Идеал человека в разных эпохах – Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) на тему: «Идеал человека в Античности, Средневековье, Возрождении»

Идеалы в жизни человека — культура, искусство, религия

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Идеал человека в культуре

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

культура народов мира

Древний мир

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

Средневековье

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Ренессанс

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

Новое время

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Советский период

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Человек в культуре разных народов

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, смелостью и отзывчивостью.

Идеал человека в искусстве

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.

античные скульптуры

Античность

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Искусство средневековья

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Человек в искусстве эпохи Возрождения

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

Человек нового времени

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

Изображение человека в соцреализме

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Идеал человека в религии

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.

крест

Христианство

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

Ислам

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Буддизм

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Индуизм

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Идеал современного человека

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

успешный человек

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.

От Аполлона до денди: идеальные мужчины разных эпох

Народы Месопотамии (шумеры и ассирийцы, а позже персы) в мужчине ценили в первую очередь храбрость и физическую мощь. Дошедшие до нас барельефы представляют богов, царей и воинов как могучих мужчин с накаченными мускулами, обладающих несокрушимой силой и способных выйти в одиночку против льва. Если судить по этим изображениям, то жители Междуречья были коренастыми грузными мужчинами с крючковатым носом, уложенной темной курчавой шевелюрой и такой же бородой. При этом отдельные пряди бороды завивали в трубочки и укладывали плотными рядами.

Благородные мужи, а уж тем более правители, носили богатые помпезные одежды и украшения, когда-то поразившие Александра Македонского. Волосы убирали в сетку, скрепляли их на затылке заколкой или связывали цветными лентами, а свою драгоценную бороду часто прятали в особый футляр. Кроме того, у древних персов было принято чернить брови и румяниться, а некоторые мужчины носили накладные бороды и парики.

Самый известный житель Междуречья шумерский царь Гильгамеш, чье имя дошло до нас сквозь века благодаря одному из старейших в мире литературных произведений – «Эпосу о Гильгамеше».

«Он прекрасный, сильный, он мудрый,
Божество он двумя третями, человек лишь одною,
Его тело светло, как звезда большая,
Но не знает он равных в искусстве мученья
Тех людей, что его доверены власти».

«Эпос о Гильгамеше», перевод Николая Гумилева.

Рыцарь

В средневековой Европе идеалом мужчины был рыцарь – прекрасный воин, чья мужественная внешность сочеталась не только с физической силой и храбростью, но и хорошими манерами и галантностью, предписанной кодексом чести. Немаловажной частью идеального мужского образа в тот период становится одежда и, конечно, доспехи – самая важная часть рыцарского костюма. В Средние века мужской костюм начинает все больше укорачиваться, тогда же появляется и «прототип» штанов: шоссы – узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна.

© Public Domain

Неизвестный немецких художник. Портрет рыцаря. Около 1540 года (Аугсбург)

Но главным для рыцаря была красота не физическая, а духовная. Рыцарь — в первую очередь слуга своего сюзерена, защитник слабых, детей и женщин. В эту эпоху возникает культ «прекрасной дамы», оказавший влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.

Средневековый автор Э. Дешан перечислял следующие условия, которые необходимо выполнять тем, кто желает стать рыцарем: «… [рыцарь] должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков. Он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности. Воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать деяния великие, по примеру Александра». 

Идеалы рыцарства нашли отражение и в литературных произведениях, таких как «Песнь о Роланде» или «Песнь о Нибелунгах», сказаниях древних германцев или франков, а также в живописных произведениях, в том числе и более позднего периода. Особую любовь к изображению средневековых сюжетов питали прерафаэлиты: так, Джон Рёскин выдвигал в качестве идеала работы мастеров средневековья и Раннего Возрождения. Герои «темных веков», в первую очередь король Артур и рыцари Камелота, появлялись на полотнах Данте Габриэля Россетти, Уильяма Морриса и других. Английский художник Артур Хакер, которого также относят к прерафаэлитам, на одной из своих работ изобразил Парсифаля – героя средневековых эпосов, чье имя толкуют как девиз рыцаря. Старофранцузское Perceval можно перевести как «пронзи долину». Жизнь же рыцаря направлена на познание смысла «земной долины», которую надо пройти, чтобы достичь высот духа.

© Public Domain

Артур Хакер. Парсифаль с чашей Грааля. 1984 год

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения, или как часто говорят «универсальный человек», «эрудит» или «полимат», хорошо образован и интеллектуально развит, его интересы не ограничиваются одной областью, а способности высоки настолько, чтобы овладеть мастерством в разных сферах знаний. Внешняя мужественность и гордая осанка, впрочем, были по-прежнему в чести. Джулиано Медичи, правивший вместе с братом Лоренцо, прозванным Великолепным, Флоренцией в середине XV века, по мнению современников, отличался удивительной красотой. До наших дней дошло несколько изображения Джулиано Медичи, погибшего во время заговора в возрасте 25 лет. Самое известное из них – живописный портрет кисти Сандро Ботичелли, датированный приблизительно 1475 годом, хотя некоторые историки сомневаются в том, что на картине изображен именно он.

© Public Domain

Сандро Боттичелли. Портрет Джулиано Медичи. 1475 год

Эпоха Возрождения в искусстве стала возвращением к идеалам Античности и поиском правильных пропорций в изображении человеческого тела. Каноническим в этом отношении можно считать рисунок Леонардо Да Винчи, к которому более чем подходит термин «человек эпохи Возрождения». Иллюстрация из книги, посвященной трудам Витрувия, изображает фигуру мужчины в двух позициях, а пояснения к рисунку гласят, например, что размах рук человека равен его высоте, а расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица.

Наиболее выдающимся мужским образом той эпохи можно считать мраморную статую Давида работы Микеланджело Буонаротти. Хотя специалисты по анатомии отмечают, что скульптор намеренно исказил некоторые пропорции для достижения художественной выразительности, впечатление, которое производила скульптура на современников Микеланджело и производит на нас сейчас, возводит образ, созданный 26-летним автором, в статус абсолютного культа красоты.

© AFP/Vincenzo Pinto

Микеланджело Буонаротти. Давид. 1501-1504 годы

Галантные кавалеры

Эпоха барокко, название которой переводится как «распущенный», «склонный к излишествам», наложила свой отпечаток и на идеалы красоты, в том числе мужской. Эталоном в то время становится галантный придворный, который должен был непременно уметь танцевать, отлично стрелять, фехтовать, скакать на лошади и быть внимательным кавалером. Начало XVII века эпоха расцвета французской монархии, неудивительно, что воплощением новых идеалов стал французский монарх Людовик XIV де Бурбон, более известный как «король-солнце».

© Public domain

Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV («Короля-солнца»). 1661 год

Придворные того времени во всем старались подражать сюзерену, а французская мода, в том числе и в одежде, распространилась по всей Европе. Рыцарские доспехи средневековых придворных сменились кружевами, причем не только в нарядах благородных дам, но и кавалеров, которые украшали ими воротники, рукава, фалды камзолов и даже отвороты сапог. Цветные шелковые чулки, яркие подвязки, широкополая фетровая шляпа, украшенная страусовыми перьями… Носили их и гражданские, и военные, и мушкетеры короля, и гвардейцы кардинала.

