Успеть до 1 сентября. Что нужно сделать перед учебным годом?
Главная / Дети / Успеть до 1 сентября. Что нужно сделать перед учебным годом?Летние каникулы имеют неприятное свойство — заканчиваться внезапно: еще вчера был июнь, но вот пора снова заводить будильник. Наши советы помогут избежать предучебной паники и при этом все успеть.
ПОВЕСЬТЕ НА ВИДНОМ МЕСТЕ большой лист ватмана или магнитную/пробковую доску. Тут будет «пульт управления процессами»: расписание школьных и внешкольных занятий, напоминалки, семейные планы и сообщения из школы, с которыми вы должны ознакомиться.
В МАГАЗИН ЗА ТЕТРАДКАМИ И РУЧКАМИ отправляйтесь утром, к открытию! Совет: для повышения настроения обязательно купите что-нибудь не очень нужное, но необычное: светящиеся маркеры, классный пенал или разноцветный скотч.
УСТАНОВИТЕ ДОМАШНИЕ ЧАСЫ на 10 минут вперед (но никому об этом не говорите).
ЗАЙМИТЕСЬ ЗДОРОВЬЕМ: прививки, плановые визиты к врачу, справки для спортивных секций (их, конечно, лучше взять заранее). И проверьте, кстати, не обзавелся ли ребенок вшами. Сегодня это звучит гораздо страшнее, чем есть на самом деле, а справиться с напастью можно очень легко и быстро, но вот проинспектировать голову лучше заранее, а не 1 сентября.
ПОПРОСИТЕ ДЕТЕЙ СОСТАВИТЬ СПИСОК завтраков, которые они были бы не против есть утром и носить с собой, это облегчит вам утренние сборы и поможет вдохновиться идеями.
ЗАГЛЯНИТЕ НА САЙТ ШКОЛЫ — там уже есть информация о собрании, расписание уроков или другие важные новости. Скачайте и изучите список литературы на грядущий учебный год — что-то можно уже начать читать.
ПЕРЕСМОТРИТЕ ДЕТСКИЙ ГАРДЕРОБ: школьники часто вырастают именно в последние дни августа. Одежду и обувь подпишите (используйте специальные бирки или термонаклейки).
ОБСУДИТЕ ПРАВИЛА «экранного времени»: как часто и в каком объеме детям разрешено использовать гаджеты и играть в компьютерные игры, будут ли дополнительные часы наградой за достижения (или их сокращение — наказанием).
НЕ ПОРУЧАЙТЕ РЕБЕНКУ самостоятельную уборку его комнаты: помогите ему подготовить рабочее место, выкиньте все старые тетради.
УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ЛЕТНИЕ ПРОЕКТЫ ЗАВЕРШЕНЫ: гербарии, читательские дневники и т. д. Если нет, лучше сделать мини-версию проекта или написать отзыв о паре интересных книг, чем спешить и портить настроение себе и ребенку.
СДВИНЬТЕ ГРАФИК: если за две недели начать будить и укладывать детей спать чуть раньше, первая учебная неделя станет гораздо меньшим стрессом.
УСТРОЙТЕ ПИКНИК: организуйте для детей и их друзей маленький праздник!
Метки: Подготовка к учебе 1894Как справиться с тревогой перед 1 сентября: пошаговый план для родителей
Чувство тревоги нормально для детей и подростков, которые впервые идут в школу или меняют её. Перемены в жизни могут стать стрессом для всей семьи. Рассказываем, как сохранить спокойствие перед новым учебным годом и подготовить ребёнка к первому классу.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
В первые школьные дни ваш ребёнок может плакать, жаловаться на головную боль, избегать вас, злиться, страдать от перепадов настроения. Главное — запомнить, что тревожность — это нормально. Дети и подростки могут волноваться из-за проблем в школе, с друзьями и так далее. Например:
- Каким будет мой первый учитель?
- Пойду ли я в класс вместе со своими друзьями?
- Идёт ли мне моя одежда?
- Не выгляжу ли я глупо?
- С кем сесть во время обеда?
- А если математика будет слишком сложной для меня?
- Я не могу вспомнить, что мы проходили в прошлом году!
- А вдруг с мамой и папой случится что-то плохое, пока я буду в школе?
5 способов справиться с волнением перед новым учебным годом
1. Позаботьтесь о его здоровье
Убедитесь, что ваш ребёнок нормально спит, регулярно ест здоровую пищу и перекусывает в течение дня, ведёт активный образ жизни. Когда его ум и тело обеспечены всем необходимым, переживать стресс будет намного легче.
2. Оказывайте поддержку
Разговаривайте с ребёнком: «О чём ты волнуешься? Чего ты ждёшь от школы?» Пусть он рассказывает вам о своих беспокойствах. Например, когда вы едете вместе в машине, стоите в очереди или ужинаете. Некоторые дети и подростки раскрываются только во время непринуждённого разговора. С другими же можно просто сесть и поговорить о сложностях и заботах, всё зависит от характера.
3. Решайте возникающие проблемы
Когда вы узнаете, что беспокоит ребёнка, то можете придумать план действий. Зачастую тревожность может подавлять ребёнка, его веру в свои силы и возможности. Определив проблему, вы вместе сможете посмотреть его страхам в лицо: «Если случится что-то плохое, что ты сможешь сделать?» или «Давай продумаем, что ты будешь делать во время экстренной ситуации». Это даёт возможность объяснить ребёнку, как нужно себя правильно вести, если что-то идёт не так.
4. Фокусируйтесь на позитиве
Когда вы поймёте, что беспокоит ребёнка, и сможете помочь ему справиться с тревожностью, перенаправьте его внимание с негативных эмоций на позитивные. Спросите: «Какие три вещи тебя интересуют в школе больше всего?» Большинство детей сразу подумают о чём-то хорошем: съесть что-то вкусное и классное с одноклассниками на обеде или вернуться домой после сложного учебного дня. Ребёнок начнёт замечать в школе больше интересного и весёлого вокруг себя и перестанет себя накручивать.
