научиться его слышать и быть честным с самим собой. А затем нужен разговор со священником. В Интернете много написано на эту тему, но ничто не заменит живой разговор.
08
Когда нужно исповедоваться?
Строгих правил нет. Чувствуешь, что «накипело» — идешь на исповедь. Если давно не «накипало» — стоит задуматься, что все люди грешные, и идти на исповедь. Таинство обязательно только перед Причастием и Крещением, но только для взрослых, отвечающих за свои поступки людей. Детей обычно начинают приводить на исповедь не раньше 7 или 9 лет, в зависимости от психологической зрелости ребенка. Регулярная исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина.
09
А книжками о покаянии можно пользоваться?
Можно, но с умом. Бездумное перечисление грехов из книги не приблизит к настоящему покаянию и не облегчит душу, а станет формальностью. Каяться нужно в том, о чем говорит совесть. Перед покупкой такой книги лучше посоветоваться со священником — иногда ее действительно стоит прочитать, особенно на первых порах воцерковления. Но к таким руководствам нужно относиться с осторожностью.
10
Какие грехи нужно называть на исповеди?
На этот вопрос хорошо ответил священник Игорь Фомин:
«Абсолютно все, которые вы совершили делом, словом или помышлением. Именно это надо озвучивать на исповеди: то, что вы сделали плохого; то неправедное, что произнесли; то дурное, что подумали (даже если не реализовали свою мысль). Чтобы увидеть эти грехи, надо прислушиваться к своей совести. Если совесть ваша в дремучем или спящем состоянии и поэтому не обличает вас, но тем не менее вы знаете, что совершенное вами — грех, то обязательно называйте и его».
Материал можно распечатать в формате А4.
Читайте также:
Как подготовится к исповеди
Исповедь — христианское таинство, связанное с покаянием перед Господом во всех грехах. Каждый верующий человек должен пройти через это, чтобы очистить свою душу от всего дурного. А прежде чем идти исповедаться, нужно узнать, как правильно к этому подготовиться.
Решение о исповеди
Самым главным моментом при принятии решения о покаянии является факт самостоятельности. Вас никто не должен принуждать или призывать каяться в грехах — вы должны сами осознать, что желаете очистить душу перед Господом. Покаяние, совершенное по чужой воле, не является истинным, и вы сами, скорее всего, не сможете чистосердечно признаться в своих злых мыслях и неблаговидных поступках.
Исповедоваться может любой человек старше 7 лет. С этого возраста каждый сам отвечает перед Богом за свою жизнь. Но даже малыш должен каяться по велению своего сердца: все, что он скажет священнику, должно осознаваться им лично. Словам, подсказанным старщими, здесь не место: ребенку нужно понимать, что он признается в совершенном проступке и что это его самостоятельное решение. О том, что будет сказано в церкви, возможно, не будут знать даже родители.
3 дня до исповеди
Если вы точно приняли решение покаяться в грехах и облегчить душу, за 3 дня до этого события нужно соблюдать свод важных правил. Прежде всего, вы должны вспомнить обо всем совершенном и спланировать, что именно вы скажете священнику. Лучше всего записать все проступки — в таком случае вы не упустите важные моменты при покаянии.
Еще одним важным условием является пост. Три дня вы обязаны соблюдать телесное и духовное воздержание. Исключите из рациона мясо и пищу с животными продуктами. Разрешены горячие блюда с небольшим количеством масла и немного рыбы. Полностью откажитесь от спиртных напитков. Не стоит пить даже церковное вино. Дни лучше всего провести уединенно, постоянно молясь Всевышнему. Обязательно читайте утреннюю молитву и молитву на сон грядущий. В этот период нельзя посещать торжества и увеселительные учреждения.
Перед исповедью читайте религиозную литературу. Служители церкви советуют обратиться к Молитвослову и Новому Завету. Также рекомендуется прочесть «Опыт построения исповеди» И. Крестьянкина.
Прежде чем явится к священнику, померитесь со всеми близкими. Простите всех, кто обидел вас, и смиренно попросите прощения у окружающих.
Сутра перед разговором прочтите молитву и заранее испросите у Господа прощения за все грехи.
Исповедь — это жажда сердца избавиться от дурного и встать на путь истинный. Если вы решили изменить свою жизнь и покаяться во всех прегрешениях, подготовьтесь к исповеди по всем правилам, и вы избавите душу от тяжелого груза. Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и
Как подготовиться к исповеди
Исповедь для современного человека может быть очень трудным делом. Далеко не все, кто часто или время от времени бывает в церкви, регулярно исповедуются и причащаются. Что же говорить о людях, которые причисляют себя к верующим, но в церковь не ходят? Им и вовсе трудно решиться на такой шаг. О том, как начать исповедоваться, рассказал в интервью «МИР 24» православный священник отец Дмитрий (Николаев), иерей Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.