Но шляпа была не просто головным убором, но своеобразным инструментом, с помощью которого придворный мужчина выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или иным особам. Каким образом человек снимал шляпу, как держал ее в руке, каким жестом сопровождал поклон, насколько низко она опускалась — все принималось во внимание окружающими. Умение «владеть шляпой» говорило о степени воспитанности мужчины.

© Public domain

Антонис ван Дейк. Портрет лорда Джона Стюарта и его брата лорда Бернарда Стюарта

В моде были длинные волосы, и часто голову придворного покрывала не только шляпа, но и объемный завитый парик (отдаленно напоминавший «накладные шевелюры» древних персов, речь о которых шла выше).  Впрочем, и без париков прически представителей дворянства поражали своим разнообразием. Одной из самых популярных была прическа «а-ля Каденетт», названная в честь герцога Каденетта (Cadenet, но это слово cadenette означает еще и «косичка») впервые продемонстрировавшего ее публике. Представляла она собой одну или две пряди – «любовные» локоны — или косы, перехваченные лентой и непременно того цвета, который любила дама сердца. Если в предыдущие века растительность на лице определялась не модой, а гигиеническими или религиозными соображениями, то во времена барокко мужчины впервые начинают не просто отращивать усы или бороду, а отращивать их по правилам. Самой модной бородкой этого времени считается «муш» — маленький пучок волос под нижней губой. Затем, подражая Людовику XIV, французские придворные начали носить  и усики «шевалье» с завитыми концами. Ухоженные усики и бородки считались символом аристократизма.

© Public domain

Питер Пауль Рубенс. Портрет герцога Бекингема. 1625 год

В XVIII веке, когда в моду вошла седина и следствием этого стали напудренные парики с уложенными буклями и косичками, без такого ни один приличный дворянин не смел появиться в обществе.

© Public domain

Александр Рослин. Портрет графа Александра Кирилловича Разумовского. 1776 год

Бравый военный

Начало XIX века, время наполеоновских войн, охвативших Европу. Умы же барышень того времени были захвачены теми, кто ведет эти войны.

© Public domain

Франц Ксавье Винтерхальтер. Портрет Эдуарда Андре. 1857 год

Военная карьера часто была единственной возможностью для обедневших дворян подняться по социальной лестнице. Офицеры кружили головы сестрам Беннет в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (уж она-то знала все чаянья девушек своего времени), а русский гусар со времен императора Александра I  стал и вовсе образом идеализировано-комическим. Эпоха романтизма тоже наложила свой отпечаток, гусары в глазах барышень того времени – это те же рыцари, храбрые герои с нежными сердцами, которые писали стихи в альбомы девушек «перед тем как отправиться на войну».

Так, например, писатель Александр Грибоедов в молодости записался в гусарский полк на всеобщей волне патриотизма и юношеского увлечения внешней стороной военной жизни. Образ «вояки-ловеласа» нашел отражение в литературе и искусстве — таковы, например, Анатоль Курагин, с которым бежала Наташа Ростова, или соблазнитель мистер Уикхем из романа Остин. Виной подобной славы стали то ли яркие мундиры, притягивавшие девушек, то ли горячий нрав их обладателей.

Превыше всего для героя были достоинство и честь. И хотя в это время «дуэльная лихорадка» XVIII века начала спадать, а власти вводили запреты на поединки, в глазах общества настоящий мужчина по-прежнему должен был смывать оскорбление кровью.

Правила и этикет русской дуэли >>

Денди

Идеалы женской красоты в разные эпохи

  • Новости
  • Мода
  • Отношения
  • Гороскоп
  • Красота
  • Здоровье
  • Звезды
  • Стиль жизни
  • Психология
  • Конкурсы
  • COSMO-ПУТЕШЕСТВИЕ
  • Видео
  • Блог редакции
  • Спецпроекты
  • Контакты
  • Гороскоп совместимости
  • Камасутра
  • Счётчик калорий
  • Калькулятор веса
  • Полный шкаф

Подпишись на журналы

  • cosmopolitan shopping
  • cosmopolitan beauty

Проект по искусству «Идеал человека в разные исторические эпохи»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17

ст. Отрадной Отрадненского района

Краснодарского края

Работу выполнила ученицы 7 «Б» класса

Есоян Ангелина, Спасибухова Анна,

Чолахян Ангелина

Руководитель:

учитель изобразительного искусства

Быба Л.Н.

Ст. Отрадная, 2015 г.

Содержание

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр. 3-4

Основная часть _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 5-14

Глава 1. Понятие красоты (прекрасного). _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр 5 – 6

Глава 2. Историческая обусловленность понимания красоты.стр 7

Глава 3.Эталоны женской красоты разных эпох._ _ _ _ _ _ _ _ стр 8-9

Глава 4. Искусство и красота _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр 10

Глава 5. Образ женщины в искусстве _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр 11-13

Глава 6. Результаты социологического опроса. _ _ _ _ _ _ _ _ стр 14

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр15

Список литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _стр 16

«Соответствие своему назначению – сущность

всякой красоты, без него красоты не бывает»

Леопарди

ВВЕДЕНИЕ

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры, стараясь украсить росписью, вышивкой, резьбой нехитрые предметы своего обихода. Прялки, поставцы, деревянные ложки, рушники, светцы, лукошки, яркая декоративная одежда и многое другое вдохновило не одно поколение художников и сегодня учит нас пониманию прекрасного, умению видеть гармонию и прелесть в окружающей нас природе, в каждой травинке, листке и цветочке, в бесконечном разнообразии форм, красок, линий и ритмов.

Красота – очень емкое понятие. Краса, благолепие, изящество, нарядность, прелесть, пригожесть – вот неполный перечень синонимов, который дает этому определению словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова. Сергей Иванович Ожегов даёт такое толкование этому слову «Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

В своей работе мы хотели бы предложить Вашему вниманию некоторые аспекты понимания красоты человека, ее природы, восприятия в контексте истории и в современном мире. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости многогранных ценностей красоты в разные исторические эпохи. Большинство из Вас скажет, что красота человека – это, прежде всего, доброта, ум и еще многие качества, характеризующие богатство его внутреннего мира. И будут правы. Мы полностью разделяем эту точку зрения. Но нельзя не отметить еще один аспект понимания человеческой красоты – эстетический. Восприятие человека по его внешности – самый древний и до сих пор самый распространенный метод его оценки. Как утверждают психологи, впечатление о человеке складывается у нас в весьма непродолжительный отрезок времени и лишь 8 -10 % мы черпаем из слов собеседника .

Целью проекта: анализ эталона красоты в разные исторические эпохи, и определить в чем их отличие.