5. Не забывайте о себе
У родителей маленьких детей или подростков, которые только идут в новую школу, тоже могут возникать тревожные чувства, потому что они осознают ответственность момента. Но дети часто копируют поведение родителей, поэтому, есть ли вы будете сохранять спокойствие и ясность ума, ребёнок последует вашему примеру.
Поддерживайте его, но будьте объективными. Не идите на поводу у нежелания ходить в школу, хотя первое время ребёнок может плакать, кричать, протестовать. Не повышайте голос в ответ, спокойно скажите: «Я понимаю, что школа тебя пугает, но в неё нужно пойти. О чём ты беспокоишься? Давай поговорим об этом».
Как выстроить подготовку к школе
Одна-две недели перед школой
- Постепенно начинайте входить в школьный режим дня. Если ваш ребёнок во время летних каникул стал ложиться позже, попробуйте перевести часы на 15–30 минут раньше. К примеру, вместо того чтобы ложиться спать в 11, попробуйте уложить его в 10:45 в первый день, на второй — в 10:30, и так далее. Делайте так до тех пор, пока у него не восстановится нужный режим. Вы можете даже поменять расписание для всей семьи, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноко.
- Составьте список школьных принадлежностей, которые нужно взять с собой или купить.
- Учитесь справляться со стрессом вместе с ребёнком.
Два-три дня перед школой
- Сходите в школу вместе с ребёнком. Если он маленький, то продумайте маршрут до неё вместе. Поговорите о правилах безопасности на улице, в автобусе или метро.
- Если ваш ребёнок — новенький, то хорошо будет сходить и в саму школу. В некоторые можно зайти и до 1 сентября, когда учителя готовят классы к новому учебному году. Попросите показать вашему ребёнку его класс, столовую и туалеты. По возможности поговорите вместе с его будущим учителем.
- Спросите ребёнка, какую одежду он хочет надеть в первый день.
- Вместе соберите портфель перед первым школьным днём. Если ребёнок маленький, предложите ему взять с собой любимую игрушку, чтобы ему было комфортнее в новом месте. Ободряющая записка, спрятанная в рюкзаке или пенале, поможет ребёнку побороть тревожность и почувствовать вашу поддержку.
Первый день в школе
- Приготовьте любимый завтрак ребёнка.
- Решите, как он будет добираться до школы. Либо он может сразу пойти в неё с друзьями, если от этого будет чувствовать себя спокойнее, либо водите его первое время сами.
- Если у вашего ребёнка есть какие-то особенности, обязательно скажите об этом учителю.
- Запланируйте семейный ужин в конце первого учебного дня. Отпразднуйте 1 сентября и маленькую победу ребёнка. Используйте это время, чтобы узнать у ребёнка, как прошёл его день, что ему понравилось и что запомнилось больше всего.
Иллюстрации: Shutterstock (ClassicVector)
Как помочь школьнику справиться со страхом перед 1 сентября – Москва 24, 13.08.2019
Начало учебного года нередко становится временем испытаний и для школьников, и для их родителей, которые не всегда вовремя успевают заметить проблему и не знают, как помочь ребенку справиться с его неуверенностью и страхами. О том, какие они бывают в преддверии 1 сентября и как можно с ними работать, в колонке журналиста и мамы четверых детей Анны Кудрявской-Паниной.
Фото: Москва 24/Александр Сивцов
Ну да, мы привыкли, что 1 сентября – День знаний – это праздник. Букеты осенних цветов, первый звонок, линейка, урок мира. Но далеко не для каждого ребенка первый день после летних каникул в школе прямо радость-радость. Для многих из них в сентябре начинается непростое время – время тревог, переживаний и не самых приятных эмоций.
Летняя вольница заканчивается, и начинается новая старая школьная жизнь. Кому-то из родителей везет больше – их дети идут в школу с радостью, учатся легко, со всеми ладят, а к возникающим сложностям относятся без трагизма. Да, такое бывает, и нередко. Но нередко бывает и другое. А еще бывают непростые ситуации, которые усложняют и без того непростой переход от свободной жизни к каждодневным обязательствам.
Ситуация первая. Боюсь идти в новую школу
На самом деле одна из самых сложных ситуаций, в том числе и для родителей. Сложность в том числе в непредсказуемости развития событий. Часто родители совершают ошибку, уверяя ребенка, что все будет хорошо или как в старой школе. Вообще не надо рисовать идеальных с вашей точки зрения картин жизни в новой школе, не надо обещать, что там ребенка все полюбят, что все будет получаться. В общем, самое плохое, что можно сделать в данном случае, – это наобещать того, чего гарантировать вы не можете. Говорить ребенку нужно только правду и ничего, кроме правды. Как на суде.
А правда в том, что мы не знаем, как и что будет в новой школе. Но чтобы неизвестность не пугала, имеет смысл заранее познакомить ребенка с учителями и самим учебным заведением, пройтись по коридорам, побывать в классе, поговорить с классным руководителем. Даже если это не придаст большой уверенности, то по крайней мере может избавить от парочки страхов.
Читайте также
Моя приятельница пришла в новые школу и класс 1 сентября с сыном-третьеклассником. Накануне они вместе напекли печенья, которым и решили угостить новых одноклассников. Мама рассказала сыну, что многие взрослые соблюдают такую традицию: при переезде в новую квартиру угощают соседей по лестничной клетке чем-то вкусным и таким образом знакомятся с ними и обозначают свое присутствие и добрососедские намерения. И почему бы не поступить так в новом классе?
Нет, мы не покупаем чье-то расположение и любовь. Никто не обязан любить нас за печеньку. Мы просто знакомимся: «Я Миша, мы переехали в новый дом, и теперь я буду учиться с вами, угощайтесь!»