— Отец Дмитрий, когда на исповедь приходит человек, который давно или вообще никогда не исповедовался, за какой срок ему нужно вспомнить свои грехи? За всю жизнь, или последние прегрешения, или самые острые для него?
Отец Дмитрий (Николаев): Обычно, если человек приходит на исповедь, то с чем-то, что ему кажется очень важным. Совесть ему подсказывает, что он живет в грехе и перед Богом виноват. Иногда подразумевается что-то конкретное, чаще – общее состояние, понимание того, что все рушится, но выход из этого неведом для него.
Фото из архива Дмитрия Николаева
Нет такого правила, что на исповеди нужно ограничиться тремя, пятью или пятнадцатью пунктами. Он может быть и один. Важно, чтобы во время этой встречи Господь коснулся человека, и тот пришел во второй раз.
— А на какое время исповеди можно рассчитывать? Обычно очереди ждут и другие люди, иногда их много. Можно ли позволить себе занять побольше времени или нужно высказаться сжато?
Д. Н.: Разговор не обязательно должен быть длинным. И в короткой беседе можно наметить какие-то важные точки, которые очевидно окажутся болевыми. Нужно об этом поговорить, потому что все равно человек сразу не сможет во все вникнуть. Даже если специально к этому готовился и принес целую тетрадку своих грехов. Условно говоря, важно выявить причины острого состояния, обратить внимание на них и не обращать внимания на насморк.
Если священник один, то, конечно, он не сможет разговаривать долго, а если служит сразу несколько священников, то будет больше времени, чтобы высказать все то, что отягощает душу. Подробно лучше исповедоваться на вечернем богослужении.
— Предположим, что человек не ходит в храм. Он молится дома или совсем не молится. Зачем ему приходить на исповедь, какую цель он должен перед собой ставить?
Д. Н.: Когда болит зуб, то цель одна – чтоб он не болел. Так и тут. Человек приходит не для чего-то, а по причине.
Если человек пришел на исповедь, то это не просто так. Это значит, что его привел Бог. Это значит, что в его жизни наступило время перемены, что с этого момента жизнь уже не может идти так, как шла раньше. У человека начинается новый этап в его взаимоотношениях с Богом.
О тех, кто не приходит, говорить сложно. Что мы можем им сказать? У них все хорошо. Они сильны и величавы. Они знают, как жить в материальном мире. Но штука в том, что дорога эта рано или поздно упирается в непроходимую стену. Потому что человек создан для большего и призван не только ходить, но и летать.
А если ему пока не надо, то бессмысленно его уговаривать. Можно пробовать заронить в его душу семя Божьего Слова, но не своими словами, а личным примером. Тогда оно прорастет.
Если человеку не надо мыться, значит так все и будет, пока он не зарастет грязью и пока не начнутся болезни. Если человеку не надо исповедоваться, то давайте будем последовательны: давайте тогда не будем и мыться. Представьте, что вы не моетесь год и два. Что с вами будет? А душа ведь тоже требует очищения и заботы. Исповедь – это баня для души.
— Может ли быть такое, что человек пришел на исповедь, а батюшка ему грехи не отпустил? В каких случаях?
Д. Н.: Нет, этого быть не может. Если человек кается, то как это, чтобы ему грехи не отпустили? Бывают, конечно, случаи, что человек пришел вроде на исповедь, но совсем не исповедоваться.
Он считает, что у него грехов нет, но ему надо пройти некий ритуал и батюшка ему должен прочесть молитву. Но если человек ни в чем не кается, то в чем его прощать? Можно и молитву прочесть, в ней говорится о прощении грехов. Но рядом с двумя людьми стоит Третий. Сам Господь, и все это слушает. Потому исповедь и называется таинством.
Но как правило тот, кто считает, что он не грешен, до исповеди не доходит. А если человек пришел, то, хотя он себя и может убеждать что у него все в порядке, но в глубине души понимает, что это не так.
— Как правильно себя вести на исповеди? Каким языком разговаривать со священником? Полезно ли написать записку?
Д. Н.: Никакого специального языка не требуется. Если человеку есть что сказать, если у него есть мысли и переживания, то он сможет их облечь в слова. А если сказать ему нечего, то можно обложиться формулировками, а толку не будет.
Наоборот, какие-то специальные термины иногда даже вредны, потому что за ними можно спрятаться. А Богу надо свое сердце принести, а не формулировку. Важно понимать, что на исповеди мы стоим перед самим Христом.