Задачи:

  1. Найти и изучить информацию об особенностях изображения человека в искусстве в разные исторические эпохи;

  2. Отметить особенности внешнего вида;

  3. Переработать и скомпоновать найденную информацию в презентацию

Объект: Человек

Предмет: Красота человека

Гипотеза:

Человек всегда был и остается главной темой в искусстве всех времен и народов. Представления о красоте человека, о его облике и действиях постоянно менялись в истории искусства. Идеал красоты человека — продукт искусственный, созданный самим человеком, столь же разный и непостоянный, как и сам человек.
Хотим мы того или нет, но красота выступает одним из самых важных критериев, по которым мы оцениваем других людей, поэтому так важно разобраться, из чего складываются наши представления о ней. Видимо, стремление к физической красоте укоренено в человеческой душе очень глубоко.

Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с теми или иными климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни, с нравственностью, моралью, религией, с характерными приметами быта различных народов, классов я сословий.

Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. В частности, Бодлер писал, что она состоит из двух элементов — одного вечного и неизменного, не поддающегося точному определению, а другого относительного и временного, складывающегося из того, что дает данная эпоха, — мода, вкусы, страсти и господствующая мораль. Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия; гармония — единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

Изменение эстетического идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты — гармонии. Как бы ни отличалась неповторимая египетская царица Нефертити от античной Венеры Милосской, прекрасная флорентийка Симонетта от таитянских красавиц Гогена или великолепные пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от тренированного, спортивного типа нашей современницы — все они предполагают в своем облике определенную гармонию, такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ.

Почему же физический облик так важен для нас? Почему для нас так важно быть красивыми? С точки зрения антропологии, тяга к красоте – это один из первичных инстинктов человека. Мы хотим быть красивыми потому, что красота представляет своему обладателю преимущество в борьбе за выживание. Часто, красота — это совершенство. Хорошие стихи, мастерски написанная музыка, блестящая научная теория, талантливые художественные полотна, как правило, прекрасны. Их восприятие доставляет людям наслаждение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Понятие красоты (прекрасного).

Разные суждения философов о красоте подтолкнули меня к размышлению: «Что же такое красота?» Согласно Большой советской энциклопедии, красота (прекрасное) – категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность она отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что связана с определенной чувственной формой и обращена к созерцанию или воображению. Наверное, человек всегда задавался вопросом, почему в одних случаях он волнуется или испытывает чувство радости от того, что видит вокруг себя, а в других остается безучастным. Внешность одного человека кому-то может показаться красивой, а кому-то нет – это дело вкуса. Любопытную теорию понимания красоты выдвинул писатель Иван Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы». Его произведение можно назвать гимном причинности и целесообразности, ибо понимание красоты получает в нем рационально – разумное объяснение с точки зрения логики и психологии. Устами героя Ефремов утверждает, что красота – «наивысшая степень целесообразности». Иными словами, наиболее красивым кажется нам то, что полезно для сохранения отдельного человека и вида в целом. Как понятие о прекрасной жизни у каждого народа свое, так свое и представление о красоте человека. Тем не менее, у каждого народа прекрасная женщина – это царица жизни, и человеческий идеал представляется всем народам в образе женщины – матери.hello_html_m480916cc.jpg

Власть красоты испытывали народы, века, эпохи. У разных народов существовали самые разные понятия о женской красоте. Например, древнерусские красавицы чернили зубы и румянили щеки свекольным соком.

Индейцы майя зажимали черепа новорожденных, пока эти черепа не приобретали формы огурца. Таков был местный идеал красоты. Известны находки искусственно деформированного женского черепа и на территории Западной Европы. Некоторые из находок датируются 11-13 веком н.э. Имеются упоминания в литературе, что во Франции 18 в. деформации черепа подвергали детей представителей среднего класса. Цель – придать облику человека аристократичность. Для прекращения подобных действий потребовалось вмешательство властей.

Знатным китаянкам с раннего детства туго бинтовали ноги, отчего те становились похожими на копыта. «Ножки — лотосы» служили пропуском в высшее общество, зато их обладательницы едва могли сделать самостоятельно десяток шагов.

Уродование ног вышло из моды только после революции 1911 года. Другим признаком аристократок были длинные (до 40 см.) ногти, на которые надевали специальные серебряные футляры.

Часто идеалом невесты считалась чрезвычайная тучность – признак достатка. У племен Сахары откармливанием невест занимались все члены семьи, которые ежедневно впихивали в девиц огромное количество пищи и молока, а чтобы жир равномерно распределялся по телу, массировали невесту специальной деревянной колотушкой. В итоге невеста достигала к свадьбе до 150 кг, не могла самостоятельно ходить, и ее везли на верблюде. Этот обычай полностью не изжит до настоящего времени. Во многих африканских королевствах вплоть до 20 века чиновники и приближенные короля носили накладные животы, если не имели собственных. Худосочный чиновник уже одним своим видом вызывал недоверие, и даже презрение простолюдина. У южно-африканских бушменов красота сосредотачивалась в ягодицах, которые при помощи специальной диеты и упражнений доводили их до громадных размеров (рекорд – 2 метра в обхвате).

Известны многочисленные примеры пирсинга. Племена Африки, Южной Америки, Океании носят в ушах и других частях тела богатый ассортимент украшений. На островах Индонезии женщины чернили зубы при помощи краски и обтачивали их пемзой, делая острыми. У суданского племени нуэр девушкам перед свадьбой зубы выбивали, чтобы подчеркнуть их новый статус. Перечень абсурдных, с моей точки зрения, эталонов прекрасного можно еще долго продолжать. Самый известный из подобных примеров искусственного формирования тела – удлинение шеи с помощью медных колец женщинами Бирмы. Надевая каждый год по кольцу, их шею растягивали до 40 см. Женщина с короткой шеей считалась уродкой и не имела шансов выйти замуж. Большинство подобных традиций уходят корнями в глубокую древность и связаны со своеобразным пониманием красоты и установившейся местной моды.

Примечательно другое. Американские ученые провели ряд опросов, в ходе которых жителям восточных и африканских стран показывали фотографии девушек, которые признаны красавицами по европейским стандартам. И обнаружили, что представители неевропейской культуры тоже считали их привлекательными. Но если мы имеем дело с некой биологической особенностью человека – должны быть определенные каноны для жителей большинства народов. Как же тогда объяснить опыт с фотографиями? Предположим, что существует биологическая природа понимания красоты.

Глава 2. Историческая обусловленность понимания красоты.

Достаточно близки к эталону первобытного человека представления о красоте племен Африки. Например, в славный период матриархата красивой считалась коренастая женщина с высокой грудью и широкими бедрами, что говорило о хорошей физической форме и способности к деторождению. В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пропитание и, значит, обеспечить потомство всем необходимым. Женские фигурки времен палеолита отличаются гипертрофированными признаками пола. Сама древняя из найденных датируется 20 веком до нашей эры. Ученые называют такие фигурки палеолитическими Венерами, самим названием подчеркивая, что именно они были эталоном древней красоты.