Конечно, интеграция в новый коллектив в разном возрасте проходит по-разному. Подростки, например, очень боятся того, что подумают о них одноклассники, что их будут оценивать, обсуждать. С одной стороны, это, конечно, так. С другой, важно напомнить своему ребенку, что в этом возрасте каждый из них как раз больше озадачен вопросом, что о нем думают окружающие, чем сам что-то думает о них. Что большинство ребят стараются казаться круче, чем есть на самом деле. Что увереннее себя чувствуют в компаниях. Что будут дети, с которыми сложится дружба. Но не обязательно дружить со всеми.
Новая школа – это terra incognita, предусмотреть все невозможно. Но очень важно сказать ребенку: что бы ни случилось, вы всегда будете на его стороне.
Фото: Москва 24/Роман Балаев
Ситуация вторая. Меня никто не любит/со мной никто не дружит
Грустно и тревожно, когда ребенок так чувствует себя в школе. Это случается, если он с одноклассниками вне школы не встречается, живет далеко, например, или по другим причинам. И ему кажется, что он вырван из их сообщества, что он чужой, даже если в классе у него есть приятели.
Поговорите с ним об этом. Возможно, ему хочется объять необъятное, но дружить со всеми невозможно и не нужно, нравиться всем тоже невозможно и не нужно. Кому-то достаточно одного верного друга, а у кого-то десяток приятелей. Наверняка есть кто-то и в классе, с кем ребенок хорошо общается, но по какой-то причине ему этого мало. Все это стоит проговорить.
Что надо не только о себе рассказывать, но и уметь слушать. Что люди любят, когда их слушают, и если дать человеку высказаться, можно понять, что его интересует, и это может стать отправной точкой в новой дружбе.
Ситуация третья. Терпеть не могу эти предметы/этих учителей
И с этим работать тоже можно. Ну, во-первых, надо попытаться понять, почему именно эти предметы или педагоги вызывают такой негатив. Спросить ребенка, как он думает сам, что можно с этим сделать? Вообще, это очень хорошая, на мой взгляд, практика – спрашивать ребенка, что он думает по тому или иному поводу, какие видит пути решения, что делать, если какой-то путь тупиковый или плохо реализуемый (ну, например, он видит выход в том, чтобы не учить эти предметы совсем или не ходить на уроки к этим учителям). Во-первых, таким образом вы даете понять, что проблемы ребенка вам небезразличны. А во-вторых, совместное решение однозначно будет лучшим.
Можно попытаться найти то, от чего можно оттолкнуться, чтобы заинтересовать ребенка тем или иным предметом. Или, в конце концов, дать понять ему, что никто не ждет, что он станет нобелевским лауреатом по физике, что никто не требует отличных отметок, что базовых знаний будет достаточно (а лишними они точно не будут). Что преподаватели – обычные люди, а люди бывают разными, и что нам часто в жизни приходится делать то, чего делать не хочется, и общаться с теми, кто нам не очень приятен. И это тоже школа. Школа жизни.
Читайте также
Ситуация четвертая. Можно я посплю еще немножко?
Вроде бы не самая страшная проблема. Но возникающая с завидной регулярностью. И особенно после каникул, когда режим был более мягким, если вообще был. Ну, конечно, я скажу прописную истину, что за пару недель можно привести все в норму, постепенно сдвигая вечерний отбой на более раннее время. Но не факт, что это получится. И первые недели будут довольно сложными в плане пробуждения, работоспособности и настроения с утра.
Если ребенок уже вырос из таких забав, можно предложить ему один «ленивый» день в месяц, когда вы разрешите ему спать хоть до обеда и вообще не ходить в школу (да, представьте себе, это нормально и вполне можно себе позволить, главное – выбрать самый безопасный с точки зрения издержек день: без проверочных и контрольных работ, ну и так далее) и ничего не делать. Такая вольность и короткая передышка, как правило, никак не отражается на учебном процессе и его результатах, но часто дает отличную перезагрузку и прибавляет ресурсов уставшему или еще не втянувшемуся в режим школьнику.
Фото: Москва 24/Роман Балаев
Ситуация пятая. Я не справлюсь
С таким страхом сталкиваются в основном дети-перфекционисты и те, чьи родители передавливают с требованиями. Если это ваш случай, помогите ребенку снять с себя этот груз. Объясните ему, что не отметки в дневнике и табеле делают человека умным или глупым, хорошим или плохим. Что не надо пытаться прыгать через голову, что хорошие знания и хорошие оценки не всегда тождественны, что вы любите его вне зависимости от того, как он учится, и что вы готовы помочь, если это потребуется.
И помните, что всегда есть возможность, если вы чувствуете, что не справляетесь с детскими страхами, ощущаете беспомощность в попытках помочь ребенку преодолеть сложности, обратиться к психологу. Сложность лишь в том, чтобы найти по-настоящему профессионального.
Я сейчас в том периоде жизни, когда в моем доме нет школьников: старшие дети окончили школу пять и четыре года назад, младшим до школы еще столько же примерно. Мои старшие хорошо учились, несколько раз меняли школы (когда вынужденно, когда по своему желанию), бывало, конфликтовали с учителями и, конечно, терпеть не могли рано вставать. Я никогда не ругала их за оценки и никогда не требовала выдающихся успехов. И как-то мы пережили эти непростые 11 лет (на двоих – 22 года). Дочь в итоге золотую медаль получила, а уж сколько недовольства школьной программой и педагогами слышала наша семья от нее за эти годы…
Если честно, я никогда не относилась к школе с трепетом и благоговением: ни когда училась сама, ни в годы учебы моих детей. Это просто один из этапов жизни. Важных и неизбежных. И уж поскольку он именно такой, то, значит, просто надо его пережить. С минимальными потерями и издержками. Для нервной системы в первую очередь.
12 вещей, о которых нужно позаботиться перед возвращением в школу
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Подготовка к школе — стресс не только для учеников, но и для их родителей. И речь не только о покупке всего необходимого, но и о психологической подготовке к новому учебному году.
AdMe.ru расскажет вам о том, как подготовить ребенка к школе так, чтобы он чувствовал себя комфортно в течение всех месяцев обучения.