А вот писать полезно: можно создать шпаргалку для себя. Но не протягивать ее батюшке, склонив смиренно голову и оставаясь отстраненным. Нужно самому произносить свои прегрешения. На худой конец можно и зачитать, но лучше, чтобы записка была тезисной, а вы просто туда посматривали, чтобы не забыть ничего. Потому что действительно во время исповеди человек может растеряться, ведь он находится в необычной для себя ситуации.
Фото: Википедия/Пресс-служба Липецкой и Задонской митрополии РПЦ
А бывает так, что, когда он дома готовился, он мог испытывать покаянные чувства. А тут пришел – и ничего не чувствует! Это может его огорчить или ввергнуть в сомнения. Хотя, ничего страшного в этом нет, обычная ситуация. Важно, что человек уже почувствовал и зафиксировал это и в сердце своем, и на бумаге, и опыт этого покаянного чувства у него уже есть. Мы же не можем плакать по заказу. Это все очень интимные вещи.
— Есть и такая точка зрения: «А зачем я буду что-то священнику говорить? Я же уже перед Богом покаялся в молитве, понял свои грехи».
Д. Н.: Да, перед Богом мы каемся каждый день. Но священник – это свидетель. Он присутствует при том, как человек кается. А рядом незримо стоит сам Христос, принимает исповедь. И он сам так установил, что отпущение грехов происходит через молитву, которую читает именно священник.
Когда я учился в школе, мы очень активно перерисовывали фотографии очень плохого качества, которые тогда ходили по рукам. На них были изображены приемы запрещенных в те годы каратэ и боевого самбо. Мы очень тщательно все это переписывали в надежде на то, что мы сейчас все узнаем и дома сами всему научимся. Но никто не научился. Потому что, чтобы научиться, надо работать с тренером. Так и здесь.
Можно каяться самому, но все-таки Церковь – есть Церковь. Конечно можно плыть по морю и на бревне, и на плоту, и на лодочке худой. А можно плыть на большом корабле. На корабле-то, наверное, понадежнее и подальше можно доплыть. А если надо, то и перелететь.
— А как нужно относиться к словам священника, которые сказаны на исповеди? Ведь священники – люди, они могут ошибаться.
Д. Н.: Как говорят опытные духовники, все происходит по вере. Если исповедующийся пришел с убеждением что он предстоит перед Богом и готов принять любое его решение, то Господь вложит в уста священника нужные слова.
И священник скажет их не от себя, а именно потому, что ему Бог велел ответить. Это уже совсем другой опыт, это совсем другие взаимоотношения с Богом.
Но, совсем не обязательно все будет происходить именно так. Более того, не стоит даже ждать, что с каждым приходом на исповедь батюшка обязательно скажет что-нибудь значительное. Что он скажет два слова, и разведет этими словами все тучи над головой. Так бывает, но далеко не всегда. Обычно что-то подобное случается именно тогда, когда ничего не ждешь.
Кроме слов, сказанных священником, есть еще его молитва. Ведь он не только слушает исповедь, но еще и молится за человека. И вот эта молитва зачастую важнее тех слов, которые он может произнести в ответ на исповедь.
— Надо ли искать для исповедей какого-то одного священника или каждый раз приходить к разным священникам нормально?
Д. Н.: Это кто как устроен: кто-то ходит к разным, кому-то нужен один. Но еще бывают разные периоды. Вроде ходит человек к одному священнику, а потом раз – и опять в поиске.
Желательно найти такого священника, с которым у вас получится контакт, и именно из такого контакта постепенно вырастают отношения духовника и духовного чада. Если священник постоянно один и тот же, то он, как врач, который ведет больного и знает его историю болезни. Он знает все препараты, которые ему давал, как тот реагировал на эти препараты, какие были случаи положительной динамики, какие были рецидивы. Так же и здесь. А вот если человек согрешил в чем-то таком, в чем ему стыдно признаться перед знакомым батюшкой, то он начинает бегать к другим, то это уже лукавство и малодушие.
Во-первых, батюшка ничего не подумает, его сложно чем-то удивить. Да и батюшка-то сам грешный человек. Бояться нечего. А вот эти мысли – они мешают, толкают человека, чтобы он пошел по пути наименьшего сопротивления, к другому батюшке, чтобы было полегче, как бы не так стыдно. Но ведь вся сила покаяния – в стыде. Не зря говорят, что грехи в стыде сгорают. И это очень важно.
— Что делать, если человек кается, но при этом понимает, что с этим грехом он покончить все равно не сможет?
Д. Н.: Покаяться все равно надо. Потому что, если болезнь не уходит после первого сеанса электрофореза, это же не значит, что его не надо делать. А потом есть болезни, которые лечатся быстро, а есть глубоко укоренившиеся в нашей душе.
Но мало-помалу можно дойти до такого состояния, когда этот или тот привычный грех станет по-настоящему ненавистен. Когда ты уже совсем не хочешь в нем находиться. И тогда можно выйти победителем в этой схватке на долгое время. А может, и навсегда.