Сегодня наш подход к эталону абсолютно другой, но он тоже продиктован определенными представлениями о возможности успешно вырастить потомство. Стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем, средствами и определенной культурой поведения, чтобы поддерживать хорошую физическую форму в условиях огромного профицита продовольствия. hello_html_m7aa3f9cc.jpg

Однако между первобытным и сегодняшним представлением о внешности лежит вся человеческая история.

Представители эллинской культуры много времени уделяли тому, что сейчас принято называть фитнесом. Именно они стали проводить конкурсы красоты. Наиболее давние из документально подтвержденных относятся к 5 в. до. н. э. Хотя Афродита (Венера), победительница мифологического конкурса, сегодня и не произвела бы фурор (ее пропорции 86-69-93), есть неоспоримые данные, что физическими упражнениями истязали себя не только мужчины, но и женщины.

В отличие от гречанок, римлянки не были поклонницами физкультуры. Они полагались на различные ухищрения в одежде, ценили понимание стиля, но в целом их видение прекрасного было созвучно греческому.

Глава 3.Эталоны женской красоты разных эпох.hello_html_6bf6c744.jpg

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века. Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.
Эдуард Фукс

На формирование различных типов внешности влияли и социальные факторы, и образ жизни. Зачастую каноны были далеки от «здорового» идеала. В раннем средневековье в моде были аскетические лица – худые, изможденные, бледные без тени румянца. Фигура также должна была соответствовать образу аскета. Лучшее наглядное пособие – картины средневековых художников голландской школы. Они писали своих Ев и Венер с типичных горожанок – рахитичек: узкобедрых, с отвислым животом и выпуклым лбом. Высокая линия волос – признак нездорового образа жизни средневековых городских обитателей – настолько прочно обосновалась в жизни, что дамы регулярно пользовались услугами брадобреев: сбривали брови, брили лоб и виски. Остатки волос убирали под массивные головные уборы, от чего первые красавицы средневековья казались практически лысыми. Такой эталон красоты соответствовал учению христианской церкви о греховности человека и недопустимости плотских наслаждений. Чтобы не искушать мужчин и не приумножать грехов, красавицы всячески пытались скрыть свою красоту и прятали фигуру под бесформенными одеждами. Прекрасная Дама представлялась рыцарям в почти бестелесном образе: маленькие ручки, бледная прозрачная кожа, как свидетельство заточенности в мрачном замке за шитьем.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Полнота вновь входит в моду. Торжествуют пышные формы, могучие тела. Именно такой тип красоты изображен на полотнах Рубенса, Рембрандта, других художников эпохи Ренессанса. Костюм этого времени не только подчеркивает, но и визуально расширяет силуэт своего хозяина. Полнота входит в моду почти повсеместно в Европе, за исключением, Испании.

В 18 в., несмотря на требование иметь тонкую талию (с помощью корсета ее затягивали до 40 см), полные формы отнюдь не возбраняются. Идеальная фигура характеризуется развитыми формами, контрастирующими с искусственно утянутой талией. У женщин в моду входит каркасная юбка.

В 19 веке отношение к дородности в аристократических кругах меняется. В моде вновь субтильность, худоба и бледность — признак глубины сердечных чувств. Женщина эпохи романтизма (20-40 годы 19 века) должна была быть мечтательной, грустной, со слезой во взоре. Пышные формы – признак вульгарного и грубого купечества, темные круги под глазами – интеллигентности. В конце 19 века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе. Известны случаи безвременной кончины из-за чрезмерно затянутого корсета.

Правда, в различных социальных кругах и мода на красоту различна. В народе идеал оставался прежним: крепкое, здоровое тело, «кровь с молоком». Как всякий земледельческий народ, наши предки почитали здоровье и физическую силу отождествляли с полнотой. Известна старинная женская поговорка: «Дай мне, Бог, полноту, а красивой я сама себя сделаю». Такое отношение к красоте сохранилось у крестьян до конца 19 века. Это иной раз доходило до абсурда, доказательством чего служит тот факт, что деревенские модницы даже летом носили стеганую нижнюю юбку, назначение которой все же защита от мороза.hello_html_fe7473f.jpg

В первой половине 20 века единого стандарта женской красоты нет, но судя по фотографиям манекенщиц, в моде статные дамы с тонкой талией и длинными ногами. Сегодня в моде худоба. Современные модели на 23 % худее среднестатистических женщин и на 14 % своих коллег 60-годов. Но мода есть мода. Приход на рынок мини-юбок и обтягивающей моделей одежды требует соответствующих параметров от их обладателей. Мода на худобу охватила даже отдельные страны Африки, где традиционно отдавали предпочтение полным дамам. Все больше молодых женщин хотят выглядеть как фотомодели или ведущие телепрограмм. Арабские черты лица доводятся до южно-европейского образца. В Египте, где традиционно красивой считалась полная женщина, практиковалось откармливание невест, и сегодня 35% женщин страдают ожирением. Но молодые египтянки озабочены не столько тем, как они будут выглядеть в традиционной одежде, сколько своими европейскими нарядами. Побывать под ножом пластического хирурга – престижное мероприятие. Чем богаче семья, тем более сложные и дорогие операции заказывает женщина. Такое вот проявление глобализации.

Глава 4. Искусство и красота

В искусстве как средстве выражения царит

атмосфера очарования, неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти

магического, в чем для нас, по-видимому, только должна проявлятьсякрасота.”

/А. Банфи. Философия искусства стр.34/

Как выглядит разграничение между понятиями искусство и красота?

Ответить на этот вопрос как целостный, без исследования не представляется возможным, поэтому я приведу доказательства. В моем понимании объект искусства должен быть красивым, т.к. стремление к красоте совпадает со стремлением к истине. Рабиндранат Тагор в своем понимании прекрасного отождествляет его с добром или Благом, а Благо, в свою очередь, с Истиной. Таким образом, Благо неразрывно связано с Прекрасным. Красота любви гармонизирует с красотой окружающего мира, составляя идеальную гармонию вселенной. Можно заключить, что существуют красивые вещи, которые не являются искусством и что существуют некрасивые вещи, которым нельзя приписать красоту как качество, но которые, тем не менее, являются объектами искусства. Если выразить это с точностью математики, то искусство и красота могут быть атрибутами, качествами объектов, и появление этих качеств одновременно, парами, вместе не обязательно.

В современном понимании искусство – это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства – художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство – это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота – это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели, представляет себе большинство людей. Красота – это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое. Вывод, который можно сделать из вышесказанного: искусство — это добро, а если оно доброе, следовательно, красивое.

Глава 5. Образ женщины в искусствеhello_html_387f881d.jpg

Красоту женщин воспевали и воспевают поэты в своих стихах, художники во все времена пытаются запечатлеть женскую красоту на бумаге и полотнах картин. Идеалы женской красоты меняются во времени, но единственное, что, пожалуй, остается неизменным, — это желание самой женщины быть красивой, несмотря на время и обстоятельства. Красивые женщины, девушки и девчонки красивы в любое время и в любой обстановке. Красивая девушка прекрасно выглядит в заснеженном лесу, в салоне автобуса либо трамвая, верхом на лошади, за рулем автомобиля, с парашютом за спиной и на вершине Эвереста.