Подберите рюкзак, который не будет деформировать позвоночник. А вот выбор цвета и рисунка рюкзака лучше оставить ребенку — это поможет ему принять возвращение в школу как радостное событие, связанное с чем-то приятным. Кроме того, позвольте ребенку выбрать и одежду для школы. Если форма одинакова для всех, это может быть спортивный костюм, блузка или водолазка.
Это вовсе не означает, что вы должны покупать некачественные карандаши, ручки и тетради. Чтобы не тратить лишние деньги на расходные материалы, объединитесь с другими родителями и приобретите все оптом.
Очень важно, чтобы у школьника был отдельный стол для выполнения домашних заданий. Желательно, чтобы компьютер стоял отдельно, иначе он будет отвлекать внимание ребенка. Кроме того, в столе должно быть достаточно места для всех необходимых принадлежностей, чтобы ребенок не тратил время на их поиск.
Чтобы не испортить осанку, обратите внимание на выбор стула. Он должен регулироваться по высоте, иметь спинку с изгибом в районе поясницы. А вот подлокотники на стуле не нужны — ребенок будет облокачиваться на один из них, что может вызвать искривление позвоночника.
Для того чтобы ребенок хорошо успевал в школе, меньше уставал и был здоровым, составьте распорядок дня. Очень важно не отходить от него ни на шаг и четко определить не только время пробуждения и отхода ко сну, но и выполнения домашних заданий, активных игр и просмотра телевизора. Желательно, чтобы распорядок дня соблюдался и во время каникул.
Школьная фобия. Откуда берется страх перед 1 сентября?
Первое сентября близко. Как правило, от осознания этого факта вздрагивают родители. Но страху подвержены и те, кто сядут за парту впервые. В психологии даже существует термин – «школьная фобия». Иногда детям она передаётся от родителей, а иногда появляется словно сама по себе. Причём с годами боязнь школы может никуда и не исчезнуть, сопровождая ребёнка до последнего звонка, а после – в тяжёлых воспоминаниях о годах детства. Но можно же что-то сделать? Эту непростую тему сегодня мы обсудили с нашим постоянным экспертом, психологом Владимиром Гамбаровым.
«Мама, мне страшно»
— Владимир, школьная фобия явление само по себе новое? Или она существовала всегда?
— Вероятнее всего, фобии существуют с тех пор, когда человек вообще стал задумываться, т.е. с началом становления мыслительных процессов. Вообще страх – вполне естественное чувство для человека. Природа наделила нас этим чувством как защитной функцией. Если у ребенка нет легких фобий, значит, он не в контакте со своими эмоциями. Но страхи не должны перерастать в болезненную форму и патологические формы.
— Ей может быть подвержен любой ребёнок? Кто, прежде всего, в группе риска?
— Как известно, новорожденный ребенок еще не умеет выделять причины и следствия, иными словами, логически рассуждать. Поэтому он воспринимает окружающий мир как его родители и те, кто его постоянно окружает. Любая реакция родителей на раздражитель передается на незрелый ум ребенка, укрепляясь в его сознании, формирует соответствующие механизмы к восприятию тех или иных эмоций. Как следствие, родители могут свои эмоции и страхи перенести на психику ребенка. Ребенок, взглянув на маму и увидев ее эмоциональные выражения, четко отреагирует — плакать ему или смеяться. Страх закрепляется в памяти ребенка, и в дальнейшем при любом случае может возникнуть неуверенность. Дети очень чувствительны и зависимы от мнения родителей. Поэтому страх школы, точно так же как и другие эмоции, может передаваться от матери/отца к ребенку. Если родители сами когда-то испытывали страх перед школой, то они невольно пугают воображаемыми трудностями ребенка.
— Получается, если мы избавимся от тревожности, то есть шанс и на то, что у ребёнка она не проявится. Как же родителям в таком случае работать над собой?
— В жизни человека может возникнуть огромное количество непредвиденных случаев. Избавиться полностью от тревожности, волнений, переживаний мы не можем, как и продумать все действия, шаги и ситуации. Если родители ребенка спокойные, уверенные в себе, т.е. с устойчивой психикой, то есть вероятность, что фобии будут краткосрочные и слабовыраженные.
— Если отбросим родителей, то какие ещё могут быть причины страха перед школой? Поговорим, прежде всего, о первоклассниках.
— Первоклассники, оказавшись впервые в стенах школы, могут испытывать страх одиночества, окружения незнакомых ему людей. Заниженная самооценка и неуверенность также являются причинами школьных фобий. Однажды случайная фраза взрослых при ребенке типа «эта школа одни только поборы собирает и ничего не делает…» может сформировать в сознании ребенка представление о чем то ужасном, происходящем в этой школе. Непривычный распорядок, к которому привык малыш, отличающийся от школьного, отчасти тоже может повлиять на успешную адаптацию к школе и вызвать некие страхи. А представьте, какое вызывают ощущение эти длинные коридоры, в которых можно потеряться или открыть не ту дверь? Причин, вызывающих страх, поверьте, наберется предостаточно.
— Как с учётом этого подготовиться к школе?
— По этому вопросу существует много методик, книг, советов, рекомендаций, инструкций. Конечно же, грамотная подготовка, профилактика и своевременно замеченные изменения в поведении помогут успешной адаптации к школе и в целом на всем обучении. Психологическая поддержка очень важна в этот период ребенку — это похвала, ласковое слово, спокойный и доброжелательный тон общения, уверенность и меньше слез. Прежде всего, у ребенка должна быть сформирована мотивация к обучению — желание идти в школу. Своими позитивными, интересными и увлекательными рассказами, историями о школе, об учителях, своем опыте преодоления страхов вы вызовете у него интерес. Не проявляйте излишней тревоги. Оцените его интеллектуальные возможности, не перегружайте эмоционально. Дети дошкольного возраста иногда критично воспринимают строго регламентированный порядок. Посмотрите, как к этому относится ваш ребенок, подготовьте его к режиму, при этом подготавливайте ребенка не приказами, а в игровой форме. Ничто так не страшит, как неизведанное, поэтому можно устроить предварительную экскурсию до школы, посмотрев свой класс, спортивную площадку. Он поймет, что ему ничего не угрожает и нет смысла бояться. Очень хорошо, когда ваш малыш уже ходил на подготовительные курсы к своей учительнице – большая часть волнений снимается автоматически. Есть еще небольшая хитрость: чтобы ребенок почувствовал себя «взрослым», дайте с вечера ему самому собраться в школу либо выполнить самостоятельно какие-то элементарные действия. Не торопите ребенка и не паникуйте, излишняя взвинченность вызывает защитную реакцию в виде страха.