— Бывает так, что батюшка отругает на исповеди, и человек себя некомфортно чувствует. И уже в следующий раз не хочет вообще идти в церковь. Как быть?
Если человек приходит в храм за комфортом, то он немножко ошибся дверью. Ему надо идти на массаж, в хорошее кафе – посидеть душевно. А в храм мы идем с болью, вопросами или благодарностью. Мы приходим выпрямлять свою жизнь, которая подобна мотку изогнутой проволоки. Ее приходится выпрямлять, и это больно.
Если батюшка пожурил, то скорее всего по делу. Но привычка относиться к себе необычайно трепетно, конечно, не дает воспринимать это адекватно.
Один из моих педагогов в свое время говорил такие слова: «Люди делятся на две категории. Одни люди ищут возможности, а другие ищут причины».
Известно, что Бог сначала обращается к человеку шепотом Любви. Если он не услышан – то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести – то Бог обращается к нему через рупор страданий.
Понимаете, некоторые люди не идут в церковь, потому что считают ее какой-то структурой, аналогичной институтам светской власти. На самом же деле Церковь— это совокупность верующих людей, это мы сами. Если ты крещен – то ты тоже часть Церкви, она из нас, людей и состоит.
Как правильно подготовиться к Исповеди и Причастию?
Отвечает духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук).
Начать следует с молитвы, затем вспомнить, чем согрешили против Бога и ближних. Лучше всего испытывать свою совесть по десяти заповедям Закона Божьего. Стоит подумать и, возможно, даже записать все на листе бумаги, чтобы во время исповеди не растеряться и ничего не забыть, чем нарушили:
– первую заповедь: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Грехи против этой заповеди – маловерие, неверие, гордыня, борьба за власть, злая ревность, карьеризм, самонадеянность, самолюбие, хвастовство, зависть, доверие гороскопам, лечение у колдунов и экстрасенсов, участие в сектантских и раскольнических молитвах.
– вторую заповедь: «Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи ему».
Грехи: человекоугодие, лесть и неискренность в отношении с начальством, сребролюбие, гадание, вызывание духов, чрезмерное и пристрастное увлечение интернетом, компьютерными играми, телевизором, кумирами музыки и спорта, праздное провождение времени.
– третью заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно».
Грехи: праздные разговоры в храме, кощунство, божба, употребление нецензурных слов, чертыханье, нарушение обещаний, данных Богу, пренебрежение чтением утренних и вечерних молитв, изучением Библии и творений святых отцов Церкви.
– четвертую заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему».
Грехи: пропуск воскресных и праздничных богослужений, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов.
– пятую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою».
Грехи: непослушание и оскорбление родителей, непочитание и непоминовение их на молитвах, озлобление и ропот на власть, начальство и священство, непочтение к старшим и учителям, неприглашение священника к родным для исповеди и причастия их перед смертью, похороны родных без чтения Псалтыри и отпевания священником.
– шестую заповедь: «Не убивай».
Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, колкие слова, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность.
– седьмую заповедь: «Не прелюбодействуй».
Грехи: супружеские измены, секс до брака, просматривание порнографических фильмов, блудные прикосновения, разжжения и мечтания, рукоблудие, содомский грех.
– восьмую заповедь: «Не кради».
Грехи: грабёж, воровство, мошенничество, ростовщичество, скупость.
– девятую заповедь: «Не произноси ложного свидетельства».
Грехи: ложь, клевета, сплетни, осуждение, лжесвидетельство, предательство, обман.
– десятую заповедь: «Не желай чужого».
Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот, неблагодарность.
Если Вы раскаялись в этих грехах, то нужно приготовиться к Святому Причастию, когда под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа для соединения в любви с Богом и ближними и наследования вечной жизни. Причастие совершается утром во время Литургии. Чтобы достойно причаститься, должно подготовить себя постом (обычно три дня) и молитвой. Во время поста обязательно следует со всеми помириться, стараться больше молиться, читать Библию, не есть яиц, мясных и молочных продуктов, воздерживаться от интимных отношений. Накануне Причастия вечером необходимо поучаствовать в вечернем богослужении и исповедоваться в грехах (иногда из-за дальности расстояния к храму или по болезни исповедуются утром). Во время подготовки надо прочитать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю и «Правило ко Святому Причащению». Все эти тексты есть в книге «Молитвослов». Кроме того, в день Причастия с полуночи не следует ни есть, ни пить. С утра прийти, не опаздывая, на службу и во время Литургии благоговейно подойти к Святой Чаше. После Причастия выслушать в храме или самому прочитать дома по «Молитвослову» благодарственные молитвы.