Создавалась некая стилевая манера, которая должна была соответствовать определенной задаче – воспеть облик той женщины, которая должна нравиться за свои повадки, свое кокетство, свою грацию, да и за факт своего существования. Той, которая вне критики. Которая явилась в мир как некая высшая драгоценность, сотворенная Богом, для того, чтобы все могли любоваться ее совершенством и верить, что раз такое существует, то все благополучно.

5.1. Образ русской женщины в искусствеhello_html_m4414ae69.jpg

На полотнах знаменитых русских художников-передвижников мы видим нежных, тихих девушек-крестьянок, занятых рукоделием. В знаменитой поэме Некрасова, рассказывается о тяжёлой жизни крестьянки. Но несмотря ни на что, всё же остаётся эталоном настоящей русской красоты. На более поздних полотнах можно наблюдать изменения в стиле одежды, бытовых нюансах, но образ русской женщины в искусстве по- прежнему наполнен строгой одухотворённостью и, вместе с тем, какой-то постоянной готовностью к самопожертвованию. То же можно наблюдать и в произведениях знаменитых русских классиков. Будь то простая горожанка, живущая вдореволюционном Петербурге, или дворянка из глубокой провинции. Их образы наполнены той душевной теплотой, добродетелью, и всем тем, что, как сейчас говорят, составляет менталитет русской женщины. Не менее характерно произведение «Кокетка» Владислава Бакаловича. Нарядно одетая дама представлена с зеркалом, с еще одним (помимо цветов) постоянным атрибутом женского образа. Со времен Венеры зеркало – объект для самолюбования красавицы. Но, как и прекрасная богиня, которая чаще зеркало просто держала в руках, но не смотрелась в него, тут женщина глядит в сторону, скорее ожидая кого-то, уже оценив свою привлекательность и готовность к встрече.hello_html_1b7837f7.jpg

Реалистическая традиция нередко продолжалась и теми, кто эмигрировал после революции на Запад. Н.В. Харитонов, некогда ученик Ильи Репина, умел создавать эффектные образы, примером чему может стать «Молодая цыганка» 1936 года. С большой силой убеждения художник создает образ молодой женщины, показанной среди яркой зелени сада.

Владимир Мухин в своих произведениях показывает целые сцены, где образ элегантной и красивой женщины является центральным. Женщина с лошадью, женщина с собачкой, женщина у камина, женщина в богатом интерьере… Манера живописи мастерски передает «шик» красивой жизни. 
Образ русской женщины в искусстве отображает стремление людей творчества напомнить нам самим о том, кем же мы являемся на самом деле. Бесполезно спорить с тем, что в нас закладывалось веками. Никакие западные стереотипы поведения не смогут уничтожить нашу генетическую память, а вместе с ней и те непреходящие духовные ценности, которые столетиями складывались именно на этом месте земного шара.

5.2. Образ женщины в живописи эпохи Возрождения

Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину, а мадонну. Великие живописцы создавали себе свой образ женщины, который являлся перед нами в образе святой. Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека. Вот уже без малого пять веков как миллионы людей любуются этим шедевром мирового искусства. Живая… Это подтверждается фантастическим контрастом между сияющим ликом Джоконды, стереоскопически объемным, ярким и призрачным отражениями фигур зрителей, проходящих в очереди.
Джоконда — эта добродетельная, в скромной одежде дама — скрывает за улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий. Важное место в искусстве великого художника по-прежнему занимает образ мадонны, который приобретает черты большей монументальности и уверенности. Такова «Сикстинская мадонна». Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Серьезный и тревожный взгляд матери нам говорит о том, что она уже знает, какие испытания выпадут на долю ее сына. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют вверх мечтательно – задумчивый взор. Коленопреклонный, покорный Сикст не отрывает восторженного взора от богоматери. Она идет к людям, юная и величавая, что–то тревожное затаив в своей душе. Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра. Ее взор, кажется, проникает в самую глубь явлений. О ней можно сказать словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии: «Она умеет видеть суть явлений и там, где для мудрейшего темно…». Сикстинская мадонна! Величавая, простая. После всего хаоса, разрушений, которые прошли перед нами, особенно ярко поражали гармония, красота этого величайшего шедевра мировой живописи. Из выше сказанного можно сделать вывод : красота женщины во все времена ценилась и воспевалась художниками , поэтами. Каждая картина была наполнена эстетической красотой, тонкостью, иллюзорностью линий, позитивной энергией цвета. Художник пытался запечатлеть выражение глаз, лица, через которое выражалась внутренняя красота женщины. Создавалась некая стилевая манера, которая должна была соответствовать определенной задаче – воспеть облик той женщины, которая должна нравиться за свои повадки, свое кокетство, свою грацию, да и за факт своего существования. Идеалы женской красоты меняются во времени, но единственное, что, пожалуй, остается неизменным, — это желание самой женщины быть красивой, несмотря на время и обстоятельства.hello_html_m68a8a7c4.jpghello_html_713c1106.jpg

Глава 6. Результаты социологического опроса.

1. Считаешь ли ты себя красивым?

2.Что для тебя важней: внутренняя или внешняя красота?

3.Искусство и красота, по твоему мнению, взаимосвязаны?

Практический выход нашего исследования заключается в том, что мы разместила работу на сайте @Mail.Ru. в блоге «Спрашивайте и отвечайте». На этом сайте мы задали вопрос: «В чем заключается философия красоты?» К нашему удивлению мы поняли, что работа вызвала неподдельный интерес со стороны посетителей сайта. Оставленные отзывы говорят сами за себя. И вы можете ознакомиться с результатами этих отзывов, зайдя на сайт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, чтобы прийти к выводу, мы постаралась сравнить многие аспекты такого понятия, как красота человека. Теория эволюционной целесообразности абсолютно четко и полно отражает существовавшее тогда положение дел. Но человечество развивается. На каком – то этапе материальные условия позволяют высвободить достаточное время для созерцания и осмысления увиденного. Анализируя действительность, человек должен был прийти к пониманию того, что самые красивые (достойные подражания) – это те, кому он полностью подчинен: его Бог (мифический герой) и его царь (царица). И тот, и другой наверняка имели внешние отличия (например – признаки власти). Тогда постепенно появляется понимание, что красота человека определяется не только здоровьем, но еще и тем, как он сам себя сформировал, как представил перед сородичами. Здесь и появляется различное понимание привлекательности у представителей разных культур. Какие – то народы остаются статичными в своем развитии на протяжении тысячелетий, какие – то стремительно меняются во времени. Вместе с ними меняются и идеалы. Поначалу хаотично. Но появляются средства коммуникации. Плотность населения все выше, а возможность влияния на умы – все эффективнее. Глобализация торжествует. Ресурсы общества позволяют человеку меньше времени тратить на работу и больше на развлечение. Появляется огромная сфера деятельности, где выразительная внешность ценится очень высоко. Необходимость быть профессионально привлекательным формирует новую индустрию, сначала для профи, чуть позже для всех желающих.