— Первые дни в школе тоже наверняка могут задать настроение для продолжения учёбы. Вот как их сделать наиболее комфортными для ребёнка?
— Несомненно, первые дни пребывания в школе, профессионализм и доброжелательность учителя, психологическая атмосфера, обстановка, и т.д. играют огромную роль. Большую пользу от родителей малышу в эти первые дни принесет их эмоциональная поддержка. Хорошо, когда ребенок, придя из школы, делится впечатлениями. Мы должны внимательно и спокойно выслушать его. Акцентируйте внимание вместе с ребенком больше на успехах, неудачи просто опускайте. Не нужно задавать таких подобных вопросов: «Что сегодня делали? Тебя никто не обижал? А учительница тебя ругала?» — подобными вопросами вы формируете «ябеду» в ребенке. Узнать, все ли в порядке у малыша в школе, можно небольшой хитростью – вы тоже когда-то были первоклашкой, но чуток «подзабыли» кое-что. Поверьте, ваше чадо с радостью возьмется вас учить, если занятия в школе прошли в радостном эмоциональном настрое: «…а вот Марья Ивановна говорит, что лучше делать так, а не вот так.». Он будет имитировать и проецировать эмоциональное состояние, его только надо к этому подвести. Если ребенок во время рассказа, действий проявляет покрикивание или повелительный тон, то стоит уже внимательно присмотреться к учительнице.
— Сегодня среди родителей очень много постоянно занятых людей. Мне кажется, все в связи с этим могут даже не заметить, что с их чадом что-то не так. На что стоит обратить особое внимание?
— Для начала нужно обратить на физическое и психологическое состояние ребенка: активен, жизнерадостен или уставший, вялый пришел со школы. Охотно ли рассказывает о своих успехах и впечатлениях. Появились ли друзья-одноклассники. На аппетит, сон, как просыпается и подвижность. На интонации в речи и какие чаще звучат слова: нервные, раздражительные или мягкие, веселые. Как восстанавливается работоспособность: быстро или преобладает продолжительная апатия. Особенно нужно обратить внимание на развитие интереса к знаниям и познавательную активность. Родители, занятые своими заботами, не всегда замечают, что ребенок стал менее весел и активен, поэтому стоит прислушаться к учителям, самим сделать звонок учителю и поинтересоваться, как ведет себя ребенок в школе.
— Ещё один важный момент: в какой момент следует встречаться с психологом? И обязательно ли вести к нему ребёнка? Может быть, можно проконсультироваться самостоятельно.
— Начнем с того, что обращение к психологу помогает лучше понять происходящую ситуацию и в случае необходимости начать своевременную работу. А непосредственно помощь специалиста необходима в тех случаях, когда наблюдаются резкие изменения в поведении ребенка и ситуация выходит из-под контроля, когда невозможно повлиять на его поведение и от этого страдают окружающие, когда опасения обоснованны. Не стесняйтесь идти с ребенком к психологу. Это вовсе не означает, что вы не смогли справиться самостоятельно, это значит, что ваш ребенок вам небезразличен. Чтобы избежать ложных тревог, необходимо уметь понимать и слышать ребенка, держать постоянную связь и доверительные отношения.
Чем дальше, тем…
— Ладно первоклассники часто боятся неизвестности, но дети постарше уже проходят адаптацию, понимают, что такое школа и пр. При этом и они часто ходят на уроки, мягко говоря, без энтузиазма. Как быть с ними?
— Прежде, чем действовать, нужно разобраться, почему у ребенка пропал энтузиазм и он не хочет заниматься. Найти истоки нежелания учиться и только после этого разрабатывать маршрут выхода из возникших сложностей. Причинами подобного состояния может послужить недостаточная и слаборазвитая мотивация, гиперактивность ребенка, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, проблемы в отношениях родителей, сильная привязанность к гаджетам, развлечениям, низкий уровень психических процессов, высокая эмоциональность, акцентуации характера и т.д. Однозначно необходимо применять конструктивные методы решения возникшей проблемы – руганью тут явно не поможешь. Помогите вашему ребенку понять, кем он хочет стать, раскройте его предпочтения, увлечения и направьте потенциал на развитие мотивации к учёбе. Школьники порой не умеют различать личность учителя и сам предмет, объясните на своем личном примере, на доступном и понятном языке для ребенка, что предмет и учитель — не одно и то же.
— Если корень проблем в конкретных учителях или одноклассниках – стоит ли сразу менять школу? Есть родители, которые вообще не обращают внимание на подобные вещи, будучи уверенными: их ребёнок должен пройти школу жизни.
— Смена школы — это серьезное решение, и оно должно приниматься с учетом всех обстоятельств. Конечно же, не стоит сразу принимать необдуманное решение о переводе ребенка в другую школу по причине неудачного дня или одной двойки, или мелкого одноразового инцидента. К данному вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Взрослые должны понимать, что смена для многих детей – стресс и непонятно, как в дальнейшем он отразится на личности ребенка. Но и оставляя ребенка в ненавистном ему месте, не принимая никаких действий, означает только усугубить ситуацию. Всем известно, что из опыта детства формируется личность, происходит становление характера и в целом будущее. Лично я считаю, что опасно думать: «ребенок должен пройти школу жизни». Издевательства, унижения, высмеивания – угроза для психики детей, и при малейших признаках этого необходимо вмешательство со стороны взрослых. Нельзя стоять в сторонке и надеяться, что на этапе школьной жизни «мол, как-нибудь да обойдется». Невозможно будет потом вернуть время и все исправить. На мой взгляд, к решению этого вопроса должны подключаться администрация школы, учителя, школьные психологи, родители, различные органы и ведомства, учитывая и разбирая все факторы, влияющие на развитие и формирование личности, и действуя в интересах психики ребенка.
— Как максимум фобии и как минимум тревожности подвержены ученики 9 и 11-х классов, которые будут сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Что им или их родителям стоит посоветовать уже в начале года?
— Как говорится в русской пословице: «не так страшен черт, как его малюют». Снизьте свое напряжение и тревожность, вряд ли вас будут сопровождать разумные решения и действия в таком состоянии. Помните, ваша тревожность может передаться ребенку. Однозначно человек уверен и чувствует уверенность только в том случае, если он владеет знаниями и грамотно ими оперирует. Но у вас впереди целый год, чтобы приобрести их, а вместе с этим и уверенность. Окажите детям психологическую поддержку. Помогите сориентироваться в мире профессий. Неуверенность и беспокойство значительно ухудшают качество жизни, минимизируйте способствующие этому факторы. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие отчаяния, так что возьмите под свой контроль панические атаки, это в ваших силах.
— Не все школьники разговорчивы с родителями, особенно мальчики-подростки. Как же родителям узнавать, что с ними происходит в школе? Собрания в расчёт не берём.
— Если ребенок регулярно недополучает родительскую поддержку, внимание, любовь, когда родители не разделяют его радостные события, то он чувствует себя отвергнутым и вряд ли, будучи подростком, будет открытым. Вероятнее всего, напротив, он станет еще более закрытым, в худшем случае начнет даже протестовать против родителей. Это так, к слову, что доверительные отношения с подростком закладываются самим родителем. Ну а узнать картину происходящего с ребенком в школе отчасти поможет его поведение, если внимательно присмотреться, включив родительское чутье и интуицию. Создавайте атмосферу доверия, которая поможет подростку убедиться: родители на самом деле всегда готовы его выслушать. Дети учатся у своих родителей. Пообщайтесь с его друзьями. Отличным источником для получения информации сейчас также служат соцсети, если вы, конечно, там зарегистрированы.
— Что делать, если ребёнок не хочет идти на выпускной? Стоит ли его заставлять быть как все, «иначе потом будешь жалеть»?
— Если ребенок не хочет идти на выпускной, значит, для этого есть причины. И вам надо их выяснить, взвесить все аргументы и доводы и уж потом делать выводы. Хорошим методом может послужить «стол переговоров», где конструктивно решаются подобные вопросы.
Жизнь после школы
— Некоторые мои друзья до сих пор с ужасом вспоминают учёбу. Они не заходят в школу с тех пор, как в последний раз перешагнули порог. Не навещают учителей. А от бывших одноклассников перебегают дорогу. Почему так происходит?
— Причины у каждого свои. Но все это протекает на фоне негативного опыта или психологического барьера – нежеланием встречаться с бывшими одноклассниками и учителями в связи с происходящими изменениями в личности. Либо элементарно из-за лени, тщеславия и эгоизма.
— Мешают ли нам, уже взрослым, плохие воспоминания? И нужно ли с ними как-то работать?
— К сожалению, некоторые моменты нельзя вычеркнуть из жизни и забыть их навсегда. Воспоминания о плохом подобны страху, который гложет изнутри, разрушая радость жизни. Психика устроена так, что если человек подавляет у себя эти воспоминания, они засядут в подсознание еще глубже. Не бойтесь плакать, через слёзы они быстрее выходят. Если периодически всплывает какое-то плохое воспоминание, значит, оно не нашло завершенности с вашей стороны и вы вновь и вновь прибегаете к этому. Проверьтесь у специалиста на наличие посттравматического стрессового расстройства. Конечно же, негативные воспоминания со временем стираются, если заполнять память воспоминаниями позитивными.
— Как избежать того, чтобы наши воспоминания и страхи проецировались на детей?
— Проекция — это такой защитный психологический механизм, который состоит в том, что родитель переносит на ребенка собственные тревоги и страхи, которые уже потом стремится побороть в ребенке. Проекции работают бессознательно, и в связи с этим многим взрослым кажется, что все это они делают во благо ребенка. На самом деле нужно полюбить себя, четко осознавать свои потребности и осознанно понять: сын/дочь – это совершенно отдельный человек. Он имеет право на свою собственную жизнь, свой выбор и свое решение, даже ошибочное. Дайте ребенку возможность выбирать и хвалите за начинания. Направляйте и принимайте аспекты жизни.
фото: pixabay.comЧек-лист: успеть до 1 сентября | Мел
Итак, последний дошкольный год позади: вы уже знаете, где будет учиться ребёнок, познакомились с учителями и почти не переживаете. Впереди лето, во время которого хочется (и нужно) отдыхать. В финальном письме мы подготовили чек-лист того, что нужно сделать до начала учебного года, поговорили с психологом и логопедом, а ещё собрали книги, которые стоит прочитать перед первым классом.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
Документы, пособия и родительские чаты
1. Проверьте, в порядке ли документы
Если ваш сад входит в один холдинг со школой, куда идёт ребёнок, то администрация сада передаёт документы в первый класс без вашего участия. Если же ваш ребёнок идёт в другую школу, то уточните у завуча, не нужно ли донести какие-то документы.
Если медицинскую форму 026/у-2000 вы были обязаны сдать при зачислении в первый класс, то справку о контактах вам нужно будет получить непосредственно перед 1 сентября (или позже, если ребёнок пропускает несколько недель). Для того чтобы успеть выдать справки всем школьникам, московские поликлиники переходят на усиленный режим работы. С 14 августа по 11 сентября кабинеты выдачи справок и направлений работают семь дней в неделю: в будние дни — с 08:00 до 20:00, а в выходные — с 09:00 до 15:00.
Если вы планируете записать ребёнка в государственные спортивные секции, проверьте, когда и какую справку вам нужно принести в школу в сентябре.
2. Уточните, какие пособия нужно покупать
Скорее всего, вы всё это уже обсудили на последних подготовительных занятиях. Если школа сама не закупает какие-то пособия и вы должны приобретать их самостоятельно, самое время решить эти дела сейчас, а не ждать конца лета.
3. Проверьте все контакты и вступите в родительский чат
В первую очередь у вас должен быть телефон педагога-организатора. Именно этот человек поможет вам найти нужные учебники, выяснить, все ли документы собраны, и расскажет, во сколько приходить на праздник 1 сентября. Если связаться с учителем не получилось, всегда можно обратиться за помощью в родительский чат.
Да-да, многие недовольны этими чатами из-за многословности участников, но это не значит, что в них совсем нет пользы. Чем больше людей в курсе текущих задач, тем больше шансов, что ничто не выпадет из поля зрения. В конце концов, в чате вы всегда можете задать конкретный вопрос и получить на него быстрый ответ.
Стоит ли продолжать подготовку летом (спойлер: нет)
В дошкольном и раннем школьном возрасте приоритетной деятельностью ребёнка остаётся игра, и это особенно важно сейчас, на пороге первого класса. Психологи не рекомендуют заниматься летом какой-либо учебной подготовкой, и эта позиция предельно ясна: начало обучения — это стресс для всех детей, поэтому нужно как можно больше «напитать» ребёнка свободой и игрой.
Елена Савчук, психолог:
«Успешность каждого нового этапа развития зависит от того, насколько полноценно прошёл предыдущий. Именно поэтому наигравшийся ребёнок хочет учиться: он переходит на другой уровень развития, игровая мотивация его психики сменяется на познавательную, и он спокойно и с любопытством идёт в школу.
Если у ребёнка не сформировалась познавательная мотивация, то здесь ничего не сделаешь: он должен дозреть. Лучшее, что можно сделать в это время, — опять же дать ему наиграться. Познавательные функции — это развитость внимания, воображения, мышления, а эти навыки как раз формируются во время игры. В ней ребёнок придерживается правил, ждёт своей очереди, тут ему приходится общаться, договариваться с другими участниками — и это то, чем он постоянно будет пользоваться в школе.
Если мы видим, что ребёнок не может высидеть урок, если ему постоянно хочется побегать, попрыгать, поиграть, то, конечно, будет трудно и ему, и другим детям. Но к шести-семи годам ребёнок, как правило, готов к обучению».
В основе детской тревожности всегда лежит родительская неуверенность, поэтому не рисуйте себе мрачные картины школьной жизни
Ваш ребёнок, в конце концов, идёт в дружелюбную среду, где все дети окажутся вместе в одной ситуации. А научиться общаться друг с другом, приспособиться и подружиться им поможет учитель.
Дарья Иванченко, логопед-дефектолог клиники GMS:
«Если остались какие-то логопедические проблемы, то не надо пытаться срочно исправить всё за лето. Можно включать в повседневные дела какие-то речевые игры, но это не должны быть занятия в формате уроков.
Если у ребёнка сложные речевые нарушения, то тут вопрос к родителям: почему они обратили на них внимание только сейчас? Первый класс для ребёнка — так или иначе стрессовая ситуация, поэтому мы рекомендуем максимально снижать внешкольные нагрузки. А если ребёнку приходится заниматься с логопедом и если эта коррекция начинается летом перед школой, то нужно вводить её максимально аккуратно, чтобы не нервировать ребёнка».
Что тогда делать вместе с ребёнком летом
Чем ближе первый класс, тем активнее ребёнок интересуется тем, что его ждёт, и этот интерес важно поддерживать. Отвечайте на все вопросы, которые задаёт ваш пока ещё дошкольник, рассказывайте ему о себе, о других детях — но не для сравнения, а для поддержания интереса.
Рассказывайте, как будут проходить уроки и вообще день. Школа — это всегда ранние подъёмы, завтрак дома и уроки по расписанию. Это смена привычного ритма жизни, поэтому готовиться к ней лучше постепенно и заранее. Психолог Елена Савчук рекомендует менять расписание под школьное (подъём, время завтрака и обеда) за две-три недели до 1 сентября: это поможет ребёнку легче адаптироваться к новому режиму и минимизировать стресс.
Возможно, ребёнок захочет проиграть сценарий школьного дня — а может, даже не один раз. Не отказывайте ему в этом: играть можно как по сценарию «мама — учитель, ребёнок — ученик», так и рассадив перед собой игрушки, чтобы ребёнок попробовал разные роли и проиграл ситуацию со всех сторон.
Тёплое летнее время можно использовать ещё и для того, чтобы отработать маршрут до школы. Устройте приключение «по дороге в школу», ходите в ту сторону хотя бы раз в пару недель, чтобы ребёнок запомнил этот путь.
Прекрасно, если у вас есть знакомые дети, которые уже ходят в школу. Они могут рассказать много увлекательных историй, которые взрослые уже не помнят. Чем больше ребёнок узнает, тем больше у него возникнет вопросов и тем шире поле для обсуждения.
Отличными помощниками в этот период для вас обоих станут книги, поэтому мы собрали небольшой список любимых родителями и детьми историй, которые стоит почитать перед первым классом.
1. Кристине Нёстлингер, «Рассказы про Франца и школу»
Австрийский мальчик Франц идёт в школу и обнаруживает, что есть люди и ситуации, которые ему не нравятся: учитель, который говорит с детьми как с солдатиками, одноклассник-задира. Но у Франца есть друзья, которые помогают ему справиться со сложностями.
2. Виктория Ледерман, «Уроков не будет!»