Поиски эталонов красоты всегда волновали философов, ученых и художников. Работа показывает, что в различных эпохах и культурах доминируют разные концепции красоты человека. Но социальная функция понятия «красота» остается неизменной. На наш взгляд, идеал красоты человека — продукт искусственный, созданный самим человеком. Красота сегодня — это ценность, в том числе коммерческая. Исследование помогло нам разобраться в том, из чего должны складываться наши представления о красоте. «Вне всякого сомнения, красота – это ценность. Мы живем в мире, где ее возводят на пьедестал и награждают тех, кого считают самыми яркими». На наш взгляд — эта фраза как нельзя лучше определяет сегодняшнее состояние дел.

Научно-теоретическая и практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его доминирующие положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических проблем современной культурологии, искусствознания и расширении их основ. Материалы и выводы, содержащиеся в нашем исследовании дают возможность их использования при подготовке классных часов, для проведения факультативных занятий и курсов по культурологии, МХК и искусству.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Focus (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2004, № 10.

  2. Focus (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2005, № 1-6.

  3. Geo (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2001, № 10.

  4. Geo (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2005, № 2, 3, 5, 12.

  5. Рaradox (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2004, № 3.

  6. Ефремов, И. А. Лезвие бритвы (Текст) / И. А. Ефремов. – М. : Аст, Ермак, 2005.

  7. Киященко, Н. И. Эстетика – философская наука (Текст) / Н. И. Киященко. – СпБ.: Вильямс, 2005.

  8. Лихачева, Л. Б. Энциклопедия заблуждений. Мода (Текст) / Л. Б. Лихачева. – М.: Эксмо, Донецк: Скиф, 2005.

  9. Лорен С. Женщина и красота (Текст) / С. Лорен. – М: Вагрус, 1994.

  10. Степанов, С. С. Живая психология. Уроки классических экспериментов» (Текст) / С. С. Степанов. – М: ПЕРСЕ, 2004.

  11. Степанов, С. С. Язык внешности (Текст) / С. С. Степанов – М: ЭКСМО-пресс, 2001.

  12. Долгополов И.В. «Рассказы о художниках»: 1, 2 тома. –

М., Изобразительное искусство, 1982 г.

13. Белова О.Ю. «История искусств»: М., Издательство«Аквариум», 1997 г.

14. http://aam.ugpl.de/iskusstvo.

15. http://ru.wikipedia.org/.

16. http://www.modern-aforizm.boom.ru/stran/krasota.htm.

Идеалы мужской и женской красоты в разные эпохи

На протяжении веков идеал мужской и женской красоты менялся радикально: от черных зубов до белоснежной голливудской улыбки, от аристократической бледности до спортивного загара, от пышных форм до мальчишеской худобы.

ЭТАЛОН КРАСОТЫ В ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ

Стройная брюнетка с узкой талией, маленькой грудью и миндалевидными глазами – идеал в Древнем Египте. Самым красивым цветом считался зеленый, поэтому его использовали и для того, чтобы подвести веки, и для окрашивания ногтей. Коже придавали светло-желтый оттенок – символ земли, согретой солнцем. Волосы коротко стригли и мужчины, и женщины, а сверху надевали объемные парики с длинными локонами или мелкими косичками.

Крошечные ступни, маленький рост, красные ногти, удлиненные брови и яркий румянец на совершенно белом лице – женский идеал в Древнем Китае. Девочкам почти сразу после рождения туго бинтовали стопу, подгибая пальцы. Длинные ногти на руках считались красивыми не только у мужчин, но и у женщин. А чтобы ногти не ломались, на них надевали «наперстки» из драгоценных металлов. Мужчины носили длинные волосы, заплетая их в косы.

В Японии ценилась маленькая грудь, поэтому девочкам еще в детстве ее перевязывали. Женщины густо белились, рисовали вместо бровей тонкие черточки, зубы покрывали черным лаком. Мужчины выбривали высокий лоб, отращивали волосы и собирали их в пучок на макушке. Было модно рисовать или наклеивать бакенбарды, усы.

В Древней Греции воспевались большие глаза, прямой нос, светлые волосы. Эталоном мужчины был атлет пропорционального сложения. Александр Македонский ввел моду на бритье бороды, чтобы демонстрировать волевой подбородок. При этом взрослые мужчины коротко стриглись, а юноши ходили с локонами и обручами на голове.

Белокурые вьющиеся волосы и светлая кожа – два главных атрибута женской красоты в Древнем Риме. Мужчины и женщины уделяли особое значение гигиене и уходу за собой.

Развернуть на полный экран Назад 1 / 5 Вперед

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО XX ВЕКА

В Средние века красивая женщина считалась ведьмой. Поэтому идеалом стала бледная девушка неприметной внешности. Ценился аскетизм и невыразительные черты. Фигуру маскировали мешковатой одеждой с драпировками, а волосы прятали под чепчиками.

К XIII веку интерес к женской красоте стал возвращаться: вошла в свои права эпоха рыцарей и прекрасных дам. Снова в фаворе изящность, нежность, мягкие черты лица и светлые волосы.

XV век породил моду на S-образный женский силуэт. Женщины носили узкие одежды и подкладывали специальные подушечки в области живота. Чтобы увеличить высоту лба, девушки сбривали волосы спереди и выщипывали брови.

Эпоха Возрождения ознаменовалась интересом к пышным формам, золотисто-рыжим волнистым волосам (цвет Тициана), ослепительно белой коже. В идеальной женской фигуре были округлые полные плечи, высокая грудь и широкие бедра.

В XVI веке прически становятся все более и более объемными. В итоге парики начали носить все знатные мужчины и женщины. Для создания парикмахерских шедевров использовались каркасы из проволоки, ленты, драгоценные камни и металлы. Следы от оспы на лице скрывались мушками, талию выделяли корсетом, появились кринолины.

В XVIII столетии рождается стиль ампир с заимствованиями из античного мира. Снова в моде естественность: живые локоны вместо париков, здоровый цвет кожи вместо белил.

В XIX веке сначала поддерживался эталон искусственной красоты: осиная талия, аристократическая бледность, тонкие черты лица. Но уже ближе к концу столетия сперва из мужской одежды ушла вычурность (кружева, атлас, вышивка), а затем и женские наряды стали значительно скромнее.

Развернуть на полный экран Назад 1 / 4 Вперед

XX и XXI ВЕКА

Столетие ознаменовалось отменой корсетов и укорачиванием женских платьев. Одновременно в моду вошли и короткие стрижки. А когда Шанель включила мужские предметы одежды в гардероб прекрасных дам, то эталон женской красоты стал меняться еще быстрее. Ушли в прошлое изящество, изнеженность и утонченность. Стала цениться спортивная фигура. Однако уже после войны родился новый образ: Диор убрал из женских нарядов плечевые прокладки, возрос интерес к декоративной косметике.

Несколько десятилетий радикально менялись взгляды на наряды: женственность сменяла унисекс, джинсовый стиль уступал место длинным полупрозрачным юбкам. И сегодня идеал женской красоты уже не выглядит таким однозначным, как в прошлые столетия. Сейчас ценится ухоженная внешность, подтянутое тело, здоровая кожа и зубы, а мужская красота неразрывно связана с образом успешного человека.

Развернуть на полный экран Назад 1 / 4 Вперед

Всего этого можно добиться, разумно используя возможности современной косметологии. В центрах лазерной и эстетичсекой медицины «Лазерый Доктор» специалисты предложат комплекс услуг по уходу за собой:

для чистой сияющей кожи – химический пилинг,

для гладкой кожи без нежелательных волос – лазерная эпиляция,

для стройного тела без целлюлита – LPG-массаж,

для здоровых красивых волос – мезотерапия и плазмолифтинг,

для сохранения молодости – DOT-омоложение, Palomar или мезонити.

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

С течением времени изменяются представления человечества о самых разных вещах: от трансформации мировоззрения до изменения взгляда на понятие красоты. Каждая эпоха отмечена своими уникальными эстетическими представлениями, и люди, жившие в те или иные времена, по-разному представляли себе идеалы, например, женской красоты. Давайте же вместе проследим эти изменения.

 

Красота Древнего Египта.

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

 

 

Одна из самых древних цивилизаций оставила потомкам много изображений людей в виде настенных росписей или статуэток, из которых можно судить об идеалах женской красоты того времени. В первую очередь ценились высокая талия и стройные ноги. Помимо этого женщина с красивыми плечами и ровной спиной, а также с длинным волосами и симметричным лицом привлекала больше внимания, чем другие. Завершал образ яркий макияж, подчеркивающий глаза.

 

Раскованная Древняя Греция.

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

 

Интересно отметить, что древние греки мало заботились о создании и запечатлении идеала женской красоты, так как в обществе больше ценилась именно мужская внешность. Стройные, атлетические мужские тела с выделенными мышцами сводили с ума не только гречанок, но и многих мужчин – да, в древней Греции это совсем не считалось зазорным. Но все-таки и женская красота тоже имела значение. Особенно привлекательными считались молодые и немного пухлые девушки.

 

Полнокровное Возрождение.

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

 

Более чем тысячелетие спустя в Европе наступил Ренессанс, который отмечается переосмыслением многих античных идей. В частности, знаковым является смещение взгляда общества с Бога обратно на человека, который теперь является центром вселенной. Это способствовало буйному расцвету изобразительного искусства и появлению новых эталонов женщины, которые отобразились в живописи того времени. В те времена красивыми считались упитанные женщины с округлыми формами тела, что отражало их доброту и здоровье. Также доброта ассоциировалась со светлыми, рыжеватыми волосами и светлой кожей.

 

Строгая викторианская красота.

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

На протяжении практически всего XIX столетия эталоны красоты диктовались одной из сильнейших держав того времени – Великобританией, которая славилась тогда своей строгостью и промышленность. Это отразилось и в идеалах женской красоты – затянутая фигура в форме песочных часов, бледноватый оттенок кожи и сдержанные, по большей части темные оттенки в одежде, а также всегда заколотые волосы.

 

Разнообразный XX век.

Наверное, никогда так стремительно не менялась мода, как в XX веке. Буквально каждое десятилетие – новый эталон. Давайте рассмотрим их поближе.

 

 

 

20-е годы.

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

В эти времена больше всего ценились женщины андрогинного типа, то есть больше похожие на мужчин – с плоской грудью и заниженной талией. Даже выпускались специальные бюстгальтеры, которые прижимали грудь. Связано это было со все возрастающей ролью женщины в обществе.

 

30-е годы.

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

Уже в следующем десятилетии моду стал диктовать Голливуд. Американские актрисы отличались пышной грудью и широкими бедрами, а талия при этом была тонкой.

 

60-е годы.

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

В средине века идеал красоты снова возвращается к более изящным формам. В 60-х самая красивая девушка – это худая и высокая, у которой грудь и бедра не особо выделяются.

 

80-е годы.

 

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

К концу столетия при помощи Джейн Фонда модным становится спорт. Девушки все чаще начинают заниматься аэробикой, а их тела становятся подтянутыми и мускулистыми. При этом спортивные – не значит совсем худые. В моде при этом пышная грудь.

 

 

90-е годы.

 

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

Как ни странно, но на смену спортивным и здоровым 80-м приходит следующее десятилетие, которое отмечено противоположными представлениями о красоте. Идеал – модель Кейт Мосс с ее героиновым шиком – анорексичная талия, темные круги под глазами, впавшие щеки.

 

 

2000-е.

 

Идеалы женской красоты – какими они были в разные эпохи?

 

В наши же дни все вышеперечисленные качества словно слились. Идеал красоты – это спортивный торс, стройные ноги, но при этом достаточно пышные бедра и грудь.

 

Но на самом деле не так важны принятые в общества в данный момент идеалы. Человек в любое время в первую очередь должен беспокоится о своем здоровье и хорошем самочувствии.


Поделиться:

Идеал человека в культуре народов мира

Идеал человека в культуре  народов мира Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Идеал человека в культуре

народов мира

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

ИДЕАЛ Придумать ассоциации со словом «идеал», используя буквы слова Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

ИДЕАЛ

Придумать ассоциации со словом «идеал»,

используя буквы слова

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

И Д Е А Л Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

И

Д

Е

А

Л

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

И - интересный Д - добрый Е - естественный А - активный Л - личность Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

И — интересный

Д — добрый

Е — естественный

А — активный

Л — личность

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Зачем нужен идеал? Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Зачем нужен идеал?

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Эпиграф Вращается весь мир вкруг человека. А.С.Пушкин   Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Эпиграф

Вращается весь мир

вкруг человека.

А.С.Пушкин

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

И.В. Гёте: «Мы знаем мир только в его соотношении с человеком, мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

И.В. Гёте:

«Мы знаем мир только в его соотношении с человеком, мы не желаем никакого искусства, кроме того, которое является отпечатком этого отношения

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Понятие об идеале  «Когда природа лишила человека его  способности ходить на четвереньках,  она дала ему в виде посоха – идеал! И  с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – всё выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье». Максим Горький Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Понятие об идеале

«Когда природа лишила человека его

способности ходить на четвереньках,

она дала ему в виде посоха – идеал! И

с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему – всё выше и выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только

в сознательном стремлении к лучшему — истинное счастье».

Максим Горький

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Что такое идеал? Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Что такое идеал?

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Что такое идеал? Идеал – совершенное воплощение, лучший образец, лучше, чем есть в действительности. «Каждый народ имеет свой идеал человека» (К.Д.Ушинский) Каждая историческая эпоха представила свой идеал человека.. Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Что такое идеал?

  • Идеал – совершенное воплощение, лучший образец, лучше, чем есть в действительности.
  • «Каждый народ имеет свой идеал человека» (К.Д.Ушинский)
  • Каждая историческая эпоха представила свой идеал человека..