Рассказы об учениках начальной школы, которые учатся не только грамоте и арифметике, но и дипломатии, умению постоять за себя, взаимовыручке и дружбе. Как сейчас бы сказали, наращивают эмоциональный интеллект.
3. Михаил Яснов, «Скоро в школу»
Сборник рассказов и стихов современных и классических писателей и поэтов обо всём, что может произойти с ребёнком, который впервые идёт в школу.
4. Гудрун Мебс, «В школу! — кричат бабушка и Фридер»
Маленький Фридер собирается в школу, ужасно волнуясь. Многое идёт не так и валится из рук, но бабушка — лучший друг мальчика — обязательно его поддержит и поможет прожить первый день весело и интересно.
5. Мони Нильсон, «Цацики идёт в школу»
Мальчик Цацики встречает в первом классе первого друга, первую любовь и первого врага. А дома приключения продолжаются, ведь дома его ждёт мама, которая в буквальном смысле слова умеет стоять на голове.
6. Николай Носов, «Витя Малеев в школе и дома»
Классическая история про друзей Витю и Костю, которые попадают во всевозможные ситуации, которые могут произойти со школьниками по дороге от дома до школы и обратно. Книга написана больше полувека назад, но приключения, которые происходят с детьми, остаются актуальными и сегодня.
7. Александр Раскин, «Как папа был маленьким»
Очень важное чтение о том, что все взрослые когда-то были детьми, ходили в школу, узнавали, что такое уроки, опаздывали и волновались. Отличный повод вспомнить своё детство и рассказать детям.
Иллюстрации: Shutterstock (appler)
Как старшекласснику подготовиться к 1 сентября
Не в первый раз не в первый класс
Читать: 4 мин.Подготовка к 1 сентября для старшеклассника не менее важна, чем для первоклашки. Что сделать, чтобы адаптация после лета прошла легко?
1 сентября для старшеклассника – это начало очередного учебного года. Восьмого или десятого учебного года. Кажется, уже нет ничего нового. Только рассказать друзьям впечатления лета, посмотреть на загорелые лица одноклассников и опять садиться за парту.
На самом деле подготовка к 1 сентября для старшеклассника не менее важна, чем для первоклашки. Старшеклассники стоят на финишной прямой. Учеба подростка в этом году непосредственно отразится на результатах будущего ОГЭ и ЕГЭ. Так не стоит просиживать штаны, нужно прожить следующий год плодотворно — с новыми знаниями и интересами. Подготовка к учебному году даст стимул работать над собой и развиваться.
Предлагаем 5 шагов, чтобы легко и с удовольствием войти в учебный процесс
Шаг 1. Отдохнуть летом
Лето – это маленькая жизнь. «Перезагрузка» в летние каникулы полезна для физического и психологического здоровья подростка. Подойдет любая смена деятельности и обстановки. Поехать в деревню, в детский лагерь, в путешествие или поработать летом, — все обогатит подростка новыми впечатлениями и знакомствами и переключит его с учебы на отдых. Прийти 1 сентября и удивить одноклассников рассказами о лете для подростка бесценно.
Шаг 2. Обновить гардероб и купить приятные школьные мелочи
Конечно, купить сменную обувь, ручки или рюкзак вы не забудете. Но пусть эти школьные обновки выбирает сам старшеклассник, тогда ему будет вдвойне приятно ими пользоваться. Иногда родители недооценивают желание подростка хорошо одеться, похвастаться классной осенней курткой или кроссовками. Это одинаково важно девчонкам и мальчишкам. Любимая осенняя куртка может поднять настроение даже в дождливую погоду.
Шаг 3. Перестроить режим дня
Чтобы первые школьные дни не ходить как зомби, за неделю до 1 сентября пора начинать вставать хотя бы в 8 утра и ложиться в 10 вечера.
Шаг 4. Построить позитивный план на год
Мечтать о событиях нового учебного года можно всей семьей: в какие секции и кружки записаться подростку, купить ли абонемент в бассейн, какой язык начать учить, какие выставки посетить, к каким результатам прийти в мае. Всей семьей распланировать достижение больших целей и решить, что (как пример) если подросток получит новый разряд в спортивной школе или примет участие в творческом конкурсе, то он получит материальное поощрение от родителей.
Шаг 5. Настроиться на эффективную учебу
Достигать новых высот непросто. Не у каждого подростка есть желание быть выше, лучше и сильнее. А если и есть, то оно должно подкрепляться ежедневной работой. Чтобы подросток смог вырасти за этот учебный год, чтобы его запал не угас в первые школьные дни, наши психологи разработали программу интенсивных тренингов.
Что такое Комплексная подготовка к школе для старшеклассников
Это специально подобранные 4 тренинга, которые школьник проходит перед новым учебным годом. Программа сделает учебу в школе легче и приятнее. Подростки научатся тратить время после школы с умом, чтобы и уроки сделать, и свободное время осталось. Освоят разные техники запоминания, быстрого анализа информации и концентрации внимания. Разберутся, откуда берется лень, стресс и нежелание учиться. И научатся их преодолевать.
Когда и как проходит
С 20 по 28 августа с 12.00 по 18.30 старшеклассник приходит в наш Центр и занимается с психологами, тренерами и коучами в небольшой группе сверстников. Программа делится на отдельные тренинги-интенсивы (можно пройти всю программу в комплексе или выбрать отдельные тренинги):
• 20 — 21 августа: Управление временем
• 22 — 24 августа: Хочу учиться!
• 25 — 26 августа: Внимание – сила!
• 27 — 28 августа: Управление стрессом
Что дает
- ✔ Быстро адаптироваться к учебе. Пока одноклассники будут «раскачиваться», ваш ребенок уже начнет учиться, получать хорошие оценки и пополнять портфолио.
✔ Освоить навыки и полезные техники для успешной учебы не только в школе, но и в институте.
✔ Осознать, что школа – это не наказание, а возможности, которые нужно уметь использовать.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о наших программах, подпишитесь на нашу рассылку.