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα — образ, идея) — высшая ценность;  наилучшее, завершенное состояние того или иного явления;  образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества .  Идеал Идеал – единство Истины, Добра и Красоты. Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Идеал (лат. idealis от греч. ίδέα — образ, идея) — высшая ценность;

наилучшее, завершенное состояние того или иного явления;

образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества .

Идеал

Идеал – единство Истины, Добра и Красоты.

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Какова главная тема искусства? Почему всю историю мирового искусства  мы вправе рассматривать как поиски идеала и совершенной красоты Человека? Как представлен идеал Человека в произведениях искусства? Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Какова главная тема искусства?

Почему всю историю мирового искусства

мы вправе рассматривать как поиски

идеала и совершенной красоты

Человека?

Как представлен идеал Человека

в произведениях искусства?

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Человек –  главная тема искусства Всё, что создано на Земле, - дело рук человеческих. С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека. Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Человек – главная тема искусства

  • Всё, что создано на Земле, — дело рук человеческих.
  • С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек.
  • Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека.

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Поиски идеала Древнегреческий философ Аристотель писал: « Красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела». Вот почему вся история искусства есть поиски духовной красоты Человека . Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Поиски идеала

  • Древнегреческий философ Аристотель писал: « Красоту души не так-то легко охватить взором, как красоту тела».
  • Вот почему вся история искусства есть поиски духовной красоты Человека .

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Античное искусство Известное латинское изречение: «Mens sana in corpore sano»,  то есть «В здоровом теле – здоровый дух» Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Античное искусство

Известное латинское изречение:

  • «Mens sana in corpore sano»,

то есть

  • «В здоровом теле – здоровый дух»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

 «ДИСКОБОЛ» Мирон «Дорифор» Поликлет Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

«ДИСКОБОЛ» Мирон

«Дорифор»

Поликлет

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Искусство средних веков Идеалом становится монах-аскет Образы мучеников и страдальцев за веру представлены в скульптурах готических соборов ,  в византийских мозаиках и древнерусских иконах. Они чужды радостям земной жизни, серьёзны  и сосредоточены. Они мучительно размышляют о смысле бытия. Силятся понять тайны человеческого духа. Слева – Преподобный Сергий Радонежский. Внизу – святые мученики Борис и Глеб. Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Искусство средних веков

  • Идеалом становится монах-аскет
  • Образы мучеников и страдальцев за веру представлены в скульптурах готических соборов ,

в византийских мозаиках и древнерусских иконах.

  • Они чужды радостям земной жизни, серьёзны

и сосредоточены.

  • Они мучительно размышляют о смысле бытия.
  • Силятся понять тайны человеческого духа.
  • Слева – Преподобный Сергий Радонежский.
  • Внизу – святые мученики Борис и Глеб.

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

 Троица, Андрей Рублев. Автор: Барбутько Юлия Юрьевна Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков

Троица, Андрей Рублев.

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Троица Ветхозаветная, Симон Ушаков

Искусство Возрождения Венец творения Бога     Совершенный  Человек     Воплощение Доблести и  Красоты Человек       Мужества и  Благородства Художники воспевают Земную Красоту  Человека  Человек  влюбленный  в жизнь Автор: Барбутько Юлия Юрьевна 21

Искусство Возрождения

Венец творения Бога

Совершенный

Человек

Воплощение

Доблести и

Красоты

Человек

Мужества и

Благородства

Художники

воспевают

Земную

Красоту

Человека

Человек

влюбленный

в жизнь

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

21

 - подлинный идеал Возрождения – библейский герой-атлет, вдохновлённый могучим и благородным порывом к свободе и подвигу . «Давид» Микеланджело Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

— подлинный идеал Возрождения –

библейский

герой-атлет, вдохновлённый могучим и благородным порывом к свободе и подвигу .

«Давид» Микеланджело

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Леонардо да Винчи. Мона Лиза Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Леонардо да Винчи. Мона Лиза

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Рафаэль Санти. Мадонна в зелени Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Рафаэль Санти. Мадонна в зелени

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Мадонна Альба Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Мадонна Альба

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Мадонна делла Седия (мадонна на кресле) Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Мадонна делла Седия (мадонна на кресле)

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Малая Мадонна Каупера Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Малая Мадонна Каупера

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Сикстинская Мадонна Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Сикстинская Мадонна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Питер Брейгель Старший «Страна лентяев» Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Питер Брейгель Старший «Страна лентяев»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Иероним Босх «Сад земных наслаждений» Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Барокко Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Барокко

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна Диего Веласкес «Менины»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Диего Веласкес «Менины»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна Питер Пауль Рубенс «Союз Земли и Воды»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Питер Пауль Рубенс «Союз Земли и Воды»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна Рембранд ван Рейн «Возвращение блудного сына»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Рембранд ван Рейн «Возвращение блудного сына»

Рококо Просвещение Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Рококо

Просвещение

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Фрагонар «Качели» Ж.Ватто «Пьеро» Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Фрагонар «Качели» Ж.Ватто «Пьеро»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Романтизм Каспар Давид Фридрих

Романтизм

Каспар Давид Фридрих | Странник над морем тумана

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Импрессионизм Валентин Серов «Девочка с персиками» Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари» Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Импрессионизм

Валентин Серов «Девочка с персиками»

Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Амедео Модильяни Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Амедео Модильяни

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Пабло Пикассо Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Пабло Пикассо

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Винсент Ван Гог Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Винсент Ван Гог

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Эдвард Мунк Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Эдвард Мунк

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Экспрессионизм Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Экспрессионизм

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Сюрреализм Сальвадор Дали «Рождение человека» Рене Магритт «Сын человечески». Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Сюрреализм

Сальвадор Дали «Рождение человека»

Рене Магритт «Сын человечески».

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Энди Уорхол

Энди Уорхол | Audrey Hepburn

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

KwangHo Shin Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

KwangHo Shin

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

«Каждый народ  имеет свой  особенный  идеал человека»   К.Д. Ушинский Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

«Каждый народ имеет свой особенный идеал человека» К.Д. Ушинский

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Мини-сочинение: Идеал человека Примерный план: Взаимосвязь человеческих идеалов и истории человечества.  Как я понимаю идеалы человека. Мое понимание идеального общества. Соотношение идеалов и моральных качеств человека. Влияние внешности на понятие идеала человека. Какие черты характера человека я считаю идеальными. Какие черты характера я стараюсь воспитать в себе. Гуманистические идеалы - будущее человечества? Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Мини-сочинение: Идеал человека

Примерный план:

  • Взаимосвязь человеческих идеалов и истории человечества.
  • Как я понимаю идеалы человека.
  • Мое понимание идеального общества.
  • Соотношение идеалов и моральных качеств человека.
  • Влияние внешности на понятие идеала человека.
  • Какие черты характера человека я считаю идеальными.
  • Какие черты характера я стараюсь воспитать в себе.
  • Гуманистические идеалы — будущее человечества?

Автор: Барбутько Юлия Юрьевна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *